ПРОГРАММА "ПОЕМ, ИГРАЯ"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
Рабочая
образовательная программа
«Поем, играя»
рассчитана на 2 года обучения
для детей от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад комбинированного вида №77
Рабочая
образовательная программа
«Поем, играя»
рассчитана на 2 года обучения
для детей от 5 до 7 лет.
Составитель:
музыкальный руководитель
Ненашева Оксана Анатольевна
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший возраст 5-6 лет, подготовительный - 6-7 лет.
Срок реализации: до 2-х лет
Программа музыкального образования «Камертон» модифицирована на 30%. Изменены разделы программы: заменен раздел – «Для пения по руке – нотный стан» на «Развитие артикуляционного аппарата», музыкальный репертуар, добавлен раздел – фонопедические упражнения.
Данная программа направлена на формирование музыкальности ребёнка.
Новизна и актуальность за последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Цель программы – совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность.
Задачи программы:
формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному исполнению и пению в коллективе;
развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;
формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;
воспитание певческого дыхания, дикции;
развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.
Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Для этого используются различные приемы обучению пения, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы, игрушки, пособия и др.
Приемы развития певческих навыков.
пение вслух и “про себя”;
контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);
пение “цепочкой”;
пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;
пение с закрытым ртом;
пение по руке дирижера
произнесение шепотом или голосом текста в ритме песни;
транспонирование в другую тональность;
скороговорки; проговаривание стихотворения;
пение а-капелла;
сольное или ансамблевое пение;
пение по рядам, по подгруппам, соло;
инсценировка песни
хор и дирижер; хор и солист;
Форма - занятие.
Занятия по программе в старшей и подготовительной группе проводятся 1 раз в неделю:
в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более 30 минут.
Программа включает в себя несколько видов работ:
певческая установка
артикуляционная гимнастика.
развитие речевого, музыкального слуха и голоса, певческого дыхания,
( игры - попевки, муз-е игры)
Разучивание и пение песен. (усвоение певческих навыков, звукообразование, дикция, ритм, выразительное исполнение, инсценировка)
фонопедические упражнения.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Дает теоретические знания детям о том, как правильно сидеть или стоять во время пения ( как держать положение корпуса, рук, ног, шеи). Все эти знания и применения их способствуют хорошей певческой активности детей и лучшему развитию вокальных данных.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей. (челюсти двигаются вправо и влево, рот широко открывается и закрывается, делает оскал, показывая все зубы сразу, губы растягиваются в улыбке, складываются трубочкой, язык может вытянуться, умеет делать кольцо и т.д. Артикуляционная гимнастика проводится под музыку. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – почувствовать , что твой рот, губы, челюсти и язык слушаются тебя. * Челюсти двигаются вправо и влево; * Рот широко раскрывается и закрывается, делает оскал, показывая все зубы сразу; * Губы растягиваются в улыбке, складываются в трубочку; * Язык спокойно лежит на нижней губе, может вытянуться как иголочка, умеет делать качели, орешек, мартышку, бульдога и колесо; * Надуть щеки, втянуть щеки; * Плотно смыкать губы и размыкать, произнося звук /п/; * Верхними зубами покусать нижнюю губу – нижними зубами верхнюю губу;
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА.
Упражнения полезны для расширения диапазона, дети слышать, различают направление мелодии, долгие и короткие звуки, скачки в мелодии, учатся точно пропевать ритмический рисунок, способствует развитию дыхания и правильному интонированию мелодии, формируется ладотональный слух. Вопросно – ответная форма упражнений или заданий закончить мелодию, которую сначала спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Песни - упражнения используются не только для распевания, но подготавливают к преодолению различных певческих трудностей. Систематическое использование песен – упражнений помогут сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
ПЕНИЕ.
Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности (в комплексе). В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, постепенно познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. У детей развивается активность слухового внимания, чувство самоконтроля, формируется устойчивость вокально – слуховой координации, умение петь самостоятельно с музыкальным и без музыкального сопровождения, вырабатывается привычка слушать себя и своих товарищей развиваются исполнительские навыки .Ребенок не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
-развивается певческое дыхания, диафрагмальное дыхание - способствует вентиляции легких, интенсивному кровообращению; осуществляет массаж брюшной полости, развивает умение передавать голосом имитацию звуков окружающей природы (звукоподражание).
Задачи старшего возраста 5-6 лет:
Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
Охранять, беречь голос детей.
Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, ритм, интонирование, дыхание).
Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
Развивать слуховые функции, учить, голосом воспроизводить звуки, использовать звукоподражание.
Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.
Задачи подготовительного возраста 6-7 лет:
Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.
Закрепить представления ребят об образной природе песен, знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.
Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.
Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.
Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.
Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.
Совершенствовать и развивать певческие умения и навыки, вокально – слуховую координацию:
— соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;
— свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков;
— следили за темповыми изменениями;
— использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.
Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).
Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне, в рассказе о ней.
Развивать слуховые функции, ручную и артикуляционную моторику, учить, голосом воспроизводить звуки, использовать звукоподражание
Бережное отношение к детскому голосу.
Перечень, используемого материала.
