Учебно-методическое пособие " Картотека музыкальных игр на развитие памяти"
методическая разработка по музыке по теме

Кудашова Лариса Валерьевна

В материале представлены музыкальные игры. которые в доступной для ребенка форме помогут воспитателям и музыкальным руководителям развить слуховую, зрительную, речевую и двигательную память дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_pamyat.docx936.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без учас тия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом разви тии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена.прочность запоминания, характерна не точность, воспроизведения и быстрая утеря информации.

Важнейшим условием для развития памяти являются спе циальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, что бы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целе направленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощу щения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и ра циональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.

В зависимости от того, как долго сохраняется материал в памяти, выделяют краткосрочную и долговременную память. Выделяются и природные свойства памяти: объем запомина ния, скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. В то же время память — это и результат целенаправленной деятельности по развитию этой функции.

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помога ют детям проявлять себя разнообразно не только в видах музы кальной деятельности, но и в различных формах познаватель ной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, дви жениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что  им

интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

Игры на развитие памяти

Название игры

Задачи

приоритетная

музыкальная

1      

 Бабочки                  

 Зрительная,                 слуховая память          

 Музыкальные предложения. Плавные дви жения рук. Легкий бег

2      

 Повторим ритм        

 Ритмическая память      

 Воспроизведение  ритмических рисунков

3

Будь внимательным  

 Двигательная память    

 Изменение направления движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя

4    

 Заяц с барабаном      

 Двигательная         и зрительная память

 Четкие движения рук

5

  Фотоаппарат            

  Быстрота запоминания.   Зрительная память

 Спокойная ходьба

6    

  Смотри и повтори    

 Двигательная                и зрительная память      

 Гимнастические, хореографические, физкуль турные движения

7    

 Жуки                    

  Запоминание и удержание в памяти                

Легкий бег по счетному  сигналу

8

 Запомни цифру        

  Целенаправленное        запоминание              

 Хороводный шаг.  Хлопки в разных направлениях

9

Картина оживает      

  Визуальное запоминание                            

 Музыкально-ритмическое  воображение, творчество

10    

  Руки вниз не опускай  

  Целенаправленное        

запоминание                          

 Координация движений

  рук

11    

 Что изменилось?      

 Активизация                 зрительной памяти        

 Четырехдольный   размер. Быстрота отклика на звуковой сигнал

12

 Венок                    

  Зрительно-слуховая       память                        

 Сильная доля в размере  2/4. Ритмизация слов

13

  Снежки                  

 Двигательная память.     Запоминание                

 Ритмичность   игровых  действий

14  

  Всадники                

  Эмоциональная,            образная память          

 Высокий шаг.  Прямой галоп. Бег врассыпную.

15  

  Сладкоежки            

  Логическая память.       Объем памяти                

 Восприятие   содержания песни

16    

  Мышки                  

  Наглядно-образная        память                        

 Плавное и отрывистое  звучание. Ощущение такта

17    

  Шарики летят          

  Направленность            запоминания                

 Ощущение метра в размере 4/4

18    

  Слоненок                

  Слуховая память.          Часть речи «Глагол»      

 Музыкально-ритмическое творчество

19    

  Кошка и котята        

  Образно-действенная   память                        

 Мелкая моторика. Артикуляционные упражне ния. Осторожный шаг

20    

  Тихо вокруг            

  Слуховая память.          Объем памяти              

 Восприятие   содержания текста песни

21    

  Кто кого перепоет?  

  Ритмическая память      

 Воспроизведение восьмых и четвертных

22    

  Песня гриба            

  Музыкально-двигательная координация      

 Вокально-двигательная  координация

23    

  Непослушный тигр  

  Слуховая память. Глагол  прошедшего времени      

 Танцевально-игровое  творчество

24    

  Прыг, прыг, скок      

  Ритмическая память      

 Метрическое  чувство. Спокойный шаг. Прыжки

25    

  Прятки                  

   Слуховая память. Обстоятельства места

 Игровое творчество

26    

  Мячик                    

  Логическая      память.   Глагольный словарь      

 Предметные действия:  игра с мячом

27    

  Белка                    

   Слуховая и речевая память. Логическое запоминание

 Прыжки на двух ногах

28

 Топотушки              

  Двигательная память    

 Плясовые    движения: дробный  шаг,  притоп одной ногой, выставле ние ноги па пятку

29    

  Найди куклу            

  Визуальное запоминание.  Ориентировка  в  пространстве

 Начало и окончание музыкального произведения

30    

  Кто пришел в гости?  

