Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме

Лунина Людмила  Васильевна

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.Радынова

Технология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей  дошкольного  возраста

Содержание  программы:

Тема 1.  Настроения, чувства  в  музыке

Тема 2. Песня. Танец. Марш

Тема 3. Музыка  о  животных  и птицах

Тема 4. Природа  и музыка

Тема 5 Сказка  в  музыке

Тема 6. Музыкальные  инструменты  и  игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский  сад  комбинированного  вида  №  29

«Музыкальные  шедевры»  Автор О.П.Радынова

Технология   развития  творческого   слышания   музыки, формирования  основ  музыкальной  культуры  у  детей  дошкольного  возраста

Цель:  Формирование  основ  музыкальной  культуры   детей  дошкольного  возраста

Задачи:

Накапливать  опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки

Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)

Воспитывать  эстетические  чувства, тезаурус (сокровищницу  впечатлений)

Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп

Методическое  обоснование

Технология   О.П.Радыновой    построена  на  основе концепции, обосновывающей  важность  накопления  уже  в  раннем  возрасте   музыкально – интонационного  опыта  восприятия  высокого  искусства  в  разных  видах   музыкальной  деятельности, подобно  овладению  ребёнком  речи.  Ориентация  дошкольника  на  ценности  музыкальной  культуры как  части  общей  духовной  культуры  имеет  важное   значение  не  только  для  музыкального, но  и  общего  развития  ребёнка, нравственно-  эстетического  становления  личности.  Автором  впервые  создана  научно  обоснованная   и  методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.

Основная  цель  программы -   развитие   творческого  слышания  музыки  детьми,  которое  предполагает  побуждение  детей   к  проявлениям  различных  форм  творческой  активности -  музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий  вид деятельности   в  программе -  музыкальное  восприятие,  объединяющее  исполнительство, творчество, музыкально –образовательную  деятельность  на  едином  репертуаре (с  привлечением   дополнительного  репертуара  по  пению)

Задачи  программы, а  также  более конкретные  задачи, сформулированные  по  каждой  теме,  едины  для  всех  возрастных  групп:

Расширять  знания  о  музыке

Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке

Развивать  музыкально –эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте

Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение

Возможности  детей  в  осуществлении  этих  задач  в  разном  возрасте  различны.

Автор  основывается  на  концепции, то  формирование  музыкальной  культуры  детей  обеспечивается  отбором  произведений  музыкальной  классики  и  народной  музыки, являющихся  для  них  «эталоном  красоты», пересмотром  технологии   изучения  репертуара  по  разработанным принципам:  

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного  сопоставления  произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы    построения   программы

Основной  принцип  -  тематический  ( шесть  тем  на  1-2  месяца  изучения  и  их  повторение  каждый  год  на  новом  материале). Этот  принцип  помогает   систематизировать  полученные  знания, поддерживают  интерес  к  музыке.

Первая  тема «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание

Вторая  тема «Песня, танец, марш», основополагающая  по  программе  для  общеобразовательных  школ Д.Б.Кабалевского

Третья  тема «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности

Четвёртая  тема «Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня

Пятая  тема «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках

Шестая  тема  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями,   имитирующими  звучание  музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра

Принцип  концентрический   или   принцип   цикличности (повторяемость тем) -  позволяет  легко  вернуться  в  следующем году  к  первой  теме.  Дети  применяют  усвоенное  и  познают  новое  на  следующем  этапе  музыкального  и общего  развития

Принцип  -  контрастное  сопоставление  репертуара (пьесы  с одинаковыми или  близкими  названиями). Такие  сопоставления  рождают  проблемную  познавательно – оценочную  ситуацию, заинтересовывают  детей, позволяют  лучше  осознать  услышанное.

Принцип  адаптивности    предполагает  гибкое  применение   содержания  и методов  музыкального  развития  детей  в зависимости  от  индивидуальных  и психофизиологических   особенностей  каждого  ребёнка. Допускает вариативное  применение  репертуара  внутри  каждой  темы

Принцип  синкретизма  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической  деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слышания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально –ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр –драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты  литературных  произведений (c  ведущей  ролью  музыки),кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке

Особые  методы,  разработанные   О.П.Радыновой:

 Метод  контрастных    сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов

Метод  уподобления  характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа

Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально –образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).  Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

Тактильное  уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте)

Словесное  уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по-  разному.

Вокальное  уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте (И.В.Груздова). Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия

Мимическое  уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

Интонационное  уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети 1-ой младшей  группы  не  понимают    значение слов,   ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

Цветовое     уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений.

Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    -выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств

Непосредственная  образовательная  деятельность (НОД) -  основная  форма   организации  детской  деятельности, где  решаются  задачи   формирования  основ  музыкальной  культуры. Все   виды   деятельности  (индивидуальные,  по  подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные  и  их  разновидности)  применяются  и  варьируются  в  зависимости  от  возраста  и  уровня  музыкального  развития  ребёнка.

  Автор  считает  важным то, что бы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

слушание знакомых  музыкальных  произведений

музыкальные  игры –путешествия в  прошлое  и настоящее

игры –сказки

звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования

тематические  музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные  постановки

праздничные  утренники

Праздничные  даты  могут  отмечаться по – разному (тематические  или  комплексные  занятия,  развлечения), а  не  только  в  форме  утренника

Объём  внимания  ребёнка  невелик, поэтому  для  слушания  надо  давать    небольшие  произведения  или     яркие  фрагменты. Необходимо, что бы  классическая музыка  звучала  и в  семье.

Методическое  сопровождение  технологии:

Методические  рекомендации

Методические  пособия  из  5  книг («Настроения и чувства  в  музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка  о  животных  и птицах», «Природа  и музыка», «Сказка  в  музыке», «Музыкальные инструменты  и  игрушки»)

Аудиозаписи  (диски СД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сайт Стихи.ру автор Ирина Ларина Дв

Стихи для детей на Краевые конкурсы, на праздники, о школе, о нашем крае......

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Литературный герой в моей педагогической практике. Автор Шпилёва Ольга Ивановна.

Каждый в детстве хотел быть похожим на какого-нибудь литературного героя. Ну а мне очень нравилась Золушка......

Интегрированное занятие в 1 младшей группе по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию (стихи автора). Тема: Дикие животные. Заяц.

Познакомить детей с игрушкой, изображающей зайца; Дать знания о диких животных;Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем;Учить исполнять ра...

Стихотворение " К отцу". Автор Шпилёва Ольга Ивановна.

Нередко, в суете своих взрослых проблем, мы не замечаем, как страдают наши малыши. Это стихотворение - крик души к отцам- кукушкам......

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...