Разработка театрализованных занятий разной направленности в ДОУ
материал (музыкально-ритмическое занятие, младшая группа) по теме

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ Педагогическая академия

Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла

Итоговый исследовательский проект на тему:

Разработка театрализованных занятий разной направленности в ДОУ

Работа выполнена слушателем

педагогических курсов

повышения квалификации

«Театрализованные игры в ДОУ» - 72 часа

музыкальным руководителем ДОУ № 23 г. Шатуры

Широких Татьяной Васильевной

Руководитель курсов

М.А. Давыдова

к.п.н., доцент, профессор

ДОУ № 23 г. Шатуры, 2011г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I.  Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике.

II. Театрализованные занятия (схема и формы).

III.  Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 Введение

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию. Происходит формирование эмоциональной сферы детей.  Во время овладения нужными художественными образами, аргументации их поступков и действий совершается развитие чувств, сферы переживаний юных актеров. [1] Активизируются мышление, воображение, а главное - происходит психологическая адаптации ребенка в коллективе.

В практике дошкольного образования театрализованным занятиям выделяется недостаточное внимание и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).

Все эти вышесказанные обстоятельства и послужило выбором темы нашего исследования. Они обращены к проблеме изучения педагогических условий и особенностей разработки и проведения театрализованных занятий для детей младшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: Теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности разработки и проведения театрализованных занятий для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования (разработка театрализованных занятий) в дошкольном образовании.

2. Изучить особенности и формы проведения театрализованных занятий с детьми младшего дошкольного возраста и условия их возникновения и организации.

3. Определить роль педагога при проведении театрализованных занятий.

Методы исследования:

Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования (разработка театрализованных занятий) в дошкольном образовании.

Наблюдение в ходе практической деятельности проведения театрализованных занятий, основанное на личном опыте.

I.  Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги.

В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие ученые. По мнению М.Г.Ярошевского, К.С.Станиславского, А.В.Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. [3, 5]

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.

Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «генетическая основа механизма актерского творчества», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П.Бочкарева, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Л.С.Выготский). [3]

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стремкова и др.). [3, 4]

Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева, А.И.Берлычева, Л.Г.Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, Л.Г. Лыскж, С.Г. Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А.А.Бодалев, Я.З.Неверович), что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И.Божович, Т.Рибо, Л.Г.Стрелкова). [3, 5, 7]

Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В.Артемова, Л.С.Выготский, Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, Д.Б.Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах М.А. Давыдовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой.

II. Театрализованные занятия (схема и формы).

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Схема занятия:

·  введение в тему, создание эмоционального настроя;

·  театрализованная деятельность (в разных формах);

·  эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Занятия

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Таким образом, театрализованные занятия будут способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи:

Понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны;

Помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал.

В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Индивидуальные занятия

Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают чему они могут верить и чего не надо замечать.

Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей… Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения

В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Таким образом, театрализованные занятия способствуют самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Праздники

Праздники, также как и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованных занятий, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Кружковая работа

Также одной из форм организации театрализованных занятий в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.

В дошкольном учреждении имеется педагог- руководитель детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному участию в работе над играми – представлениями (вплоть до участия в них в роли «актеров»).

Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Руководитель кружка ставит перед собой цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – «актерами», а красной нитью через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Содержание кружка включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, а постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут, либо в первую половину дня, либо во вторую. Но такая работа не проводится в изоляции от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности.

Так, например, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т.д.; на речевых занятиях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чисто говорок, потешек и пр., дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля и пр., на занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельные ее персонажи. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной детской деятельности. Дети играют в «театре». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Дети рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

III.  Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.

Я, как музыкальный руководитель в ДОУ, непосредственно связана с разработкой и проведением театрализованных занятий. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. [6]

Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устройть соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем воспитатель предлогает ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

В заключение следует отметить, что всестороннее развитие детей через театрализованные занятия будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные особенности и формы театрализованных занятий. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театральное воспитание дошкольников, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Используемая литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные игры для маленьких артистов: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: Издательство ТФД, 2011

2.  Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

3.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

4.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

5.  Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

6.  Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

7.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 23

(от 1 года до 3-х лет)

Шатурского муниципального района Московской области

Самостоятельная работа

«Актерские педагогические умения в работе с детьми дошкольного возраста»

Работа выполнена слушателем

педагогических курсов

повышения квалификации

Широких Татьяной Васильевной

2011г.

Актерское поведение заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мимикой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Воспитатель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать.

Так, в одном из своих очерков А.С. Макаренко рассказал об учителе словесности Мефодии Васильевиче Нестерове, который обладал могучей силой влияния на ребят. Рассказывая им о героических событиях, учитель предпочитал простую и тонкую речь, очень редко прибегал к открыто эмоциональному слову, но зато в мимике было столько эмоций-то восхищения, то осуждения, то сомнения, столько сдерживаемой силы души, что ученики не могли оторваться от его лица.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Педагогическое общение – установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить и как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между ними.

Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы педагогу приходится много говорить – рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.

Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест.

Невербальное педагогическое общение.

Кроме главного оружия педагога – слова в его арсенале – целый набор невербальных (неречевых) средств общения.

Экспрессивно-выразительные движения – зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10–15% информации. Обучаемые очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние педагога заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

Установлено, что «закрытые» позы педагога (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, – и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Все это детьми воспринимается бессознательно.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх – довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.

Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости. К тактическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции для детей. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников.

В овладении мастерством актерского воздействия на воспитанников решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, практической деятельности.

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка театрализованных занятий разной направленности с детьми 1 младшей группы.

С первых дней жизни ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим нужно использовать кукольный театр....

Разработка театрализованых занятий разной направленности с детьми младшей группы.Театрализованное занятие-драматизация сказки"Теремок".

Разработка театрализованных занятий разной направленности с детьми  младшей группы.Театрализованное занятие – драматизация сказки.Цели:•    вызвать у детей желание подпевать отдель...

Методическая разработка театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы на тему: "Лесные жители".

Предлагаю методическую разработку театрализованного занятия с использованием сказкотерапии для детей старшей группы. В игру-занятие включены упражнения для развития интонационной выразительности речи ...

Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа) Тема:" Счет предметов в разных направлениях"

Конспект  занятия - Формирование математических представлений. Тема : «Счет предметов разных направлениях»Возраст: Старшая группаЦель:  Дать детям представление о том, что ...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ЭТИ ЗАНЯТИЯ МОГУТ ПОМОЧЬ ДРУГИМ СТУДЕНТАМ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ....

Методическая разработка открытого занятия по направлению "Кукольный театр" Сказка «Будем в армии служить!»

Воспитание законопослушных подростков посредствам показа кукольного спектакля «Будем в армии служить!»...