вокалотерапия
занимательные факты (музыкально-ритмическое занятие) по теме

 

Искусство это та привлекательная среда, к которой по разным причинам стремится каждый из нас, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств.

Творчество, как путь самореализации создает благоприятную среду для раскрепощения, самовыражения, снятия стрессов, внутренней свободы человека.

Исследование вокало-терапевтического эффекта состоит в одном из аспектов творчества, в частности, искусстве пения. Вокалотерапия - это метод профилактики, лечения и реабилитации бронхолегочных заболеваний, охраны и постановки голоса.

Если оставить научную область и перенестись в давние времена, можно обнаружить картину природного взаимопроникновения человека в песенный мир еще до его рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, нередко слышал пение, сопровождавшее почти каждый из моментов его жизни. Он предстает активным слушателем, поскольку, чувствуя вибрации материнского организма, изначально является соучастником песни. Кроме ударов сердца, сокращений мышц живота при дыхании и движениях, на плод заметное влияние оказывают мажорные и минорные состояния души матери.

Нельзя утверждать, что пение изменяет человека. Песня дает право обезличить и постепенно нивелировать неугодные для социума явления: замкнутость, стеснительность, агрессивность. Песня есть спектакль одного актера, которому предоставляется возможность пройти ряд ролевых перевоплощений. Артистические переживания побуждают воображение к активным действиям. Превратиться в героев любимой песни или стать обстоятельствами происходящего – способ сделать своим все, что существовало до исполнения.

В такие моменты чувства стремятся вырваться наружу. Человек пребывает в неведомом ему состоянии. Соответственно, тональность взглядов на внутренние и внешние трудности меняется в сторону мажорного лада. Уверенность в себе, самораскрытие, адекватная самооценка – данные психотерапевтические компоненты свойственны песенной культуре.

Песня представляет основу вокалотерапии.
Слово «вокал» имеет латинское происхождение VOX, что означает голос.
Собственно голос – уникальное средство во всех отношениях. Во-первых, это визитная карточка. Например: шаг в новый коллектив сделать нелегко. Завоевать уважение, авторитет еще труднее. В процессе освоения голоса человек учится в определенной ситуации звучать гармонично с тем, что есть вокруг или внутри него. Во-вторых, любой издаваемый звук – это признание личности. Голос говорит о сиюминутном настроении, о глубоких душевных переживаниях, о чертах характера. Психическое состояние человека отражается в окраске, тембре, интонации. Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.

Сознавая реальную связь голоса и личности нетрудно допустить гипотезу их взаимозависимости. Данный аспект служит фундаментом вокалотерапии. С постановкой голоса, его уверенным звучанием, с наличием обертонов, в конечном счете, связана и постановка человека в обществе.

Основными физиологическими компонентами природы голоса являются звук и дыхание.

Звук испокон века использовался для лечения душевных и физических болезней. Науке известно, что около 20% воспроизводимого человеком звука имеет направленность во внешнее пространство, а 80% охватывает пространство внутреннее, вызывая при этом резонирование органов, тканей и более тонких строений организма. Еще со времен Аристотеля и в Древнем Китае соматические болезни лечили музыкой и вокалом.

Если рассматривать звук с точки зрения физики, то мы обнаружим колебания воздуха от 20 Гц до 20 КГц. Колебаний большое количество, их соотношение может быть как гармонично, так и дисгармонично. Незаметно для живых существ волны вовлекают в вибрационное поле, заставляя звучать с собой в унисон. Например, известны случаи, когда инфразвук, порождаемый штормом и цунами за много тысяч километров от проходящего судна вызывал состояние беспричинного беспокойства и страха, и даже летальный исход у членов команды корабля. Инфразвук находится за порогом восприятия, однако действие его реально.

Влияние звука на человека возможно как положительное, так и отрицательное. При элементарном звукоизвлечении происходит включение собеседника в совместное «проживание» звука. Например: как заразителен бывает смех или крик, рыдания об утраченном или восторг приобретения. Порой, не отдавая себе отчета, люди, проходя мимо, еще долго несут в себе состояние тех, чей голос звучал в определенном настрое. Осознание того, что в данный момент творит голос, ориентирует на более вдумчивый подход к выстраиванию собственной речи.

Давая право звуку на существование, личность становится созвучна своему творению. В противовес, звук отражает сущность личности, ибо личность породила звук. Все – кости рук, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть состояние души и тела – здоровье или недуг, страх или радость, напряжение или свобода.

Таким образом, работа со звуком (силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами - приближает не только к качественному и техническому исполнению вокальных сочинений, но и формирует, корректирует личность человека. Звук, будто родник, прежде чем выйти на поверхность, живительной струей омывает недра человеческой души, через эмоциональные каналы выносит негатив на поверхность. Человек осознанно видит перед собой картину содеянного и перестает быть рабом страха.

Большую роль в позитивной ориентации во время занятий сольным пением играет оригинальная манера звукоизвлечения. Пение и улыбка в сумме дают звукоизвлечение светлых, чистых тонов, создавая необходимые условия данной деятельности – свободу.
Вторым неотъемлемым физиологическим компонентом голоса является дыхание.

