ПРОГРАММА "ПОЕМ, ИГРАЯ"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Ненашева Оксана Анатольевна

 

Рабочая
образовательная программа
«Поем, играя»
рассчитана на 2 года обучения
для детей от 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_poem_igraya.docx39.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №77

Рабочая
образовательная программа
«Поем, играя»
рассчитана на 2 года обучения
для детей от 5 до 7 лет.

Составитель:

музыкальный руководитель

Ненашева Оксана Анатольевна

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования составлена на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст: старший возраст 5-6 лет, подготовительный - 6-7 лет.

Срок реализации: до 2-х лет

Программа музыкального образования «Камертон» модифицирована на 30%. Изменены разделы программы: заменен раздел – «Для пения по руке – нотный стан» на «Развитие артикуляционного аппарата»,  музыкальный репертуар, добавлен раздел  – фонопедические упражнения.

Данная программа направлена на формирование музыкальности ребёнка. 

Новизна и актуальность за последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

Цель программы  – совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность.

Задачи программы:

 формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному    исполнению и пению в коллективе;

развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;

 формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;

 воспитание певческого дыхания, дикции;

развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Для этого используются различные приемы обучению пения, доступные детям.  Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы, игрушки, пособия и др.

Приемы развития певческих навыков.

пение вслух и “про себя”;

контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);

пение “цепочкой”;

пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;

пение с закрытым ртом;

пение по руке дирижера

произнесение шепотом или голосом текста в ритме песни;

транспонирование в другую тональность;

скороговорки; проговаривание стихотворения;

пение а-капелла;

сольное или ансамблевое пение;

пение по рядам, по подгруппам, соло;

инсценировка песни

хор и дирижер; хор и солист;

Форма  - занятие.

 Занятия по программе в старшей и подготовительной группе проводятся 1 раз в неделю:

 в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более  30 минут.

Программа включает в себя несколько видов работ:

певческая установка

артикуляционная гимнастика.

 развитие речевого,  музыкального слуха и голоса, певческого дыхания,

 ( игры - попевки,  муз-е игры)

Разучивание и пение  песен.  (усвоение певческих навыков, звукообразование,  дикция, ритм, выразительное исполнение, инсценировка)

фонопедические упражнения.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 

                                                                                                                                    Дает теоретические знания детям о том, как правильно сидеть или стоять во время пения   ( как держать положение корпуса, рук, ног, шеи). Все эти знания и применения их способствуют хорошей певческой активности детей и лучшему развитию вокальных данных.  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

                                                                                                                                 Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.                                                                                                   (челюсти двигаются вправо и влево, рот широко открывается и закрывается, делает оскал, показывая все зубы сразу, губы растягиваются в улыбке, складываются трубочкой, язык может вытянуться, умеет делать кольцо и т.д.                                                         Артикуляционная гимнастика проводится под музыку. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

                                                                                                                             ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – почувствовать , что твой рот, губы, челюсти и язык слушаются тебя.                                                                                                                                                                               *     Челюсти двигаются вправо и влево;                                                                                 *     Рот широко раскрывается и закрывается, делает оскал, показывая все зубы сразу;                                                                                                                                             *     Губы растягиваются в улыбке, складываются в трубочку;                                 *     Язык спокойно лежит на нижней губе, может вытянуться как иголочка,    умеет делать качели, орешек, мартышку, бульдога и колесо;                                             *     Надуть щеки, втянуть щеки;                                                                                            *     Плотно смыкать губы и размыкать, произнося звук /п/;                                           *     Верхними зубами покусать нижнюю губу – нижними зубами верхнюю губу;

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА.

                                                                                                                          Упражнения полезны для расширения диапазона, дети слышать, различают направление мелодии, долгие и короткие звуки, скачки в мелодии, учатся точно пропевать ритмический рисунок, способствует развитию дыхания и правильному  интонированию мелодии, формируется ладотональный слух. Вопросно – ответная форма упражнений или заданий закончить мелодию, которую сначала спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Песни - упражнения используются не только для распевания, но подготавливают к преодолению различных певческих трудностей. Систематическое использование песен – упражнений помогут сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.  

ПЕНИЕ.

                                                                                                                                      Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности (в комплексе). В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, постепенно познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. У детей развивается активность слухового внимания, чувство самоконтроля, формируется устойчивость вокально – слуховой координации, умение петь самостоятельно с музыкальным и без музыкального сопровождения, вырабатывается привычка слушать себя и своих товарищей развиваются исполнительские навыки .Ребенок не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

-развивается  певческое дыхания, диафрагмальное дыхание - способствует вентиляции легких, интенсивному кровообращению;  осуществляет массаж брюшной полости,  развивает умение передавать голосом имитацию звуков окружающей природы  (звукоподражание).        

Задачи старшего возраста 5-6 лет:

Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.

Охранять, беречь голос детей.

Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение,  дикция, ритм, интонирование, дыхание).

Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.

Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.

Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).

Развивать слуховые функции, учить,  голосом воспроизводить звуки, использовать звукоподражание.

Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.

Задачи подготовительного возраста 6-7 лет:

Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.

Закрепить представления ребят об образной природе песен, знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.

Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.

Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.

Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.

Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.

 Совершенствовать и развивать певческие умения и навыки, вокально – слуховую координацию:
— соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;
— свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков;
— следили за темповыми изменениями;
— использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.

Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).

Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне, в рассказе о ней.

 Развивать слуховые функции, ручную и артикуляционную моторику,               учить,  голосом воспроизводить звуки, использовать звукоподражание

Бережное отношение к детскому голосу.

