Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Глотова Алевтина Витальевна

Музыкально занятие для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_nod.docx27.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация

        Данная методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по  образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», разделу «Музыкальная деятельность» направлена на развитие эмоциональной сферы детей 4 – 7 лет, имеющих сочетание  двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

       Использование представленного материала позволяет повысить проявление творческой активности,  развитие эмоциональности.                

        В методической разработке предлагается наглядный материал для работы с детьми по музыкальному воспитанию по теме непрерывной образовательной деятельности.

        Рекомендую данную разработку использовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОВЗ, так как она отработана на практике и дает положительные результаты по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей с особенными потребностями.

  Введение

     Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.                                                                

       В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. Музыкальные занятия - это способ самовыражения и психического становления личности.

       Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, очевидно, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.    

       В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения.  Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

        Во время своих занятий я считаю необходимым создать доверительную атмосферу, предполагающую общение «на равных» ребенка и педагога. В ситуации, когда действия ребенка принимаются педагогом без каких-либо условий, есть возможность для проявления индивидуальности. Общение проходит в игровой форме, при этом детям не навязываю обязательные для всех действия и приемы, они могут принимать участие в игре, исходя из своего опыта и возможностей. Занятие имеет определенную структуру, которая позволяет детям усваивать новый материал, приобретать уверенность в собственных возможностях, проявлять творческое начало, помогать другим, сопереживать неудачам и радоваться успехам. Главное – это верить в ребенка, оказывать ему поддержку, дарить любовь. Учитываю особенности и возраст детей. В данном случае все дети не говорящие, имеют разный возраст, различные отклонения в психическом и физическом развитии. Для начала некоторые моменты разучиваю с детьми индивидуально, а затем объединяю в одно занятие, для закрепления музыкального материала, для поддержки ситуации успеха.

       На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья  использую информационно-коммуникативные технологии. С помощью мультимедийных презентаций развивается чувство ритма, зрительное восприятие, внимание. Играем на детских музыкальных инструментах,  выполняем с детьми пальчиковую  гимнастику, речедвигательные упражнения с опорой на изображение на экране. Дети любят выполнять такие  упражнения. Хочется отметить, что использование компьютерных технологий  не заменяет привычных коррекционных методов и приемов работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Применение компьютерной техники на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.

       Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» представлена на Межрегиональном методическом семинаре педагогических работников с Международным участием «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО» в 2016 г.

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности

Цель: создание условий для развития у детей умения выражать свои мысли,

           чувства посредством музыки, речи и движения

Задачи:

Обучающие:

Научить детей рослушивать музыкальное произведение с начала до конца, уметь дать краткую характеристику прослушанному, эмоционально реагировать.

Развивающие:

Развивать зрительное и  слуховое внимание, дыхание, музыкальную память, умение реагировать на смену частей музыки;

развивать чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к  животным;

укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Материал:

  • Раздаточный: бубны на каждого ребенка, шапочки зайчиков,    

                             медведей.

  • Демонстрационный:

презентация к НОД, видеофайл «Поздняя осень», видеофайл гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя.

 Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран
  • музыкальный центр

Индивидуальная работа:

  • игра на бубне с Никитой, выполнение танцевальных движений со Стасом

Методы и приемы:

  • наглядный – направлен на восприятие детьми красок осени (видеофайл «Поздняя осень», гимнастика для глаз «Осенний листок», видеоматериал про медведя, дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»);
  • словесный направлен на развитие слухового восприятия,
  • практический – направлен на закрепление и углубление полученных знаний и навыков

приемы:

  • музыкальное приветствие коммуникативная игра «Здравствуйте»
  • песня – игра с движением «Купим мы бабушка…»
  • сюрпризный момент: просмотр телепередачи «Кто живет в лесу»
  • дидактическая игра «Что зверятам Осень принесла»;
  • просмотр видеофайла «Поздняя осень», «Бурый медведь»
  • слушание музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
  • пальчиковая гимнастика «Под сосной…»
  • танцы зайчиков и медведей
  • игра на музыкальных инструментах (бубнах)
  • гимнастика для глаз «Осенний листок»
  • музыкальная игра «Солнышко и дождик»
  • использование ИКТ

Предварительная работа:

  • разучивание движений к песне «Купим мы бабушка…»
  • игра на бубнах
  • разучивание танцевальных движений «На полянке зайки танцевали»

Интеграция:

  • образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность - ведущая
  • образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»;
  • образовательная область «Познавательное развитие»;
  •  образовательная область «Физическое развитие»

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности

           концентрировать внимание; развитие умения различать части

           своего тела.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами были в гостях у бабушки, давайте вспомним, что мы ей подарили.