Глубокое дыхание способствует обеспечению тканей организма достаточным количеством кислорода, что замедляет метаболизм в клетках органов. По сути, человек не живет полной жизнью, если не дышит полной грудью. Интерес представляет формулировка того, что есть счастье с физической точки зрения. Счастье – это выдох. Работая над увеличением выдоха с целью качественного вокального исполнения песни, человек создает условия не только для увеличения объема легких и их хорошей вентиляции, но и умножает релаксационный момент, который напрямую связан с выдохом (расслабление), как антоним вдоха (напряжение). Заставляет диафрагму быть более активной в дыхательных движениях, поющий тем самым раскрепощает себя, снимая блок зажатости на уроне талии. Такое освобождение обеспечивает большее число степеней свободы, а значит, позволяет самовыражаться с большей полнотой. Восстановление дыхания во время пения происходит неосознанно и проявляется в показателях улучшения самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представляющиеся угрожающими и опасными.

Подытоживая свою статью, хотела бы сказать следующее. Внутри одного звука мир также полон и гармоничен, как и наша Вселенная вокруг. Если мы будем стараться как можно тоньше чувствовать мир и звук, как часть себя и мира, тем глубже и сильнее станут наши чувства, а значит, мы будем иметь более богатый внутренний мир. При полной свободе самовыражения богатство внутреннего мира позволит нам полноценно и беспрепятственно обмениваться этими ценностями с окружающими нас людьми, тем самым, умножая красоту в нашей Вселенной.

Важно ощущать, что каждый из нас – тоже звучит. Человеку присущ определенный тон, данный ему природой. Найти его и познать – задача не из легких, но очень занятная. Научиться чувствовать характер и особенности звука, попытаться усвоить зависимость между чистотой звука и комфортным состоянием души – все это сопутствует освобождению от навязчивых программ, стереотипических реакций, снятию напряжений и подготавливает почву для осознания направления поиска: поиска свободного существования и решения текущих задач в нашей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokaloterapiya._lechenie_golosom.docx28.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокалотерапия - лечение голосом

Янова Надежда (Апатиты)

20.09.2010 16:36

ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности - с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ. Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.
Методы
ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и вовсе становятся "безголосыми", переживая не слишком удачный личный опыт беззвучно и глубоко внутри). То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, уже в раннем возрасте малыш принимает за своеобразный эталон (младенец начинает подражать в голосе прежде всего своей матери). Сейчас многие специалисты всерьез предлагают будущим мамам начинать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития – разговаривать, петь песни и заводить для него гармоничную музыку. /За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками./
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, “р” и “ш”).
Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно “интонировать” голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение).
Кстати, пение – это ведь тоже род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Широко применял пение в лечебных целях Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение. Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самого поющего. Но лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. В одной из наших работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось задание прослушать фрагмент в исполнении певца, определить по 10-балльной шкале характер и степень его эмоциональной выразительности. Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение».
Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. /Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней./
Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). /Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища»./
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). /К примеру, В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства./
На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы). Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где “тело звука” реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. /Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь./
По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. /Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм, что не может не сказаться отрицательно и на общем самочувствии человека. Сюда же вовлекается и тот, кого втягивают в скандал./
Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все. Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. Лидер российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.
Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии (в частности — т.н. мантры) и в Китае.
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков <Е> и <Ё> ):
<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;
<Э> – улучшает работу головного мозга.
ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:
<ОМ> – снижает кровяное давление;
<АЙ>, <ПА> – снижают боли в сердце;
<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;
<УХ>, <ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
В древнекитайской ЦИГУН-ТЕРАПИИ:

- для лечения печени вытаращивают глаза (общеизвестно, что глаза - "окна" печени) и медленно выдыхают со звукосочетанием <СЮЙ>;

- при лечении легких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание <СЫ>;

- сердце оздоравливают через выдох со звукосочетанием <КЭ>, который осуществляют с широко открытым ртом;

- для лечения желчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание <СИ> (при этом человек должен лежать на спине или на боку);

- почки лечат выдохом со звукосочетанием <ЧУЙ>, обхватив кистями колени и держа голову прямо;

- на селезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием <ХУ>;

- для лечения онкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание <ХЭ> (при этом следует положить обе ладони на больной орган: левая ладонь прижимается к телу, а правая ладонь кладется сверху на левую).

Примечание. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):
<В>, <Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;
<К>, <Щ> – лечат уши;
<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
<Ч> – улучшает дыхание;
<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;
<М> – лечит сердечные заболевания;
<Ш> – лечит печень.
Согласно воззрениям древневосточной медицины, сердце и тонкий кишечник являются энергетически взаимосвязанными органами (так же, как толстый кишечник и легкие; глаза, уши, нос и горло; голова и позвоночник; печень и глаза...). Именно поэтому лекари Востока утверждают, что такие “смежные” органы и системы можно “настраивать” (лечить) одними и теми же звуками.
Пойте с вашими детьми и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Вокалотерапия"

Музыка - это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки, как средства укрепления здор...

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов п...

консультация для родителей .Музыкотерапия.Вокалотерапия

Музыкатерапия-метод где музыка используется как лечебное средство. Вокалотерапия - одно из проявлений музыкотерапии....

Консультация для родителей "Вокалотерапия - исцеление звуком"

«Звук может изменить мир, потому что звук –  это движение и возбуждение жизненных сил организма»....

Методическое пособие "Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях"

В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет ос...

Вокалотерапия и её применение в ДОУ

Одним из наиболее эффективных методов педагогической работы с детьми является вокалотерапия. В материале рассматриваются разные виды вокалотерапии и методика их применения в дошкольных учреждениях....