Статья "Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте"
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)
Использование элементов песочного искусства на этапе слушания музыки на музыкальных занятиях в старшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 225.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка»
Городского округа Ступино
СТАТЬЯ
«Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Борисова Нина Валерьевна
Ступино, 2020
Интегративная функция использования элементов песочного искусства на этапе слушания музыки в старшем дошкольном возрасте
Цель:
Комплексное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника путем проявления творческих способностей при восприятии музыки.
Задачи:
- Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности музыкально-художественной деятельности детей и способности эмоционально воспринимать музыку;
- Проявление творческих способностей при восприятии музыки в словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, в рисунках на песке, отражающих состояние ребенка под влиянием прослушанного произведения.
Актуальность.
С момента внедрения ФГОС ДО во всей системе дошкольного образования в целом и в системе музыкального воспитания дошкольников в частности изменилось очень многое: появилось большое количество образовательных программ и технологий, изменились педагоги, дети и родители. Но главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.
На данном этапе музыкальному руководителю следует обращаться к таким формам педагогической деятельности, которые бы позволили развивать, обучать и воспитывать, те образовывать дошкольников незаметно для них самих.
Согласно требованиям ФГОС ДО, реализация образовательной области «Музыка» осуществляется через музыкально-художественную деятельность детей.
Что из себя представляет музыкально-художественная деятельность?
Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой. Проблема художественной деятельности активно исследуется в науке.
Философский энциклопедический словарь определяет художественную деятельность как «деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства».
Приведенная ниже схема объясняет сущность музыкально-художественной деятельности.
Структура музыкально-художественной деятельности
Художественная деятельность – это процесс генерации, сохранения и передачи информации и состоит из трех звеньев:
- творчество художника, в процессе которого информация вырабатывается, сохраняется и кодируется ( зашифровывается) для передачи ценителям;
- собственно произведение искусства, в котором художник кодирует и передает информацию;
- художественное восприятие, при котором информация декодируется (извлекается) ценителями, что требует понимания этого особого языка.
В нашем случае на музыкальных занятиях мы учим детей декодировать те образы, ту информацию, которую заложил в музыку композитор.
В процессе восприятия музыкального произведения мы должны помочь ребенку:
- понять интонацию в музыке,
- научить его читать музыкальный язык,
- и, как результат, научить понимать музыку.
Слушание музыки – сложный процесс развития детского музыкального восприятия, методика обучения которому предполагает использование художественного исполнения произведений, слов педагога и наглядных средств. При этом мастерство педагога заключается в использовании различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
Задачи музыкального восприятия произведений
- сформировать и развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, эмпатию и, как следствие, развивать музыкальные способности и мышление детей;
- расширять знания детей о музыке, поддерживать их интерес к музыкальному искусству, расширять спектр представлений о красоте и эстетический вкус;
- развивать творческие способности дошкольников (словесно-образные высказывания о музыке);
- побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
- Какие чувства передаёт музыка? В данном случае педагог направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, грустная, нежная, весёлая, ласковая,);
- О чём рассказывает музыка? (основная тема музыкального произведения, например, о характере героя и его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);
- Как рассказывает музыка? Дети знакомятся с языком музыки (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
Как правило, слушая музыку, дошкольники воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении.
Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной
деятельности:
- слушать музыку и рисовать или петь,
- петь и танцевать,
- петь и играть на детском музыкальном инструменте,
- танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.
Именно поэтому я и решила попробовать совместить слушание музыки и такое направление художественной деятельности Sand-art – рисование на песке.
Работа над первоначальным восприятием музыкального произведения проходит стандартно:
- краткое вступительное слово, способствующее заинтересованности, активации внимания детей, их настрою на восприятие. Порой я намеренно не говорю название произведения, дабы попробовать дать детям возможность «озаглавить» его самостоятельно после прослушивания;
- первоначальное прослушивание музыкального произведения;
- беседа о прослушанном произведении, обсуждение полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам выразительности по указанной выше схеме: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?);
- повторное слушание, после которого уточняются отдельные средства выразительности, закрепляются представления о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще;
А вот далее при прослушивании музыкального произведения на последующих занятиях для формирования новых музыкальных образов, «декодирования» образов, заложенных композитором, я использую песочную «доску» для выражения результатов восприятия. Для этого я включаю музыку, приглашаю одного из воспитанников и мы вместе пробуем воспроизвести образы на песке.
Здесь мы учитываем и возрастные особенности старших дошкольников:
- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умеют сосредоточиваться, улавливать музыку более детально;
- Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями;
- В процессе слушания ими отмечаются отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находятся самостоятельные определения, расширяется словарный запас дошкольников.
Песочное искусство – явление достаточно молодое, однако весьма популярное. При том, что эта техника модная, она уже зарекомендовала себя, как способ:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (что особенно актуально при работе с детьми с ТНР);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развитие межполушарного взаимодействия, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
- Формирование навыков саморегуляции.
Недаром великий Карл Юнг – швейцарский психиатр и педагог - после болезненного разрыва с З.Фрейдом смог восстановить свое психическое равновесие благодаря использованию природных материалов (камней, земли, песка и воды) в своих символических играх, в процессе которых он создавал картины, образы на берегу озера подобно тому, как он это делал в детстве. Воплощая спонтанно возникающие образы в природных материалах, Юнг смог разобраться в своих переживаниях, что дало выход его творческой фантазии.
Практическая часть:
Прослушивание 4 музыкальных произведений, демонстрирующих времена года с целью создания ярких образов на песке.
Прослушивание музыкальных произведений проводится по упомянутой выше схеме:
- Какие чувства передаёт музыка?
- О чём рассказывает музыка?
- Как рассказывает музыка?
Музыкальный репертуар:
- Н.А. Римский-Корсаков — Опера «Садко», Увертюра «Океан-море синее»
- П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
- А. Вивальди «Зима»
- А.Вивальди «Весна»
Итог:
Очевидна интегративная функция данного метода – комплексное воздействие на психические процессы ребенка, его эмоциональную сферу, общее культурное развитие. Мы используем слуховые, зрительные, мышечно-двигательные ощущения детей для формирования наглядных представлений о музыкальном произведении, активизации его музыкального восприятия.
Выдающийся композитор Д.Д.Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся», поэтому главной целью музыкального восприятия я считаю развитие у детей способности детей слушать классическую музыку, проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, которая способствует формированию у ребенка интереса к музыке, представлений о красоте.
Использованная литература:
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200564-1360506534.jpg)
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199238-1360327772.jpg)
Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»
Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-198304-1360924139.jpg)
"Особенности слушания музыки детей старшего дошкольного возраста"
Статья рекомендована педагогам ДОУ и родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-292635-1379318795.jpg)
Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста
Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области "музыка" для старшкго дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/13/picture-633253-1431545869.jpg)
Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...
Анализ раздела «Слушание музыки» детей старшего дошкольного возраста в комплексных и парциальных программах
Доминирующее место в программе «Музыкальные шедевры» занимает методика развития у детей музыкального восприятия во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-1103540-1555860906.jpg)
Конспект интегрированной ООД по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»
Интегрированное занятие по слушанию музыки для старшего дошкольного возраста «Ах, вы, сени»...