  Слуховая память          

 Тембровый слух. Высота голоса,   автоматизация

звуков «Р», «Ж». «У»

31    

 Догони                  

  Ритмическая память      

 Легкий   бег  змейкой. Воспроизведение ритма фразы и мотива

1. БАБОЧКИ

Цель. Развивать зрительную, слуховую память, учить запо минать последовательность выполнения действий в задании.

Оборудование. Бумажные цветы красного, синего, белого, желтого цвета.

Ход игры. Перед игрой детям дается установка на запоми нание выполнения последовательных действий. Под музыку вальса В. Беккер «Лесная сказка» дети изображают летящих бабочек. В конце первого предложения «бабочки» садятся на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце тре тьего — на синий, четвертого — на белый.

Игра повторяется несколько раз. Для активизации зритель ного внимания последовательность действий изменяется.

2. ПОВТОРИ РИТМ

Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно вос производить ритмический рисунок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зритель ное и слуховое запоминание.

   Глазки, глазки, вы смотрите, Все запоминайте.                       Ножки, ножки, все за мною Дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопака» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую — дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ

Цель. Учить запоминать последовательность выполнения движений, ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети стоят по кругу друг за другом и запоминают словесную инструкцию. На звуковой сигнал дудочки, двигаясь под «Марш» В. Найденко, они меняют направление движения: вперед, назад, на месте, вокруг себя.

На 1-й сигнал — двигаться вперед;

на 2-й сигнал — спиной назад;

на 3-й сигнал — ходьба на месте;

на 4-й сигнал — вокруг себя.

Рекомендуется выполнять действия, начиная с одного сиг нала, постепенно увеличивая их количество.

4. ЗАЯЦ С БАРАБАНОМ

Цель. Развивать зрительную и двигательную память. Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

Барабан зайчишка взял,                                                        Лапкой звуки издавал.                                                              Он по-разному играл,                                                        Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движении в соответствии с музыкальными предложениями:

  1. пр. — имитируется игра на барабане одной рукой.
  2. пр. — имитируется игра на барабане другой рукой.
  3. пр. — имитируется игра на барабане поочередно каждой рукой.
  4. пр. — имитируется игра на барабане одновременно двумя руками.

При повторении игры порядок движений может меняться.

5. ФОТОАППАРАТ

Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у сте ны на стульях, другая — получает задание запомнить порядок сидящих.

Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются места ми. По окончании музыки каждый ребенок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.

6. СМОТРИ И ПОВТОРИ

Цель. Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры. Дети стоят в трех колоннах лицом к педагогу. Под музыку детям показывается первый элемент движений на 1-й такт. Дети первой колонны повторяют его на 2-й такт, дети вто рой — на 3-й, дети третьей — на 4-й такт.

Ритмическая последовательность выполнения движений способствует выработке быстроты реакции на повторение. Двигательные элементы могут быть гимнастического, хореог рафического, физкультурного характера.

                                                   

ПОБЕДИТЕЛЬ        С. Джоплин

7. ЖУКИ

Цель. Учить запоминанию и удержанию в памяти игрового правила в течение всей игры.

Ход игры. Дети рассчитываются по порядку и свободно вста ют по всему залу. Они двигаются легким бегом по одному, изоб ражая жуков, услышав свой порядковый номер, и заканчивают бег, услышав другой.

8.ЗАПОМНИ ЦИФРУ

Цель. Развивать устойчивость слуховой памяти.

Ход игры. Перед игрой детям дается установка запомнить цифру, названную ведущим. Под спокойную музыку лирическо го характера (по выбору) дети свободно двигаются по залу. Ведущий называет цифры в любом порядке. Услышав цифру, которую надо было запомнить, игроки должны остановиться и хлопнуть в ладоши над головой. Рекомендуем педагогу между повторением заданной цифры использовать длительные отрез ки, чтобы обострить слух и развить внимание.

9.КАРТИНКА ОЖИВАЕТ

Цель. Учить составлять «ритмический рассказ».

Оборудование. Картина, магнитофон, кассеты.

Ход игры. Дети рассматривают картину Б. М. Кустодиева «Масленица», определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание.