Перечень, используемого материала.

Иллюстративный

Игрушки

Музыкальные инструменты

Приемы и методы обучения.

Зрительный

Демонстрационный

Вопросно – ответный

Иллюстративный

Ожидаемый результат.

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: выразительность пения, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, желание петь в группе и в домашней обстановке.

Форма подведения итогов - концертная.

Список используемой литературы для педагога.

Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». Москва, 1998., 1988г.

Т.С. Овчинникова « Артикуляционная  и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Изд-во «Каро» 2006, Санкт – Петербург.  

В. Шаинский  «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.

Э. П. Костина «Камертон» (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста). Москва, «Линка-Пресс», 2008.

Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания» Москва 1982г.

И.В. Бордаченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 5 – 7 лет» Москва Айрис Пресс 2009г.

Т.А. Боровик  Авторский СD диск (семинар)

Список используемой литературы для родителей.

Консультации для родителей:  «Охрана детского голоса»,         «Берегите голос ребенка»

Сообщение «Пойте вместе с детьми»

СД  «Детские песенки»

Перспективное  планирование материала по пению для детей 5-6 лет.

 1-й год обучения

Период прохождения материала.

Программное содержание

Репертуар

   Сентябрь -    ноябрь.

(12 занятий)

Певческая установка.                    -во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того, чтобы у них активней и удобней работала главная дыхательная мышца – диафрагма. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо        без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно (нижняя челюсть опускается вниз). Губы подвижны, упруги.

1. Артикуляционная  гимнастика  - помогает устранить напряжение и скованность  артикуляционных мышц;  разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую  подвижность;

2. Развитие музыкального слуха и голоса                                                  – упражняться в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании (терции, кварты, квинты), в умении удерживать интонацию на одном звуке,             различать длительности.  Точно передавать хлопками ритмический рисунок. Слышать и передавать поступенное  движение мелодии (вверх, вниз, скачки).

3. Пение.                               Усвоение певческих  навыков:

- своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание после вступление и между фразами, закреплять умение петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчетливо произносить гласные, согласные в конце слов.

4.Фонопедическое  упражнение.

-развивает  певческое дыхания, способствует вентиляции легких, интенсивному кровообращению, осуществляет массаж брюшной полости.

«Упражнения для артикуляционной гимнастики - мультяшка» (1 степень трудности)            «Песенка Чебурашки» В.Шаинского            (гимнастика для жевательных мышц)

«Мы давно не ели»           И. Бордаченко           «Часы» Т. Боровик               «Курица жмурится»          И. Бордаченко            

«За грибами»      Селезневой                  «Песня Осени» Насауленко

  (песни о животных, шуточные песни..)

«В лесу»                             В. Емельянов

Декабрь - февраль.

(12 занятий)

Певческая установка:         та же.

1.Артикуляционная гимнастика. – помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка и губ.                                                2. Развитие музыкального слуха и голоса.                                               -  расширить диапазон, закреплять умение чисто интонировать (поступенное движение и скачкообразное). Точно передавать ритмический рисунок мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками. Развивать интонационный и фонематический слух; 3.Пение.                                                          - учить петь детей легким звуком в оживленном темпе, петь естественным голосом, слаженно; петь выразительно, передавая характер песни;  уметь слышать в аккомп-те и менять в пении динамику, темп, звучания; петь самостоятельно с муз-ым и без музыкального сопровождения, отчетливо произносить гласные в конце фраз, быстро произносить согласные в конце слов.        4. Фонопедическое  упражнение.- способствует развитию легких, развивает умение передавать звукоподражание – голосом.        

«Песенка мамонтенка»    В. Шаинского (гимнастика для губ)                           «Улыбка» В.Шаинского (гимнастика для языка и губ)

«Паровоз» Г. Эрнесакс            «Федя – медя» р.н.п.обр.И. Бардаченко муз.игра «Колобок» р.н.обр. И. Бордаченко

«В доме моем тишина»  Т.А. Боровик         «Зимушка – зима»            Л. Вахрушевой      «Бабушка – подружка»  «Каждый по своему маму поздравит» Парцхаладзе

«Зимой»                           (по методу                         В. Емельянова)

Март – май.

(12 занятий)

Певческая установка:   та же .                      1.Артикуляционная гимнастика. -развивать мимику, артикуляционную моторику; - развивать выразительную дикцию; разогревает мышцы языка, губ, челюсти; способствует быстрому переходу из одного движения в другое в заданном ритме.                     2. Развитие музыкального слуха и голоса.                                        -увеличивать границы диапазона, способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; способствовать усвоению интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы. уметь показывать игровые движения руками при пении.

3. Пение.                                                    - закреплять умению точно передавать первый звук мелодии после вступления; петь выразительно, передавая характер в целом; продолжать учить правильно брать дыхания; учить сольному исполнению выученных песен; следить за чистотой интонации; выработать привычку слушать себя и товарищей; петь хором, ансамблем и по одному; петь в разном темпе, меняя динамические оттенки.

«Упражнение – мультяшка» «Крылатые качели» Ю. Крылатова (гимнастика для языка и губ)                         Сказка «Теремок» (артикуляционная сказка)

«Хей – хей!» Т. Боровик   «Квартира»                   И. Бордаченко«Качели»                       Е. Тиличеевой          «Дятел» Н.Леви

«Песенка о шляпной коробке» И. Бордаченко «Солнечная капель» Соснина                   «Наташка – первоклашка» Ю. Чичкова                   «Родная песенка» Чичков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...