Методическая разработка (консультация для педагогов) на тему: «Создание условий для формирования самостоятельности у детей через групповой сбор» (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 Савчак Олеся Анатольевна

              Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

            Я  хочу  поделиться своим опытом - создание условий для формирования самостоятельного поведения детей через групповой сбор, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gssav.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка (консультация для педагогов)

 на тему: «Создание условий для формирования самостоятельности  у детей

через групповой сбор» (из опыта работы)

Подготовила: Савчак О.А., воспитатель

г.Лабытнанги, 2016г

Создание условий для формирования самостоятельности  у детей

через групповой сбор (из опыта работы)

О.А. Савчак, воспитатель

              Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

            Я  хочу  поделиться своим опытом - создание условий для формирования самостоятельного поведения детей через групповой сбор, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента.

Очень полезным для эмоционального, познавательного развития, тренировки памяти, мышления, речи и коммуникативности,  считаем утренний сбор. Утреннее приветствие способствует созданию эмоционального фона в группе, установлению доброжелательных отношений и поднятию настроения.

          Я  использую  разные варианты приветствий. Приветствия с прикосновениями позволяют чувствовать тепло рук сверстников и взрослых.

Признаемся, так приятно ощутить нежность детских рук!

Утренний сбор для дошкольников - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

            Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, формирует желание и способности к самостоятельному поиску, сбору информации.

            Создаёт условия для положительного эмоционального настроя, для межличностного, познавательного и делового общения детей и взрослых по средствам создания в группах центров активности; что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Совершенствовать творческое мастерство педагогов в создании проектной деятельности для достижения значимого результата. Активно вовлекать родителей в педагогический процесс.

Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора:

- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности;

- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;

- разработать план реализации нового проекта;

- подвести итоги проекта;

- прививать навыки культуры общения;

- поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности,

распределять роли и обязанности;

- учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать

свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события,

- рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к

высказываниям других;

- объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность.

Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора:

-приветствие;

 - работа с календарём;

-рассказывание новостей;

-обсуждение темы;

-реклама деятельности в центрах активности;

-выбор детьми центров активности.

На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу,  как решались задачи по развитию коммуникативных навыков детей.

Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом, которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды «Здравствуй я пришел», «Полянка настроений».

В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для не умеющих читать) подсказкой в виде картинки.

Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться.

Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Для того чтобы нормально расти и развиваться, ребенку необходим эмоциональный комфорт. В своей работе с детьми  стараюсь  в первую очередь обеспечить им именно благоприятную эмоциональную обстановку. Стараемся учитывать это во всем: во взаимоотношениях с детьми и их родителями, создании развивающей среды, оформлении помещений, организации образовательного

процесса и игровой деятельности, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, и одновременно решать задачи развития общения и всех сторон речи.

Также я  использую  стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.

Работа с календарем.

Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца.

Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно

повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками. Во время счета детей совершенствуется

навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки).

С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно

используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности.

Рассказывание новостей.

Данному разделу группового сбора мы уделяем наибольшее внимание. Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему.

Иногда мы   сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние,

фруктовые и т.д.). Это,  несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости

принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости. Например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет

рассказывать о новостях.

Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения.

Следующий этап утреннего сбора - обсуждение темы. При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем приемы ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д.

Например, при обсуждении темы «Почему вымерли динозавры».  Воспитатель заранее готовит игровой материал  данной теме. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Прошлое динозавров, мы подобрали следующие игры: «Хищники и травоядные», «Хвост динозавра», набор обучающих карточек «Динозавры», пластмассовый сюжетный

конструктор динозавры, археологический набор, «Раскопки динозавров», пазлы

«Собери динозавра», «Узнай по описанию», кроссворд «Динозавры», игра «Самый внимательный», «Составь слово», «Что изменилось?».

 Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Прошлое динозавров», дети сами сделали вывод, что останки динозавров мы можем найти в центре «Мы  - палеонтологи».

Нарисовать или слепить «Мой любимый динозавр» - можно в центре «Творческая мастерская», а в центре «Мы строители» можно построить зоопарк и обыграть ситуацию

«Путешествие во времени».

Иногда, при выборе центра я  использую  дополнительную стимуляцию.

Например, при выборе центров к теме «Будь здоров,  без докторов», детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из

составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья».

Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками.

Список литературы:

1. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой

модели ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. – № 4.

2. Энциклопедия. Динозавры. Дугал Диксон

3. Утро радостных встреч: (метод.пособие) /Лидия Свирская. – М.:

Издательство «Линка-Пресс»,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий в группах для развития речи детей c учетом ФГОС ДО».

Методическая разработка разработана, как консультация для воспитателей на тему: «Создание условий в группах для развития речи детей c учетом ФГОС ДО». ...

Консультация для педагогов по теме: " Создание условий для экологического образования в ДОУ."

В настоящее время одной из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами-дошкольниками – это воспитать у детей любовь к Родине и учиться бережно относиться к ней.   ...

Методическая разработка (консультация) для педагогов "Создание условий для речевого развития младшего возраста"

Консультация для педагогов «Создание условий для речевого развития детей раннего возраста»Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарован...

Разработка консультации для родителей на тему «Создание условий для режиссерской игры дошкольника»

Консультация для родителей на тему "Создание условий для режисерской игры"...

Консультация для педагогов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы"

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность ярче всего проявляется в общении, пр...