Научная организация преподавания уроков сольфеджио
методическая разработка по музыке по теме

Шумакова Вера Вячеславовна

Методическая работа, которая рассказывает о том, как можно построить свою работу более продуктивно, как экономить время на уроке. Познакоми тс дидактическими пособиями, этапами написания диктанта, о том как оценить работу ученика на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon not.doc82.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   НОТ - это научная организация труда. Как сделать уроки сольфеджио более результативными, эффективными, более интересными для детей? Нужно искать новые методы преподавания, экономить время урока с помощью различных наглядных пособий, таблиц и карточек.

   Хочу поделиться опытом работы.

Итак, на чём можно экономить время урока:

1. Минут 5-7 от урока занимает запись домашнего задания.

   а) Можно использовать специальные карточки с домашним заданием на каждого ученика и на каждый урок. На второй странице обложки тетради приклеивается конверт, куда вкладывается карточка с домашним заданием.

   б) Специальная тетрадь с напечатанными домашними заданиями.

2. Экономия времени во время записи нот: научить детей, записывать ноты не крупными овалами, а писать только маленькие чёрточки. Затем их легко превратить в половинные, целые..., как бы "подкормить нотки".

3. Работа с пособием "Нотный стан", используя ноты на леске.

4. Для "гудошников" использую различные попевки:

  • На одном звуке - "Сидит ворон на дубу и играет во ду-ду"
  • На двух соседних звуках - "Уж как шла лиса по травке".
  • "Белка"
  • "Бегала курочка в нашем дворе"
  • На пяти ступенях - "Вот иду я вверх"
  • "Вышла курочка гулять"
  • "Где, кукушка, ты летала?"
  • На семи звуках - "Сидит Ляля у рояля" см. нотное приложение №1

Я на уроках в первом классе использую методическое пособие для начинающих  "Постановка слуха" Л.Пилипенко распевки на уроках сольфеджио. Издателький дом Катанского 2006г.

Все попевки пропеваются со словами, нотами, ритмослогами, ступенями, играются на инструменте от разных нот.

Для детей с проблемами звуковысотности рекомендован ученик Игоря Журавленко "Элементарное сольфеджио" в двух частях.

5. Интонационное упражнение - показ ступеней с помощью пальцев или карточек:

3.2.1.

5.4.3.2.1.

6.7.1.

5.6.7.1.

2.1.

7.1.

4.3.2.1.

5.7.1.

6. В.Кирюшин Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного слуха". Петь упражнения с аккомпанементом педагога. Ещё лучше использовать готовое аудио-пособие с записью этих упражнений.

7.Магнитная доска и нотки магнитики, которые передвигаются с помощью указки. Показываю ноты - пою ступени.

8. На столах у каждого пособие: "Лесенка" (таблица 2). С другой стороны - клавиатура от "соль" малой октавы до "соль" второй октавы, внизу ритмические блоки (табл.3)

9.Ритмическое лото (карточки). Использую "Ритмическое сольфеджио" О.Л.Берак.

10.Пособие "Весы". На нарисованные весы магнитами крепятся карточки. Взвешиваем различные длительности, длительности и размер, такт и такт.

11. Ритмический паровозик. Нарисован  паровозик с вагончиками. На вагончики крепятся карточки с ритмическими рисунками, которые можно проговаривать ритмослогами, использовать для игры шумового оркестра.

12. Нотный стан с фишками двух цветов. На нём строим интервалы и аккорды. Красный цвет - звук устойчивый,  другой – неустойчивый ( либо это делается на магнитной доске, на ней же проводится тренинг "Найди ошибки")

13.Тетрадь "перевёртыш". С одной стороны выполняются задания, с другой пишутся диктанты. Остановлюсь на формах написания диктантов:

  • номер, заданный домой наизусть, нужно записать на скорость;
  • диктант, выученный наизусть, записать на скорость:

Чтобы хорошо писать диктанты нужно слышать и учить мелодические обороты, которые выписаны ступенями и пронумерованы.  Услышав оборот в диктанте дети записывают номер оборота, а затем записывают диктант.  (таблица №3)

14. Этапы написания диктанта:

   1-ое проигрывание: доля-пульс

                                    размер

                                    количество фраз

                                    длительности

                                    начало (ступень)

                                    мелодические обороты

                                    окончание (ступень)

   2-ое проигрывание: дирижирование

                                    проговаривание ритмослогами    

                                    половинная каденция

   3-е проигрывание:  написание ритма

                                   строение диктанта буквами

                                   самая лёгкая фраза (запись)

                                   окончание (запись)

   4-ое проигрывание: проверка ритма

                                   дирижировние

                                   начало - окончание

   5,6,7,8:                    запись диктанта.