Чтоб картинку оживить—

Всем внимательными быть.

Роли мы распределим,

Все сейчас изобразим.

Прослушав музыку П. Чайковского «Масленица» из фор тепианного цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содер жанию картины. Творческие задания выполняются коллектив но, подгруппами и индивидуально. Одна часть детей изобража ет катание на лошадях, другая — катание на санках с горки, третья — игру в снежки, четвертая — полет птицы, пятая — музыкантов-скоморохов.

В соответствии с характером музыки действия распределя ются следующим образом:

1—26 т. — «Музыканты-скоморохи» создают праздничное настроение.

27—34 т. — Имитация катания на санках.

35—58 т. — Имитация катания на лошадях.

59—66 т. — Игра музыкантов.

67—84 т. — Игра в снежки.

85—116 т. — Солист играет на детской гармонике, осталь ные дети его слушают.

117—130 т. — Полет птиц.

131 —138 т. — Игра музыкантов.

139—153 т. — «Катание на лошадях всех детей».

154—170 т. — Дети расходятся с праздника.

Составлять «ритмические рассказы» следует с одного-двух образных действий, затем увеличивать, их количество. Рекомен дуются следующие картины.

И. Суриков. Взятие снежного городка.

Г. В. Сорока (Васильев). Рыбаки.

Ф. А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.

В. Д. Поленов. Московский дворик.

10. РУКИ ВНИЗ НЕ ОПУСКАЙ!

Цель. Учить запоминать и удерживать в памяти правило игры, активизировать быстроту двигательной реакции, разви вать координацию движений.

Ход игры. Дети стоят свободно лицом к педагогу. Под танцевальную музыку по показу и словесным указаниям они выпол няют движения руками. На слова «Руки вниз!» движения не показываются, а продолжают выполнять предыдущие.

Соревновательный элемент помогает детям не забывать запрещенное движение. Кто ошибается, нарушает правило — выходит из игры.

11. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель. Развивать и активизировать зрительную память. Оборудование. Стол, игрушки по выбору, колокольчик. Ход игры. Дети сидят полукругом у стола. Педагог дает ус тановку на запоминание правила игры:

Чтобы память развивать,

Будем с вами мы играть.

Новое вы назовите,

Что изменилось — покажите!

На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог на каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки в четырехдольном размере на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и на блюдают, что изменилось в расположении предметов.

Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

12. ВЕНОК

Цель. Развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом1. На звучание русской плясовой мелодии с четким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав свое имя, ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего уча стника игры. Второй ребенок, услышав свое имя, -кладет правую руку на плечо следующего и т. д. При выполнении движений в ле вую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом.

Игра будет окончена, когда дети руками «сплетут венок».

13. СНЕЖКИ

Цель. Учить выполнять движения под словесную команду, состоящую из 3 действий.

Ход игры. Дети стоят в кругу левым боком к центру. Левая нога слегка выставлена вперед, правая — чуть сзади. Педагог вместе с детьми произносит слова.

Мы в снежки играем смело, Лепим быстро и умело.                             Мы научим всех играть: Брать снежок, лепить, бросать.

Слова четвертой строки являются заданием для выполнения игровых действий, под ритмичную музыку подвижного ха рактера. Заданная последовательность действий повторяется 4 или 8 раз.

14. ВСАДНИКИ

Цель. Развивать образную память.

Ход игры. Дети делятся на пары и встают по кругу боком к центру: первый — «конь», второй — «всадник». Под пение попевки на мотив русской народной песни «Как под горкой» все двигаются с высоким подниманием бедра.

Еду, еду на коне

По родимой стороне,

По березовой, сосновой,

По дубовой, по ольховой.

На музыку Г. Дмитриева «кони» разбегаются, а «всадники» начинают их ловить, пока звучит музыка. Затем игра повторяет ся, и игроки меняются ролями.

Умеренно быстро               ЛОШАДКИ                    Г. Дмитриев

15. СЛАДКОЕЖКИ

Цель. Развивать логическую память, объем памяти.

Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением персонажей песни и указанных сладостей.

Ход игры. Педагог поет веселую песню на мотив «Кик-марша» В. Свиридовой. По окончании песни выполняются раз ные задания..

  1. Расставить на фланелеграфе карточки с персонажами песни в заданной последовательности.
  2. Расставить карточки с изображением сладостей по содержанию песни.
  3. Детям раздаются карточки, которые они поднимают в соответствии с содержанием текста: в правой руке — карточка с изображением персонажей, в левой — с нарисованными
    сладостями.

Любит мишка сладкий мед,                                                               Добрый Карлсон— пить компот,                                                          

Муха — слизывать варенье,                                                                          А Хоттабыч —есть печенье,                                                               Буратино — виноград,                                                                                    А Мальвина — мармелад,                                                                    Пчелка — пить нектар душистый,                                                                Майский жук — сок бархатистый.

16. МЫШКИ

Цель. Развивать наглядно-образную память.

Ход игры. Дети-«мышки» сидят в «норках», в разных мес тах зала. «Мама-мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движения и сопровождая стихот ворным текстом:

Мышки, тихо вы сидите! По порядку буду звать. Осторожно выходите, И прошу вас, не пищать.

«Кошка» ребенок сидит в стороне, будто спит. Звучит пье са С. Смита «Тарантелла». На четыре отрывистых звука педа гог, по порядку указывает на первых четырех детей, которые бегут к ней на плавное звучание восьмых длительностей. На последующие четыре отрывистых звука второго и третьего пред ложений подбегают другие четверки детей. На четвертое пред ложение «мышки» подбегают к «кошке» и будят ее. С оконча нием музыки они убегают от «кошки».

17. ШАРИКИ ЛЕТЯТ

Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальном) речевому сигналу (порядковое числительное в пределах 10).

Ход игры. Перед игрой дети запоминают свой порядковый номер. Звучит музыка. На сильную долю четырехдольного такт педагог называет числа по порядку от 1 до 8. Услышав свор числа, дети легко бегают, изображая летящие по воздуху шари ки. К одним детям присоединяются другие. С окончанием музы ки игроки приседают — «шарики сдулись».

Когда игра будет освоена детьми, называйте числа в любом порядке для активизации процесса запоминания.

Подвижно                      ЭТЮД                           Д. Левидова

18. СЛОНЕНОК

Цель. Учить запоминать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти заданную последовательность действий.

Ход игры. Педагог сообщает детям, что они будут слушать песню. Идет задание запомнить слова, которые отвечают на вопрос: «Что делал?»

1.        Рано утром слон проснулся,
            Сразу в воду окунулся

И плескался, отдувался,                                                

На песочке кувыркался.

2.        Хвостик, уши обливал
                    И на солнце загорал,
Подремал, часок поспал
                   И к слонятам побежал.

Запомнив действия, дети составляют композицию движе ний, изображая слона под ритмичную музыку. При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая — сочиняет рассказ, описывая образные движения.

19. КОШКА И КОТЯТА

Цель. Развивать двигательную, образно-действенную память, учиться действовать по подражанию.

Ход игры. На 1-е и 2-е предложения дети-«котята» внима тельно слушают задание мамы-«кошки» на мотив песни Е. Крылатова «Упрямые котята». На 3-е и 4-е — по подражанию по вторяют действия.

Движения

Дети слушают, стоя в кругу. Сжимают и разжимают паль цы в кулачках. Продолжают слушать.

Вытягивают язык изо рта и 8 раз поднимают и опускают его кончик. Слушают.

Осторожно двигаются шагом и с окончанием музыки, приседа ют

Слова

1.        Кошка учила капризных котят,
Как коготки острые показать:

—        Раз, два! Смотрите, не отставать!
Лучше учитесь мне подражать.

2.        Кошка учила капризных котят,
Как язычком им сметану лизать:

—        Раз, два! Смотрите, не отставать,
Лучше учитесь мне подражать.

3.        Кошка учила капризных котят,
Как хитрых мышек быстро поймать:

—        Раз, два! Смотрите, не отставать,
Лучше учитесь мне подражать.

УПРЯМЫЕ КОТЯТА

20.ТИХО ВОКРУГ

Цель. Развивать слуховую память, увеличивать объем па мяти.

Оборудование. Карточки с изображением персонажей пес ни (два комплекта).

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. По окончании песни участники игры быстро и тихо находят карточки с соот ветствующим изображением. Выигрывает та подгруппа, кото рая выполнит задание быстрее другой.

  1. Тихо, тихо все вокруг,
    Слышен где-то слабый звук.
    Может, ежик прошуршал?
    Может, зайка пробежал?
  2. Может, воздух зазвенел?
    Может, веткой захрустел?
    Где-то серый волк не спит?
    Лист осины шелестит?

