Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
статья по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Кочетова Зинаида Алексеевна

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ.

В исследованиях, проведенных в последние годы, убедительно показано, что развитие психики ребенка напрямую связано с формированием у него ряда универсальных способностей: языковой, символической, подражательной, двигательной и др. К числу универсальных "новообразований" относится и ритмическая способность. Вместе с тем отмечается, что даже у детей с нормальным интеллектом полноценно овладевают различными видами ритмических структур лишь при целенаправленном педагогическом воздействии. С Л. А. Венгер, В. Ф. Котляр и др.)

Особую значимость   проблема   формирования   способностей универсального типа приобретает в коррекционной   педагогике, когда в образовательный процесс включаются дети   с   отклонениями в интеллектуальном развитии. На сегодняшний день доказана чрезвычайная полезность и коррекционно-развивающая значимость работы по развитию способности   к   наглядному   моделированию и чувства ритма для психического развития умственно отсталых детей   дошкольного   возраста   (О. П. Гаврилушкина, С. В.Летуновская, Л. С. Медникова и др.).  В частности показано, что в процессе целенаправленного формирования чувства   ритма возможно сглаживание и  "частичное   преодоление   существенных недостатков как различных видов   деятельности   детей   данной категории, так и их личности в целом.

В исследованиях последних лет (О. П. Гаврилушкина, Л. С. Медникова и др. 3 был разработан коррекционно-развивающий комплекс педагогических воздействий, направленный на становление у воспитанников специального детского сада ритмической способности в процессе обучения их различным видам деятельности. При этом учитывался синкретический характер ритмической способности, покомпонентность и поэтапность ее формирования, двигательная природа ритма,   двигательно-моделирующая основа его восприятия и воспроизведения. Особое внимание уделяется обучению алфавитам кодирования С вербальному, игровому, двигательному, графическому) и умению выражать один и тот же план содержания с использованием различных азбук кодирования при переводе структур ритма из одной модальности в другую. Должно обеспечиваться также одновременное включение двигательного, зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов.

Одним из занятий, в процессе которого особое место занимает работа над формированием у умственно отсталых детей дошкольного возраста ритмической способности, является аппликация. Анализ существующей по рассматриваемой проблеме литературы, наблюдение за детьми данной категории, собственный педагогический опыт, позволили определить наиболее эффективные, на наш взгляд, пути работы по развитию у воспитанников ритмической способности на занятиях по аппликации.

Мы знакомили детей с основными структурами ритма, учили опознавать их на слух и зрительно, формировали представления о взаимосвязи форм ритма в различных видах деятельности. К занятиям по аппликации учитывали тематику и методическое содержание занятий по рисованию, музыке, физическому воспитанию, дидактической игре и др. На первом этапе велась работа над восприятием и воспроизведением ритма повторности. Детям предлагались специальные игры и упражнения, в ходе которых они отыскивали те, где ритм повторности передавался верно, исправляли "некрасивые" картинки, создавали собственные ритмично выполненные аппликации: "Одуванчики в траве", "Яблоки рассыпались" и т.п. В процессе второго этапа воспитанников учили составлять узоры на горизонтальной полоске бумаги, используя прием чередования. Как и на первом этапе, детям предлагалось делать это как в ходе специальных игр и упражнений, так и при создании аппликаций по темам: "Матрешки - мамы и дочки", "Грибы и грибочки", "Тюльпаны красные и желтые" и др. На последнем этапе обучения особое внимание уделялось формированию у умственно отсталых детей дошкольного возраста ритму симметрии. В ходе   специальных   упражнений мы учили воспитанников симметрично располагать игрушки, выполнять аппликацию, соблюдая симметричность расположения элементов сначала по подражанию взрослому, а затем и по образцам.

Корррекционно - развиавющий эффект проведенного обучения мы наблюдали в различных сферах умственной и практической деятельности воспитанников. Оно способствовало развитию у них моторики, восприятия, речи, зрительно-двигательной координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».

Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "

В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликаций.

Предоставлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в работе с детьми среднего возрата....

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....

«Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективны...

К ПРОБЛЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЯЗЫКА / ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье автор обращается к феномену языкового чутья (языковой способности) и проблеме его обнаружения у детей среднего дошкольного возраста – 3-х лет, в наиболее сензитивный период языкового ра...

Конспект Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации. Тема: «Грибок»

Цель: знакомство детей с нетрадиционной аппликацией.Задачи:Образовательные:учить детей выполнять аппликацию из разных материаловнаучить детей качественно заполнять клеем формы, для последующего прикле...