Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке по теме:
    Творческие задания в музыкально-художественной деятельности детей в детском саду.

    Творческие задания в совместной музыкально-художественной деятельности музыкального руководителя и детей в детском саду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Творческие задания в совместной музыкально-художественной деятельности детей и музыкального руководителя в детском саду.

     Современная педагогическая наука направлена на формирование личности нового времени, способной принимать нестандартные решения, мыслить творчески и проявлять активную жизненную позицию. Поэтому музыкальные занятия сегодня невозможны творческих заданий.

    Музыка как вид искусства наиболее близка  ребёнку, так как она затрагивает эмоциональную сферу личности, развивает воображение, мышление.  Творческие задания на музыкальных занятиях  являются одной из ступенек  лестницы, которая ведёт  к развитию у воспитанника  творческих способностей.

    Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

    1. не имеет однозначного и односложного ответа или решения
    2. является практическим и полезным для учащихся
    3. связано с жизнью учащихся
    4. вызывает интерес у учащихся
    5. максимально служит целям  обучения.

    Творческие задания могут использоваться во всех видах музыкально-художественной деятельности:

    1. Восприятие;
    2. Пение;
    3. Музыкально-ритмические движения;
    4. Игра на детских музыкальных инструментах.

    Важно отметить, что творческие задания решают несколько задач:

    1. Вызывают интерес к музыкально-художественной деятельности;
    2. Побуждают к действию самостоятельно и оригинально;
    3. Привлекают внимание детей к свойствам  музыкального звука и особенностям звучания музыкальных инструментов;
    4. Развивают слуховое воображение, ассоциативное мышление, звуковую фантазию.

    Обобщение опыта работы по использованию творческих заданий в совместной деятельности педагога и детей.

    Восприятие.

    Музыкальное восприятие один из сложнейших для детей видов музыкально-художественной деятельности. Наблюдая  за детьми, во время прослушивания музыкального произведения, я обратила внимание на то, что средняя  продолжительность слуховой активности  в первой младшей группе 20 - 25 секунд, в средней 35 - 45 секунд, в старшей 55 -  1минута  10 секунд, а в подготовительной максимум  1 минута 40 секунд.  Этого времени не всегда бывает достаточно для того чтобы воспринять образ музыкального произведения.  Поэтому в этом виде музыкально-художественной деятельности творческие задания просто необходимы.  Применяю метод – восприятие через двигательную активность.

    Младшая группа  

    К. Сен-Санс  «Слон»

    Д. Кабалевский «Ёжик»

    Задача: Учить различать средства музыкальной выразительности.

    Творческое задание: Изобразить в движении  при прослушивании ёжика и слона.

    Средняя группа

    Д. Шостакович «Марш»

    Л. Шульгин «Марш»

    Задача: Учить сравнивать разные по характеру произведения одного жанра.

    Творческое задание: Передать характер через движение, шаги.

    Старшая группа

    П. Чайковский «Нянина сказка»

    С. Прокофьев « Сказочка»

    Задача: Учить детей сравнивать пьесы с по хожими названиями, находить черты сходства и различия.

    Творческое задание: Нарисовать музыку руками.

                   Подготовительная группа

                   Э. Григ « Утро»

                   Задача: Учить детей различать изобразительность музыки.

                  Творческое задание: Совместно всей группой отразить картину утра в движении. Двигаясь в кругу, не расцепляя рук.

    Пение.

    Для развития песенного творчества я использую творческие задания составленные О.А.  Скопинцевой.

    Виды творческих заданий:

    1. Ритмизация слов, фраз, стихов  (с сопровождением хлопками).
    2. Сочинение ритмических вступлений и сопровождений к песням.
    3. Сочинение небольших ритмических пьес («Шаги» зверей, птиц, сказочных героев и.т.п.)
    4. Выбор увертюры к сказке из двух предложенных контрастных музыкальных произведений.
    5. Импровизация окончаний мелодий.
    6. Мелодические вопросы и ответы, состоящие из одного или нескольких слов. Моделирование музыкальных партитур на основе потешек, считалок, кричалок.
    7. Сочинение небольших песенок на стихи.
    8. Подбор мелодий на инструменте (диатонический металлофон, фортепиано и другие).
    9. Использование остинатных  аккомпаниментов  в ансамбле с педагогом.
    10. Сочинение песенок в определённых жанрах на предложенные стихотворения.
    11. Сочинение пьесок разных жанров.
    12. Исполнение сочинённых пьесок в ансамбле с другими детьми или педагогом. Использовать различные виды равномерного движения:

    а) двигательное исполнение;

    б) графическое исполнение;

    использование различных видов равномерного движения:

    звучащие жесты, а также любые движения тела.

    Музыкально-ритмические движения.

    Для развития танцевального творчества, считаю целесообразным использование разнообразных пластических этюдов и пантомим, так как это задание творчество  по сути. Пантомимы могут сопровождаться словестным объяснением, стихотворением, а также исполняться под музыку.

    В младшем дошкольном возрасте импровизация исполняется всеми участниками одновременно, в одном образе, например все дети «Петушки», «Зайчики», «Лягушки».  

    В старшем дошкольном возрасте  интересны импровизации,  в образе группы как единого целого, например, все дети «Огромное облако», «Змея», «Ручеёк», «Улитка», «Дракон» и.т.д.

    В совместной музыкально-художественной деятельности мной использовались пластические этюды: «На птичьем дворе», «Собачка», «Цветок», «По небу плыли облака», «На болоте», «Росток», «Как кошечка проснулась», «Лиса на охоте», «Три медведя» и др.

    Творческие задания могут быть не только групповыми, но и индивидуальными, например: «Придумай движение  к танцу» и др.         

    Игра на детских музыкальных инструментах.

    В этом виде деятельности я использую игровые технологии К. Орфа и Э. Нотдорф.

    Игры со звуком  вызывают у детей огромный интерес, это поиск чего-то нового неизведанного в обычном,  повседневном. Например, тему  о деревянных инструментах можно начать с изучения деревянных предметов находящихся вокруг, попробовать извлечь звук из стула, стола, карандаша. В изучении шуршащих звуков импровизировать с листом бумаги на тему «Бумажная фантазия».  Звуки металлические начать изучать  с фантазии игры на кастрюле, ключах, металлических ложках.  Давая детям музыкальный инструмент, нужно давать возможность опробовать способы игры на нём, возможность экспериментировать.

    В следующем этапе можно давать такие творческие задания:

    1. Рассказать историю «Солнечный лучик отразился в зеркале» с помощью стеклянных звуков;
    2. Придумать аккомпанемент к  мелодии;
    3. Инструментовать стихи и потешки;
    4. Сочинить разговор двух героев с помощью музыкальных инструментов;
    5. Импровизировать по графической партитуре;
    6. Фантазировать на темы: «Воды», «Дороги», «Вьюги» и др.;
    7. Исполнить импровизацию в ансамбле.

    Творческие задания могут быть различными в зависимости от цели занятия, сложными в зависимости от возраста детей, но использовать их просто необходимо, т.к. только в творчестве человек познаёт себя как личность.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду

    В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...

    Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

    Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

    Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

    В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

    «Конструирование – самостоятельная творческая деятельность детей в детском саду».

       Самостоятельная деятельность  имеет большое значение в развитии творческих способностей ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточитьс...

    Активизация деятельности детей в детском саду по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

    Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэ...

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

    Познавательно - творческий проект в средней группе «Труд взрослых в детском саду»

    Цель проекта: воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых....