Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

 

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-didakticheskie_igry_v_razdele_slushanie_muzyki.doc191.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры,

используемые в процессе слушания музыки.

«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

Игра на различение формы музыкального произведения    

Игровой материал :  Кружки и прямоугольники разного цвета.

     


Цель:
Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Методика проведения: Педагог исполняет песню  и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант -  выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Игра на различение формы музыкального произведения.

Игровой материал: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом,  на верхней грани – прямоугольник, на нижней – кружок.

Цель: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.

Методика проведения:  1 этап освоения. Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика.

2 этап освоения. Дети учатся различать не только разные части, но и вступление и заключение. Сначала они также определяют части произведения, а при повторном прослушивании определяют есть в пьесе вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими  части пьесы кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник, если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

«УЗНАЙ СКАЗКУ»

Игра  на определение характера музыки

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра  на определение характера музыки

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения  грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

  1. Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
  2. Грустная, жалобная;
  3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный:  у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

     

   

   

     

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора.  Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: игрушка – поезд.

Цель: закреплять умение различать изменения темпа музыки

Методика проведения:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.

«ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.

 

Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.

Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»

Игра на развитие тембрового слуха,  формирование творческих навыков.

Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке,  размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная  лента с изображениями зайца, волка, медведя, лисы.

                       

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1.  Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» -  в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» -  в низком,  «Медведь» -  в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова  сб. Л. И. Комисаровой,

«КТО ПОЁТ?»

Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведения:  Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»

Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«ГРОМКО – ТИХО»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

«КОТ И МЫШИ»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Ход игры:  Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

       Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

       Очень тихо всегда он ходил.   Громко настойчиво кушать просил.

       Да чуть потише на печке храпел.  Вот вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.

        В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

       Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.                  

      Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

      А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Игровой материал:   листы бумаги, вырезанные в форме палитры,   краски,   кисточки.               

Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.

Дети  слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению,  характеру музыкального произведения.

Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен  определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.

Репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры

«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»

Игра – моделирование на знание жанров музыки.  

Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства. 

Методика проведения:  

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

 - Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

   Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

 - Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

 - Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера,  как  его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете  музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка -  веер станет гармошкой.

Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»

Прямая дорожка – «Марш»

«Юбочка» - «Полька»

   

Веер – «Вальс»

Гармошка – «Песня»

Игровое упражнение «Знаешь ли ты музыку П. И. Чайковского?»

Программное содержание:  развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия: наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по ко личеству играющих детей. Флажки.

Музыкально-дидактический материал: фортепиано или аудиозапись. Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Бо лезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворон ка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.

Ход игрового упражнения: Дети сидят за столами.

Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изображающими   содержание музыкальных произведе ний. Рассмотрите их вни мательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание пе дагога). Теперь я буду иг рать знакомые вам про изведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведе ние, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто от гадает правильно, получит фишку. В конце слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!»

Примечание: до проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музыкой П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, заня тий, самостоятельной деятельности. Упражне ние можно проводить и по произведениям дру гих композиторов.

Задания  на развитие творческих способностей при восприятии музыки.

Игра «Настроение».

Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков дети выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию, или своему собственному настроению в данный момент.

«Рисуем музыку»

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.

  1. Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

  1. Другой вариант рисования музыки – изображение музыки линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые – под бодрую, решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению больше подходит к настроению.

 «Подбери игрушку»

Перед ребёнком разложены имеющиеся у него игрушки – например, тигрёнок, кошка, ёжик, лошадка, кукла, собачка и т. д. Взрослый включает запись. Ориентируясь на характер музыки (нежный, медленный, быстрый, стремительный), ребёнок подбирает игрушку. Спросите его, почему он сделал именно этот выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Инновации в разделе слушание музыки в образовательной деятельности ДОУ»

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Я традиционно ...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Конспект фрагментов музыкальных занятий, по разделу «Слушание музыки».

Возраст: подготовительная к школе группа. Чайковский П.И. Цикл "Детский альбом", "Болезнь куклы"....

Методическая разработка по разделу «Слушание музыки»

Этот материал поможет вам расширить привычное знание о слушании музыки на музыкальных занятиях и позволит сделать это интересно и увлекательно. Материал будет полезен как для музыкальных занятий, так ...

музыкально-дидактические игры в процессе слушания музыки

материал будет полезен музыкальным руководителям. Поможет сделать слушание музыки более интересным и привлекательным для детей....

Раздел Слушание музыки. Танец.

Раздел Слушание музыки. Танец....