"Разработка музыкальных занятий для умственно отсталых детей блока "О чем поет весна?".
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспекты двух музыкальных занятий о весне. Дети знакомятся с произведениями о весне (слушание музыки), вспоминают приметы весны, рассматривают иллюстративный ряд. Выражают свое восхищение и радость в движениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты музыкальных занятий о весне. | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГКУ ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»
Разработка МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Блок "О чем поёт весна?"
Составитель: ЛЫГА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ,
учитель музыки
МОСКВА 2012 год.
Блок "О чем поет весна?"
I занятие
Тема: "Весна идет, весне дорогу"
Репертуар:
1. П,Чайковский "Песня жаворонка"
("Детский альбом")
2. П. Чайковский "Апрель" ("Подснежник")
("Времена года")
3. "Веснянка" (укр.н.м.) обр. Г.Лобачева
4."Весной" м.Зингер
Художественное слово:
1. В.Гудимов "Жаворонок"
2. А.Толстой "Вот уж снег последний"
Репродукции:
1. Ф.Васильев "Оттепель"
2. Ю.Губрий "Весна на Дону"
3. А.Соврасов "Весна", "Грачи прилетели"
Задачи:
1. Воспитать у детей восхищение красотой русской весенней природой.
2. Вызвать эмоциональный отклик на музыку различного характера.
3. Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений, побуждающих детей самостоятельно определять настроение, характер и создающие его средства музыкальной выразительности.
4. Развивать желание и умение детей воплощать развитие музыкального образа в цвете, пластике, мимике, слове, импровизируя на детских музыкальных инструментах.
5. ,Развивать творческую активность в импровизации мелодий на заданный текст
Ход занятия:
Звучит музыка П.Чайковского "Песня жаворонка". Дети входят в зал, оформленный под весенний лес. Музыкальный руководитель приветствует детей, обращая внимание на время года:" Ребята, а кто на смену зиме спешит. "
Дети: " Весна" .
Муз. рук.: "А по каким приметам вы ее узнали?"
Дети: Снег тает, капели весело звенят, бегут ручьи.
Муз. рук.: Правильно, все вокруг радуется весеннему солнышку. Ребята, а как называется это произведение, кто помнит?
Дети узнают "Песню жаворонка" П.Чайковского, вспоминают стихотворение В. Гудимова "Жаворонок".
Отмела давно метель, слышишь – жаворонка трель
Звонко в синей вышине он поет тебе и мне
Он поет, что даль ясна и цветет вокруг весна
В исполнении музыкального руководителя звучит песня "Весной" (Г.Зингера, сл. Д.Шиблицкой), затем педагог предлагает детям сочинить свою мелодию этой песенки.
"Весенний день звенит. Встречай, скворец летит.
Педагог хвалит детей и спрашивает о том, какие птицы прилетают первыми из далеких теплых стран .
Дети: "Жаворонки."
Муз. рук.: Жаворонок с виду скромная и неказистая птичка, но так красиво поет, взлетая высоко в небо. Послушайте какая музыка .(звучит "Песня жаворонка"П. Чайковского).
Дети: Радостная, светлая, теплая, звонкая, веселая.
Муз.рук.: А что напоминает вам звучание этой пьесы?
Дети: Жаворонок летает и поет песенку.
Муз.рук: Он беззаботно порхает под первыми лучами весеннего солнца, поднимаясь высоко-высоко в небо, затем устремляясь вниз, и вновь взмывает ввысь, распевая свою песенку о весне. Ребята , а какую песенку о весне мы знаем?
Дети: Веснянка ( заходит Весна, приветствует детей)
Муз.рук.: Давайте споем Весне свою песню.
Хоровод "Веснянка"укр.н.п. обр. Г.Лобачева.
Весна благодарит детей за хоровод и предлагает им помочь раскрыть волшебную тайну весенних звуков.( звучит пьеса "Апрель"П.Чайковского).
Весна: Какая это музыка.?
Дети: Добрая, нежная, красивая, светлая.
Весна: О чем она рассказала?
Дети: Журчит ручеек, пробуждаются почки, появились первые проталинки.
Весна отмечает, что дети правильно поняли музыку, рисующую картины весеннего леса.
Весна: Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает о весне. А подснежники? Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: " Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни". Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. Музыка звучит то светло, то более тревожно, потому что солнышко светит не всегда, иногда бывает холодно, темно и ненастно. Такой увидел весну композитор, а если мы подойдем к нашим картинам, то увидим, какими красками отобразили художники то, что вы только что слышали.( дети анализируют цветовую палитру красок, изображающих весенний пейзаж.).
Звучит "Апрель" П.И. Чайковского.
Муз.рук.: Вы слышите, в этой пьесе есть и другая – очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка . Мелодия нежная, полетная, будто цветок подснежника раскачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?
Дети: На вальс.
Муз.рук.: Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое. Изобразим , как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру. Покружимся на весенней полянке.( Этюд-пантомима "Цветок")
Весна : Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли
(А. Толстой)
Весна: Ребята, на каком музыкальном инструменте исполнялась пьеса "Апрель" П.И. Чайковского.( ответ детей – "на фортепиано") А давайте с вами украсим пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, выбирайте самостоятельно инструменты (дети берут колокольчики, металлофон, бубенцы, треугольник, и импровизируют под повторное звучание пьесы, но уже в грамзаписи.)
Весна оценивает детей и благодарит их , прощается и уходит под музыку П.И. Чайковского " Песня жаворонка".
Музыкальный руководитель предлагает детям нарисовать весенние полянки с цветами, вспоминая музыку Чайковского, чтобы подольше в памяти сохранился образ весны.
Блок " о чем поет весна."