Иллюстративный
Игрушки
Музыкальные инструменты
Приемы и методы обучения.
Зрительный
Демонстрационный
Вопросно – ответный
Иллюстративный
Ожидаемый результат.
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели: выразительность пения, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, желание петь в группе и в домашней обстановке.
Форма подведения итогов - концертная.
Список используемой литературы для педагога.
Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». Москва, 1998., 1988г.
Т.С. Овчинникова « Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» Изд-во «Каро» 2006, Санкт – Петербург.
В. Шаинский «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.
Э. П. Костина «Камертон» (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста). Москва, «Линка-Пресс», 2008.
Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания» Москва 1982г.
И.В. Бордаченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 5 – 7 лет» Москва Айрис Пресс 2009г.
Т.А. Боровик Авторский СD диск (семинар)
Список используемой литературы для родителей.
Консультации для родителей: «Охрана детского голоса», «Берегите голос ребенка»
Сообщение «Пойте вместе с детьми»
СД «Детские песенки»
Перспективное планирование материала по пению для детей 5-6 лет.
1-й год обучения
Период прохождения материала. | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь - ноябрь. (12 занятий) | Певческая установка. -во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того, чтобы у них активней и удобней работала главная дыхательная мышца – диафрагма. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно (нижняя челюсть опускается вниз). Губы подвижны, упруги. 1. Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; 2. Развитие музыкального слуха и голоса – упражняться в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании (терции, кварты, квинты), в умении удерживать интонацию на одном звуке, различать длительности. Точно передавать хлопками ритмический рисунок. Слышать и передавать поступенное движение мелодии (вверх, вниз, скачки). 3. Пение. Усвоение певческих навыков: - своевременно начинать и заканчивать песню, брать дыхание после вступление и между фразами, закреплять умение петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчетливо произносить гласные, согласные в конце слов. 4.Фонопедическое упражнение. -развивает певческое дыхания, способствует вентиляции легких, интенсивному кровообращению, осуществляет массаж брюшной полости. | «Упражнения для артикуляционной гимнастики - мультяшка» (1 степень трудности) «Песенка Чебурашки» В.Шаинского (гимнастика для жевательных мышц) «Мы давно не ели» И. Бордаченко «Часы» Т. Боровик «Курица жмурится» И. Бордаченко «За грибами» Селезневой «Песня Осени» Насауленко (песни о животных, шуточные песни..) «В лесу» В. Емельянов |
Декабрь - февраль. (12 занятий) | Певческая установка: та же. 1.Артикуляционная гимнастика. – помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка и губ. 2. Развитие музыкального слуха и голоса. - расширить диапазон, закреплять умение чисто интонировать (поступенное движение и скачкообразное). Точно передавать ритмический рисунок мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками. Развивать интонационный и фонематический слух; 3.Пение. - учить петь детей легким звуком в оживленном темпе, петь естественным голосом, слаженно; петь выразительно, передавая характер песни; уметь слышать в аккомп-те и менять в пении динамику, темп, звучания; петь самостоятельно с муз-ым и без музыкального сопровождения, отчетливо произносить гласные в конце фраз, быстро произносить согласные в конце слов. 4. Фонопедическое упражнение.- способствует развитию легких, развивает умение передавать звукоподражание – голосом. | «Песенка мамонтенка» В. Шаинского (гимнастика для губ) «Улыбка» В.Шаинского (гимнастика для языка и губ) «Паровоз» Г. Эрнесакс «Федя – медя» р.н.п.обр.И. Бардаченко муз.игра «Колобок» р.н.обр. И. Бордаченко «В доме моем тишина» Т.А. Боровик «Зимушка – зима» Л. Вахрушевой «Бабушка – подружка» «Каждый по своему маму поздравит» Парцхаладзе «Зимой» (по методу В. Емельянова) |
Март – май. (12 занятий) | Певческая установка: та же . 1.Артикуляционная гимнастика. -развивать мимику, артикуляционную моторику; - развивать выразительную дикцию; разогревает мышцы языка, губ, челюсти; способствует быстрому переходу из одного движения в другое в заданном ритме. 2. Развитие музыкального слуха и голоса. -увеличивать границы диапазона, способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; способствовать усвоению интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы. уметь показывать игровые движения руками при пении. 3. Пение. - закреплять умению точно передавать первый звук мелодии после вступления; петь выразительно, передавая характер в целом; продолжать учить правильно брать дыхания; учить сольному исполнению выученных песен; следить за чистотой интонации; выработать привычку слушать себя и товарищей; петь хором, ансамблем и по одному; петь в разном темпе, меняя динамические оттенки. | «Упражнение – мультяшка» «Крылатые качели» Ю. Крылатова (гимнастика для языка и губ) Сказка «Теремок» (артикуляционная сказка) «Хей – хей!» Т. Боровик «Квартира» И. Бордаченко«Качели» Е. Тиличеевой «Дятел» Н.Леви «Песенка о шляпной коробке» И. Бордаченко «Солнечная капель» Соснина «Наташка – первоклашка» Ю. Чичкова «Родная песенка» Чичков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-569713-1423401113.jpg)
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...