Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах
статья (старшая группа)

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлений в различных видах музыкальной деятельности: пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sukaylo.docx17.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сукайло Е.В.

Музыкальный руководитель

МДОУ №16 «Малышок»

г.о. Серпухов

 Анализ   комплексных и парциальных программ

(раздел: «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста»)

Основной формой организации музыкального воспитания в детском саду являются музыкальные занятия, задачи которых отражены в разныхобразовательных (комплексных и авторских) программах.

Мы проанализировали воспитательно-образовательные задачи раздела «Слушание музыки» в  3-х комплексных и 3-х парциальных программах.

Комплексные программы:  

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой;

2. «Детство» (В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.);

3.«Истоки» (Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Давидчук А.Н.);  

Парциальные программы:

1.«Синтез» (Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др.)  

2. «Гармония» (К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред.      К. Л. Тарасовой);

3. «Музыкальные шедевры» (Радынова О.П.).

Результаты представили в таблице (см. приложение № 12)

Проанализировав данные программы, мы сделали выводы:

-  не в каждой из них выделен раздел «Слушание музыки»; (в программе «Детство» отсутствует данный раздел). Музыкальным руководителям можно выбрать любую музыкальную программу.

-  отмечены одинаковые образовательные задачи некоторых программ («От рождения до школы» и «Истоки»). Они включают в себя: воспитание устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.  Однако в разделах «Слушание музыки»разделяется репертуар лишь по временам года и праздничным датам.

Тематический подход имеет только авторская программа «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П., что позволяет включать предлагаемый музыкальный репертуар в процесс слушания вне музыкальных занятий (для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и т.д.);        Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлений в различных видах музыкальной деятельности: пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

В отличие от предыдущих программ, шире представлены задачи по развитию эмоционального восприятия музыки.

-  в программе «Синтез» впервые, наряду с камерной и симфонической музыкой, в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.        Программа направлена на развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств, для их взаимообогащения, усиления образной выразительности.  Авторы делают акцент именно на слушании музыки, рекомендуя выделить его в самостоятельное  занятие  и  проводить его во второй половине дня. Для использования программ «Синтез» и «Гармония» в любой из комплексных программ, необходимо выделить особые акценты, специальные тематические направления.

        - во всех программах слушанию музыки определеновремялишь на музыкальных занятиях, что дает нам основание для оптимизации  музыкального развития детей за счет увеличения временного отрезка  слушания ими музыкальных  произведений.

Анализ программных задач по музыкальному воспитанию старших дошкольников показал, что не все  авторы программуделяют должноевниманиепроцессу слушания и формированию эмоционального  отклика. Вместе с тем эти вопросы необходимо решать каждому из музыкальных руководителей. Перед нами встали вопросы:

Как правильно организовать слушание детьми музыкальных произведений? Какие методы и приемы важно использовать для развития у детей эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки? Как оптимизировать этот процесс?

Ответы на эти и другие вопросы нам важно найти, прежде чем мы приступим к построению стратегии и тактике формирующего эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности слушания музыки детей старшего дошкольного возраста"

Статья рекомендована  педагогам  ДОУ и родителям....

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Статья "Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте"

Использование элементов песочного искусства на этапе слушания музыки на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте...

Конспект интегрированной ООД по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»

Интегрированное занятие по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»...