Статья "Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте"
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Борисова Нина Валерьевна

Использование элементов песочного искусства на этапе слушания музыки на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesochnoe_iskusstvo.docx225.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»

Городского округа Ступино

СТАТЬЯ

«Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Борисова Нина Валерьевна

Ступино, 2020


Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте

Цель:

Комплексное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника путем проявления творческих способностей при восприятии музыки.

Задачи:

  1. Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
  2. Проявление творческих способностей при восприятии музыки  в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в рисунках на песке, отражающих состояние ребенка под влиянием прослушанного произведения.

Актуальность.

С момента внедрения ФГОС ДО  во всей системе дошкольного образования в целом и в системе музыкального воспитания дошкольников в частности изменилось очень многое: появилось большое количество образовательных программ и технологий, изменились педагоги, дети и родители. Но главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.

На данном этапе музыкальному руководителю следует обращаться к таким формам педагогической деятельности,  которые бы позволили развивать, обучать и воспитывать, те образовывать дошкольников незаметно для них самих.

Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально-художественную деятельность детей.

Что из себя представляет музыкально-художественная деятельность?

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.

Философский энциклопедический словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».

Приведенная ниже схема объясняет сущность музыкально-художественной деятельности.

Структура музыкально-художественной деятельности

Художественная деятельность – это процесс генерации, сохранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:

  1. творчество художника, в процессе которого информация вырабатывается, сохраняется и кодируется ( зашифровывается) для передачи ценителям;
  2. собственно произведение искусства, в котором художник  кодирует и передает информацию;
  3. художественное восприятие, при котором информация декодируется (извлекается) ценителями, что требует понимания этого особого языка.

В нашем случае на музыкальных занятиях мы учим детей декодировать те образы, ту информацию, которую заложил в музыку композитор.

В процессе восприятия музыкального произведения мы должны помочь ребенку:

  • понять интонацию в музыке,
  • научить его читать музыкальный язык,
  • и, как результат, научить понимать музыку.

Слушание музыки – сложный процесс развития детского музыкального восприятия, методика обучения которому предполагает использование художественного исполнения произведений, слов педагога и наглядных средств. При этом мастерство педагога заключается в использовании различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

Задачи музыкального восприятия произведений

  1. сформировать и развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию и, как следствие, развивать музыкальные способности и мышление детей;
  2. расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, расширять спектр представлений о красоте и эстетический вкус;
  3. развивать творческие способности дошкольников (словесно-образные высказывания о музыке);
  4. побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

  1. Какие чувства передаёт музыка? В данном случае педагог направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, грустная,  нежная, весёлая, ласковая,);
  2. О чём рассказывает музыка? (основная тема музыкального произведения, например, о характере героя и его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
  3.  Как рассказывает музыка? Дети знакомятся с языком музыки (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

Как правило, слушая музыку, дошкольники воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении.

Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной

деятельности:

  • слушать музыку и рисовать или петь,
  • петь и танцевать,
  • петь и играть на детском музыкальном инструменте,
  • танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.

Именно поэтому я и решила попробовать совместить слушание музыки и такое направление художественной деятельности Sand-art – рисование на песке.

Работа над первоначальным восприятием музыкального произведения проходит стандартно:

  1. краткое вступительное слово, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие. Порой я намеренно не говорю название произведения, дабы попробовать дать детям возможность «озаглавить» его самостоятельно после прослушивания;
  2. первоначальное прослушивание музыкального произведения;
  3. беседа о прослушанном произведении, обсуждение полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности по указанной выше схеме: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?);
  4. повторное слушание, после которого уточняются отдельные средства выразительности, закрепляются представления о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;

А вот далее при прослушивании музыкального произведения на последующих занятиях для формирования новых музыкальных образов, «декодирования» образов, заложенных композитором, я использую песочную «доску» для выражения результатов восприятия. Для этого я включаю музыку, приглашаю одного из воспитанников и мы вместе пробуем воспроизвести образы на песке.

Здесь мы учитываем и возрастные особенности старших дошкольников:

  • Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умеют сосредоточиваться, улавливать музыку более детально;
  • Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями;
  • В процессе слушания ими отмечаются отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находятся самостоятельные определения, расширяется словарный запас дошкольников.

Песочное искусство – явление достаточно молодое, однако весьма популярное. При том, что эта техника модная, она уже зарекомендовала себя, как способ:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (что особенно актуально при работе с детьми с ТНР);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развитие межполушарного взаимодействия, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
  • Формирование навыков саморегуляции.

Недаром великий Карл Юнг – швейцарский психиатр и педагог - после болезненного  разрыва с З.Фрейдом смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию природных материалов (камней, земли, песка и воды) в своих символических играх, в процессе которых он создавал картины, образы на берегу озера подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощая спонтанно возникающие образы в природных материалах, Юнг смог разобраться в своих переживаниях, что дало выход его творческой фантазии.

Практическая часть:

Прослушивание 4 музыкальных произведений, демонстрирующих времена года с целью создания ярких образов на песке.

Прослушивание музыкальных произведений проводится по упомянутой выше схеме:

  1. Какие чувства передаёт музыка?
  2. О чём рассказывает музыка?
  3. Как рассказывает музыка?

Музыкальный репертуар:

  1. Н.А. Римский-Корсаков — Опера «Садко», Увертюра «Океан-море синее»
  2. П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
  3. А. Вивальди «Зима»
  4. А.Вивальди «Весна»

Итог:

Очевидна интегративная функция данного метода – комплексное воздействие на психические процессы ребенка, его эмоциональную сферу, общее культурное развитие. Мы используем слуховые, зрительные, мышечно-двигательные ощущения детей для формирования наглядных представлений о музыкальном произведении, активизации его музыкального восприятия.

Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями  и знатоками музыки не рождаются, а становятся», поэтому главной целью музыкального восприятия я считаю развитие у детей способности детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.

Использованная литература:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

"Особенности слушания музыки детей старшего дошкольного возраста"

Статья рекомендована  педагогам  ДОУ и родителям....

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области  "музыка" для старшкго дошкольного возраста....

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах

Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...

Конспект интегрированной ООД по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»

Интегрированное занятие по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»...