Песня с движениями «Купим мы бабушка…»

Цель: развитие музыкальной памяти, координации движений

Молодцы, а сегодня  я предлагаю посмотреть познавательную телепрограмму

«Кто живет в лесу?» Хотите?

Ответы детей

                 Итак, садитесь поудобнее, будьте внимательны.

Основная часть.

Педагог. На дворе — поздняя осень. Все люди, и звери к зиме готовятся,    

                припасы заготавливают  и каждый день благодарят Осень за ее

                подарки. Лес еще полон жизни.  Птицы готовятся к отлету,

                 собираясь шумными стаями.  Все зверюшки тоже готовятся к зиме.  

                 Осень всех зверей угостила своими дарами:

  • Белочку – орешками
  • Ёжика – грибочками
  • Зайчишку – морковкой и капустой.

                Ребята, хотите узнать какая поздняя осень в лесу?  

Видео файл «Поздняя осень»

под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня»

цель: Развивать зрительное и  слуховое внимание, умение эмоционально

         реагировать на музыку

Ребята, понравился вам лес поздней осенью?

В лесу стало немного грустно и скучно, и музыка прозвучала  печальная.

В лесу становится тихо, не слышно пения птиц и только ветер гуляет между деревьями и срывает оставшиеся листочки.

Дети под музыку показывают деревья, дуют как ветер и роняют листочки на землю

Пальчиковая гимнастика

«Под сосной…»

Цель: развитие мелкой моторики

Под одной сосной сидит зайка косой

Под другою сосной сидит зайка другой

На детей надевают шапочки зайчиков.

Вот сколько зайчиков в лесу, они все дружат и никогда не ссорятся. В лесу стало  холодно и зайчики немножко замерзли. Давайте все вместе погреемся.

Танцевальная композиция

«На полянке Зайки танцевали»

Цель: развитие двигательной активности, умение реагировать на смену

         частей музыки

Погрелись зайчата. А я знаю, что вы очень любите играть на бубнах.

Игра на бубнах

Русская народная мелодия

Цель: развитие внимания, чувства ритма

Молодцы! Постарались все зайчата и превратились все в ребят.

Ребята, подул осенний ветерок, и полетел с дерева листок

Посмотрите, как летит, как легко листок кружит

Глазками смотрите, за листиком следите.

Гимнастика для глаз

«Осенний листок»

Ребята, на улице светит осеннее солнышко, пойдемте с вами погуляем.

Музыкальная игра

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие внимания, умения реагировать на смену частей музыки

Молодцы, ребята. Немножко отдохнули, а теперь  мы продолжаем увлекательную передачу.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Кто же это? Отгадай,  правильно, это медведь.

Просмотр видеосюжета «Бурый медведь»

Мишка — лесной зверь. Он большой — выше мамы и выше папы (даже выше человека). Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые небольшие уши. Еще у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям.

Шерсть у медведя густая коричневая. Ему в такой шубе очень тепло.

Его домик называется берлогой. Она находится в земле, мишка сам роет ее для себя и своих деток. Еще берлога может быть в большой яме или пещере.

Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег.

Посмотрите, к нам тоже пришел Медвежонок

На ребят надевают маски медвежат

Танец «Вышел Мишка на лужок»

Заключительная часть.

Молодцы! Телепередача подошла к концу.

Покажите на картинках кого мы с вами сегодня встретили в лесу?

Вам понравилось? (эмоциональное состояние детей)

Музыкальное прощание

Дети уходят из зала

Заключение

      Проведение данного занятия способствовало развитию умения детей выражать свои чувства и эмоции через музыкально – ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, восприятие познавательной телепередачи.

      Музыкальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Это  средство, способное помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие звуков окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войдя в мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел Лепка) на тему «Зимние забавы» для детей старшей группы (3 года обучения).

Учить детей лепить фигуру человека (девочку в длинной шубе) из трех частей разной формы: конуса, шара и цилиндров; передавать пропорции между частями....

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей старшей группы, сост...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе О...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солны...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рисование « Поздняя осень»

Данный материал позволяет развивать художественно-эстетический вкус детей, учит передавать настроение в рисунке, изображать фигуру человека, передавая отдельные характерные детали...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» на тему « Воздушные шарики для кошки Мурки» (Использование нетрадиционной техники)

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...