                       3. Жук проснулся и поет,

Разбудил лесной народ:
«Солнце просыпается.
И в небо поднимается».

21. КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ?

Цель. Развивать ритмическую память, учить воспринимать воспроизводить соотношения длительностей: четвертей и восьмых.

Ход игры. Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм

звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

1. Во дворе два друга жили — Козлик и ягненок,                                   Песни долго распевали, Чей же голос тонок?                                    Припев:

Ме-ме! Ме-ме-ме!

Бе-бе! Бе-бе-бе!

Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!

одновременно

Me-ме-ме-ме-ме-ме-ме!

Бе~бе-бе-бе-бе-бе-бе!

2.        Козлик рожки поднимал,Громко распевая.

         Друг ему не уступал, Криком подражая.

Припев.

                        3.Подошел к друзьям щенок: «Голос не срывайте.
                      Чтобы получился толк —Ноты изучайте».

22. ПЕСНЯ ГРИБА

Цель. Развивать музыкальную, двигательную память, коор динацию движений.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание и пропевание слов в тексте.

Чтобы вместе песню петь, Надо слушать и смотреть.  Я спою, вы повторяйте И по жесту начинайте.

На мотив песни Г. Струве «С нами друг» (запев) педагог поет и показывает движения на 1 и 2 доли, дети — на 3 и 4 доли такта.
Слова        Движения

1.        Дождь идет... дождь идет,               И.п. стоять прямо, руки опущены.
Дождь грибной... дождь грибной.      Поднять вверх правую руку.

Я расту... я расту                      Поднять левую руку.

Под сосной... под сосной.                      Руки опустить вниз.

Лес притих... лес притих                      Вытянуть руки вперед.

Под дождем... под дождем.                Сложить ладошки перед грудью.

Еж сидит... еж сидит                         Раскрыть ладошки вверх.

Под кустом... под-кустом.                     Присесть. Встать.

             Поочередно поднять руки вверх.

2.        Солнышко... солнышко,                 Сложить ладошки под щечку.
Отдохни... отдохни,                     Грозят указательным пальцем правой
На денек... на денек                             руки.

Ты усни... ты усни.                   Грозят указательным пальцем левой

Подрасту... подрасту,                    руки.

Выходи... выходи                    Поднимают руки вверх.

И меня... и меня                   Жестом «зовут солнышко».

Ты найди... ты найди.                  Показывают на себя.

Приседают.

23. НЕПОСЛУШНЫЙ ТИГР

Цель. Развивать слуховую память, двигательно-слуховую координацию. Учить различать глаголы прошедшего времени.

Ход игры. Дети слушают песню и запоминают последова тельность действий тигра. При повторном слушании песня ин сценируется.

  1. Тигр из цирка убежал
    И по городу гулял,
    Долго-долго он бродил,
    Не осталось больше сил.
  2. У автобуса он встал
    И проехать не давал,
    На водителя глядел,

У входных дверей присел.

3.        Лапкой в дверь тигр постучал
Тихо-тихо зарычал:

«Вы скорей меня пустите, Выступать в цирк отвезите.

4.        В цирке музыка и смех,
Клоун Винтик для потех,

С ним мы зрителей смешим,                                                     На представленье поспешим?»

24. ПРЫГ, ПРЫГ, СКОК

Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложения. На третье — они останавли ваются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок!

Прыг, прыг, скок.

ЧЕШСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Не слишком быстро        Обработка Г. Анисимовой

25. ПРЯТКИ

Цель. Запомнить слова, обозначающие обстоятельства ме ста и имена собственные.

Ход игры. Дети слушают песню и говорят ответы на ухо педагогу. Сначала они называют по имени играющих в прятки, а затем места, где они прячутся. Когда песня будет выучена, ее можно разыгрывать в лицах.


  1. Во дворе мы все играли
    И.считалочку считали,
    Прятаться мы разбежались,
    Вова с Юрою остались.
  2. И считали до пяти,
    Чтобы дальше всем уйти,
    Спрятались, сидим, молчим,
    Словно мышки, не шумим.

  1. Петя с Толей за углом,
    У машины под крылом.                          
  2.  Глеб за деревом стоит,
    Саша в щелочку глядит.