Проверка: наиболее часто встречающиеся ошибки:

тональность

тоника

ключевые знаки

размер

вид минора

скачки

(ступени + интервал: тесный - широкий)

соединение фраз (т.е. с какой ступени  продолжается следующая фраза)

Подготовительный этап к диктанту - заучивание песен наизусть, игра их в разных тональностях.

15. Виртуальная клавиатура - программа "Синтезатор" или в режиме on lain В.Рыжов "Репетитор по сольфеджио"

16. Играю гамму, как настройку, затем любую ступень. Дети показывают рукой и допевают до тоники.

17. Игра "Да - нет". Вопросы задаются так, чтобы ответ был "да" либо "нет". Дети показывают рукой - большой палец вверх -"да", вниз "нет"

18. Строение трезвучий:  кулак - м3, открытая ладонь - б3.

19. Сигнальные карточки по интервалам:

   м 2 - злой ёжик;

   б2 - добрый ёжик;

   м3 - луна;

  б3 - солнце;

  ч4 - флажок;

   ув4 - муха с четырьмя лапами;

   ум5 - муха с пятью лапами;

   ч5 - дудочка;

   м6 - дождь;

   б6 - ёлочка;

   м7 - жирафа голова опущена вниз;

   б7 - жирафа голова поднята вверх.

20. Последовательность изучения интервалов:

  - ч1 и ч8;

  - м2 и б2;

  - м3 и б3;

второй этап: секунда и септима, терция и секста, кварта и квинта.

21. Слуховой анализ: карточки для учителя с готовыми последовательностями интервалов. Проверка: дети меняются тетрадями. Даётся 10 интервалов для удобства оценивания.

22. Главные ступени лада (таблица №4). Пособие - плакат с домиком. Сказка про домик, в котором было 7 этажей, на которых жили ступени. На первом жила Тоника - хозяйка домика. На четвёртом жил Субдоминант, он очень любил супчик и ходил в гости к любой ступни. На пятом этаже жил доктор Доминант, он всегда весёлый и ходит в гости только к Тонике.

23. Проверка диктанта: тому, кто быстрее всех написал диктант доверяется красная ручка, он проверяет диктант. С ошибками к учителю.

24. Коробочка с фишками - раздаются за правильные ответы.

25.Для точного оценивания результатов работы на уроке можно использовать диагностические ведомости (таблица №5)

26. Для точной оценки знаний учащихся на контрольном уроке использую "Табель контрольного урока" (вклеивается в дневник) таблица №6.

27. Поурочные планы: на отдельные листы выписать все виды деятельности и галочками отмечать, что использовать в данном уроке. Виды деятельности:

а) Вокально-интонационные упражнения:

  - Кирюшин №№

  - гамма + ритмическое остинато

  - ступеневая цепочка

  - интервалы

  - аккорды

б) пение номеров:

  - наизусть

  - по лесенке + транспонирование

  - домашний номер с анализом

  - чтение с листа

3. Слуховой анализ.

4. Теория.

5. Диктант.

   Применение различных пособий, таблиц, карточек и игровых форм занятий поможет сделать уроки более результативными и интересными для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для уроков сольфеджио в 1 классе "Колокольчик"

Таьлицы на которых изображены колокола - длительности для проговаривания ритмослогами....

"Помоги коту разделить сосиски - длительности" дидактический материал для урока сольфеджио

Дидактический материал для изучения длительностей нот в игровой форме...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы"

Уже давно не вызывает споров утверждение, что музыканты более трудолюбивы, усидчивы, коммуникабельны, целеустремленны, обладают многомерным мышлением, умеют проиграть ситуацию наперед и оценить уже «с...

Публикация «Организация как функция управления ДОО. Научная организация труда»

Электронный научно-методический журнал KAZANOR.RU http://smi.kazanobr.ru/12/09.ph...

Статья в книге "Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях". Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции" Тема: "Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родите...

Практический семинар "Организация этапов урока с детьми с ОВЗ".

Методы работы на этапе организационного момента....