2 занятие
Тема: " волшебница весна "
Репертуар:
1. И.Штраус "Сказки Венского леса."
2. П.Чайковский "Апрель"("Подснежник").
3. С.Прокофьев "Ходит месяц над лугами"
4. Г.Зингер " Весной".
5. Е. Тиличеева "Пришла весна".
6. В. Агафонников "Куда летишь, кукушечка"
(р.н.м. в обработке).
Художественное слово:
Е. Баратынский "Весна".
Задачи:
1.Вызвать эмоциональный отклик детей на музыку различного характера.
2. Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений, побуждать детей самостоятельно определять настроение и характер музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
3. Развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроения, характер и процесс развития музыкального образа.
4. Продолжать импровизировать мелодии на заданный текст, развивать самостоятельность, используя свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи.
5. Чисто интонировать мелодический ход на б6 ,ч5 ,м2 . Удерживать чистоту интонации на повторяющихся звуках. Мягко заканчивать музыкальные фразы. Петь выразительно, легким звуком в ритме вальса
6. Отображать характер музыки в графике, моделировании.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Муз. рук.: Ребята, вы любите ходить в гости. А хотите отправиться в гости к Весне?
Но вот беда, я не знаю, как найти к Весне дорогу. Кто мне может подсказать, как определить, где живет Волшебница Весна . По каким признакам .
Дети: Подснежники распустились, бегут ручьи, капли звенят, проталинки появились, птички прилетели и поют в вышине.
Муз. рук. отмечает, что все попали в сказку Весны, где музыка – добрая волшебница, подсказывает нам двигаться так, как она звучит.
Звучит вальс И. Штрауса "Сказки Венского леса". Дети пантомимически выражают радость, двигаясь под музыку. Но радостная, светлая музыка быстро меняется, дети замечают изменение темпа, характера произведения. Это звучит пьеса С. Прокофьева "Ходит месяц над лугами".
Муз.рук.: Что случилось? Небо потемнело, солнышко спряталось.
Дети: Вокруг замерло все, устало и затихло. Характер музыки изменился, будто природа заснула.
Педагог привлекает внимание детей к иллюстрациям с просьбой найти картинку, наиболее точно передающую характер произведения.
Но вот опять звучит музыка – это "Подснежник" П. Чайковского. Дети отмечают, что природа просыпается, подснежники опять поднимают свои поникшие цветы.
Муз. рук.: Как бы вы изобразили звучащую музыку одной линией . Эта линия была бы плавной или острой . Что нам показывает музыка? ( ответ детей и графическое изображение мелодической линии).
Муз.рук.: А все время музыка одинаковая? Меняется ли ее настроение?
Дети : Нет она то светлая ,в высоком регистре, то тревожная в низком.
( т. 9- 24)
В пьесе есть и другая красивая мелодия, взволнованная, как легкий ветерок (т.25-32), нежная.
Муз.рук.: А теперь скажите, какими тембрами инструментов подчеркнуто звучание этой пьесы? ( звучит в оркестровом исполнении).
Дети : Скрипки, фортепиано.
Муз.рук.: А вы хотите стать композиторами ? А кто такие композиторы ?
Дети : Это люди , которые сочиняют музыку.
Муз.рук.: Давайте, мои юные композиторы, украсим пьесу "Подснежник" звучанием тех инструментов, которые наиболее точно подойдут характеру музыки.( дети выбирают колокольчики, треугольники). Звучит "Подснежник" П.И. Чайковского. Дети исполняют вместе с фонограммой.
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает юным композиторам сочинить еще мелодию к тексту песни "Весной" (А.Шиблицкой)
Муз.рук.: Но чтобы хорошо и чисто петь, что нужно сделать ?
Дети : Распеться, прочистить горлышко.
Исполняют русскую народную мелодию. "Куда летишь кукушечка " в обработке В. Агафонникова.
Муз.рук.: Ребята . Давайте я вам свою спою песенку, а потом вы каждый свою. Вы все разные и песенки у вас будут разные. ( дети импровизируют).
Музыкальный руководитель хвалит детей, отмечая каждого ребенка и напоминает, что Весна очень любит песни.
Муз.рук.: А какую мы знаем песенку о Волшебнице Весне ?
Дети : Пришла весна ( исполняется песня Е. Тиличеевой "Пришла весна").
Муз.рук.: Весна, весна . Как воздух чист . Как ясен небосклон .
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Весна, весна . Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам , летают облака .
Под музыку И. Штрауса "Сказки Венского леса" дети в мимике и движениях передают, как они рады солнцу, птицам ручейкам, теплому весеннему ветру.
В заключении педагог вместе с детьми вспоминает, каким волшебством нас чарует весна, и как звуки музыки помогают нам лучше услышать голоса пробуждающейся весенней природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Антонова Т., Волкова Е., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка (Дошкольное воспитание 1998, №6).
2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.
3.Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы (Дошкольное воспитание 1998, №6).
4.Буренина А.И. Современные подходы к развитию детского творчества в театрализованной деятельности (Музыкальная палитра .2000,№1).
5.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1967.
6.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Издание 5, М.1966.
7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Издание 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей
Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....
Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации...
Программа коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей - инвалидов дошкольного возраста для умственно отсталых детей
Рабочая программа педагогаМогильченко О.АДля младшего школьного возраста (0-класс)...
ПРАЗДНИК «Помним... Гордимся!!! » в детском доме для детей 3-4 года обучения (6-8 лет) с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей). Сценарий.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного семидесятилетию Великой Победы, которое стало итогом проекта "Мы помним, мы гордимся!". Данное меропри...
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Задачи музыкального воспитания для умственно-отсталых детей"
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музы...
"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"
quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...
Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.
1 вопрос Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но...