4. За кустом Олег присел,
Убежать домой хотел.
Илья газетою прикрылся,
Артем в подъезде очутился

26. МЯЧИК

Цель. Развивать логическую память, расширять запас слов, обозначающих действия и отвечающих на вопрос: «Что сделал?».

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на полу по кругу лицом друг к другу, широко расставив ноги, и запоминают правила выполнения

Действий.

Мячик Вовы покатился И у Саши очутился, После к Ире побежал, А Максим его поймал,

Прослушав первую часть пьесы М Сатулиной «Мячики», дети начинают выполнять задание. При повторении игры назы ваются имена других детей.

27. БЕЛКА

Цель. Развивать слуховую и речевую память, учить удерживать в памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.

Ход игры. Среди детей выбираются пять желающих. У каж дого из них свой порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга. Все дети весело проговаривают сло ва. На звучание пьесы Л. Бетховена «Экоссез» начинается игра.

Слова.

Белка прыгала, скакала,

К ней другая подбежала.  Вот спешат еще втроем, Стали прыгать впятером.

Движения.

Первый ребенок выходит и пры гает.

Подбегает второй. Подбегают трое играющих. Пять детей прыгают на месте.

28. ТОПОТУШКИ

Цель. Развивать зрительное восприятие и двигательную память.

Ход игры. Педагог поет попевку на мотив украинской на родной песни «Ой, джигуне, джигуне» и показывает плясовые движения. После показа дети воспроизводят двигательные эле менты по памяти.

Слова.                                                 Кружатся

Ножками затопали,                           Дробный шаг на месте.                                                                                                                                    Ножкою притопнули.                       Притоп одной ногой                                                                                                                    Вот какой сапожок!                          Выставляют ногу на пятку, то правую, то левую.    

Попляши со мной, дружок.              Кружатся

     Игра проводится в разных вариантах. Для этого в тексте меняется порядок предложений.

«ОЙ, ДЖИГУНЕ, ДИГУНЕ»

Украинская народная песня

29. НАЙДИ КУКЛУ

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, развивать на блюдательность.

Оборудование. Кукла.

Ход игры. Педагог держит в руках куклу и просит детей запомнить место, с которого будет начинаться игра. Под мелодию русской народной песни «Как пошли наши подружки» дети расходятся по залу спокойным шагом вместе со взрос лым. С окончанием музыки они должны остановиться и по вернуться в ту сторону, где находилась кукла, молча, не раз говаривая. Всякий раз игра начинается с нового места, чтобы активизировать зрительную память и развить наблюдатель ность. Дети, которые словами называют исходное место, из игры выбывают.

30. ДОГОНИ

Цель. Развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический рисунок мотива и фразы.

Ход игры. Дети делятся на две команды: одна убегает, дру гая догоняет. Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда — на четные музыкальные построения, вторая — на нечетные под музыку А. Салина.

31. КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ?

Цель. Развивать тембровый слух, слуховую память.

Ход игры. Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к про тивоположной, поют попевку на мотив песни Г. Эрнестакса «Паровоз».

У зайчонка День рожденья,                                                          Получил он поздравленья.                                                           Кто пришел, отгадай? Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он на зывает детей по именам, узнавая их по голосу.

Первый ребенок изображает низким голосом медведя — произносит звук [Р]. Второй — подражает волку средним го лосом — звук [У]. Третий имитирует высоким голосом жука — звук [Ж]

При повторении игры роли персонажей и водящего меня ются. Каждый из играющих может изобразить любое насеко мое, животное, птицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - трафареты "музыкальные инструменты"

Трафарет каждого музыкального инструмента сделан из толстого картона. Детям предлагается перенести любой трафарет на лист бумаги, а затем раскрасить по своему усмотрению. Таким образом дети знакомятся...

Учебно методический материал(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей)

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...

Учебно-методическое пособие: литературно-музыкальный салон "Мой Пушкин".

Ознакомление дошкольников с творчеством Александра Сергеевича Пушкина по средством музыки....

Учебно-методический материал по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности

Комплексное музыкальное занятие "Птица и птенчики" для 2-ой младшей группы....

Собственное учебно - методическое пособие "Первоначальные игровые упражнения для развития музыкально - ритмического воспитания дошкольников"

"Первоначальные игровые упражнения для развития музыкально - ритмического воспитания дошкольников"...

Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...