Методическое пособие "Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Южанинова Екатерина Сергеевна

В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет особое внимание дыхательной гимнастике для улучшения и положительного воздействия на организм ребенка.

Методическое пособие может быть использовано на музыкальных занятиях, а также в непосредственно образовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вокалотерапия101.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад №24»

Южанинова Екатерина Сергеевна

Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях

Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей

Увельский муниципальный район

с.Кичигино, 2017

Южанинова Е.С. Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях/методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - Кичигино,2017. – 18 с.

В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет особое внимание дыхательной гимнастике для улучшения и положительного воздействия на организм ребенка.

Методическое пособие может быть использовано на музыкальных занятиях, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Оглавление

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Дыхательная гимнастика/цели, виды                                          4

  1. Упражнения дыхательной гимнастики                                             6

Заключение                                                                                                       14

Список использованной литературы                                                          14                                                                             

Введение

          Выполняя «заказ» родителей дошкольные учреждения стремятся дать детям больше знаний: научить читать, писать, считать. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и являются одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. Данная проблема обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. Одним из методов здоровьесбережения является арт-терапия.

   Арт-терапия — лечение искусством. В рамках музыкального занятия можно использовать один из видов арт-терапии: вокалотерапия.

Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом.

   По мнению психологов и педагогов: (К.П.Бутейко; В.В. Емельянова; И.П. Пряничкова; А.Н. Стрельниковой; Э.М.Чарели и т.д.), применение этого метода обусловлено рядом причин:

  • повышенная утомляемость детей;
  • эмоциональная нестабильность;
  • трудности социальной адаптации;
  • агрессивность, либо замкнутость;
  • различные логопедические проблемы.

Глава 1. Дыхательная гимнастика/цели, виды.

        Быстрая утомляемость голоса свидетельствует о подавлении вокальной функции голосового аппарата, который в силу ряда причин не развивается должным образом.

        Вокалотерапия, в рамках здоровьесбережения, направлена на стабилизацию психоэмоциональной сферы личности: активизацию ее жизненного тонуса, творческой самореализации, приобретение уверенности в поведении, развитие способности к самоутверждению, обретение внутренней гармонии с окружающим миром, формирование навыка межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

        Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Дыхательная гимнастика позволяет подготавливать голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становится проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальных слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

        Разработка дыхательной гимнастики изначально предназначалась в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу.

        Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, музыкальный руководитель на музыкальных занятиях демонстрируют и выполняют упражнения вместе с детьми.

        Выполнение  дыхательной гимнастики в процессе музыкального занятия будет проходить быстрее, легче и интенсивнее.

Цели дыхательной гимнастики:

Выполнение дыхательной гимнастики преследует 2 основные цели:

  1. Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.
  2. И посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

Люди использовали дыхательные упражнения с древних лет. В разные века отношение к данным упражнениям изменялось, но интерес никогда не угасал к ним.

Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к тому числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.

Виды дыхательной гимнастики:

В наше время существует огромное количество:

  • гимнастики (А.Н. Стрельниковой, Бодифлекс, Тай-цзи),
  • методов (К. П. Бутейко, Ю. Г. Вилунас, Н. А. Агаджаняна, Ю. Буланова, В. Ф. Фролова),
  • упражнений (входящих в состав разминки), связанных с дыханием.

 

  1. Упражнения дыхательной гимнастики.

Методика Константина Павловича Бутейко.

   Метод использует ряд терапевтических приемов, как из традиционной, так и  альтернативной медицины, и включает следующие составляющие:

  •  изучение своего дыхания;
  •  тренировки по уменьшению дыхания за счет расслабления;
  •  обучение предотвращению приступов за счет уменьшения дыхания;
  •  работа по избавлению от лекарственной, в том числе гормональной зависимости;
  •   обучение управлению факторами, влияющими на дыхание, работа по управлению этими факторами.

 Упражнения:

1."Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхании)

- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

2. "Воздушный шар" в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Исходное положение – сидя или стоя.

- Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки;

- медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим;

- на выдохе грудная клетка вновь медленно  зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Методика Виктора Вадимовича Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова - это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Он направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы.

Упражнения:

 «Насос».    
Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:
медленно — «большой насос»;
резко коротко — «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза).
 «Нюхаем цветок».
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).
 «Греем руки».
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
 «Ремешок».
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
 «Мячики».
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
«Свечи».
Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
«Путешествие Кислородика».
Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
1. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
2. Вдох носом — выдох ртом.
3. Вдох через рот — выдох через нос.

Методика И.П. Пряничкова.

Упражнения:

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком.

3. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает». Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук «А» (в слоге «да») получается объемный красивый звук.

4. Удобно лечь на спину, положить одну руку бедра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот).

5. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро «опал» объем воздуха в груди. Этот «стон» при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а «вздох стон».

6.Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка  сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить вас» своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук «М» на «Н», «В», «З». Требования и условия такие же, как на звуке «М».

Методика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения:

«Ладошки».

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичны вдохи носом и одновременно делать хватательные движениями кистями рук. Так 4 раза подряд, затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вздоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

«Погончики».

Исходное положение: встать прямо, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пупка. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу. Затем руки возвращаются обратно. Расслабив плечи нужно сделать выдох. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-6 секунд и снова 8 вдохов. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Насос».

Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать  легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине наклона. Приподняться, не выпрямляясь до конца, и снова поклон  с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

 «Кошка» (приседание с поворотом).

Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Обними плечи».

Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно, какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Поворот головы».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево – вдох с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Ушки».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклон головы вправо, правое ухо тянется к плечу – вдох. Затем наклон головы влево, левое ухо тянется к плечу – тоже вдох. Смотреть прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Маятник головой».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) – вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) – тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Перекаты».

Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с вдохом И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго одновременно.
Далее поменяйте ноги местами и выполните тоже самое.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Методика Э.М. Чарели.

Упражнения:

Гимнастику можно делать стоя или сидя, но обязательно сохраняя осанку (развернув плечи, прямая спина, подобранный живот). Вдох неглубокий.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
  2. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ей поочередно указательным пальцем. Повторить 8-10 раз.
  3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. Повторить 8-10 раз
  4. На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Повторить 8-10 раз.
  5. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
  6. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммм», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
  7. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
  8. Бег на месте: закрыв правую половинку носа, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.
  9. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «гммм», то же – закрыв левую ноздрю.
  10. Открывать и закрывать рот. При открывании рта выдох через нос, при закрывании – вдох. Повторить 8-10 раз.
  11. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.
  12. Массаж верхней и нижней губ: средним или указательным пальцем поглаживать губы от центра к углам. Повторить 5-6 раз.
  13. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой, повторить 5-6 раз.
  14. Открыть рот, рассмотреть перед зеркалом мягкое небо, поднять его и попытаться удержать в поднятом состоянии одну-две секунды.
  15.  Повороты головы с открытым ртом. Направо выдох, возвращаясь в исходное положение – вдох и выдох через нос.
  16. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б», произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
  17. Энергично произносить «т-д, т-д, т-д», произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
  18. Высунув язык, энергично произносить «п-б» (несколько раз), произношение этих звуков в таком положении укрепляет мышцы глотки.

Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Заключение

       Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать  в   условиях обучения в ДОУ. Её целебные свойства доказаны, а значит музыкальным руководителям, воспитателям,  важно применять вокалотерапию как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

  1.  Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.
  2. Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с., ил.
  3. Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www.sympaty.net/ (дата обращения 17.01.2017)
  4. Лечение звуками, звукотерапия на страже здоровья [электронный ресурс] – URL: http://monamo.ru/netrad-lechenie/zvukoterapiya/lechenie-zvukami (дата обращения 19.01.2017)
  5. Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс] –URL:
  6. http://www.mastergolosa.ru/artikulyaciya/upragneniya (дата обращения 21.01.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...

Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях

На музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ря...