Основные этапы организации фольклорного праздника для детей
статья по музыке по теме

Формы и последовательность работы с детьми и взрослыми при организации фольклорных праздников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_realizacii.docx19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные этапы организации

фольклорного праздника для детей

Организация фольклорного праздника происходит через работу с детьми на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, через работу с воспитателями  и с родителями. Это работа всего коллектива детского сада. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.  Педагоги нашего детского сада решили расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр. Начали работать с русской потешкой, изготовливать необходимые атрибуты, костюмы, т.е. планировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская народная песня. Читали специальную литературу о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Я обучалась на курсах по народному творчеству, где получила знания о народном костюме, ознакомилась с танцевальными элементами русских плясок, приёмами игры на деревянных музыкальных ложках и о многом другом. Всё это пригодилось в нашей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.

Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, Ванечка-дружок травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой и т.д.). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Блины», «А я по лугу», «как у нашей Дуни», «Во кузнице» и другие. Эти песни хороши ещё тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движениями русской пляски. Это хороводный.,топающий шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик». После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Ванька-встанька», «Шуточный танец с ложками». Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко  усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Барашеньки-крутороженьки» и «Ваня-простота», а в дальнейшем использованы на новогоднем празднике. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Особенно нравится нашим воспитанникам играть на русских народных инструментах. Мне очень хотелось, чтобы эти инструменты (ложки, трещётки, колотушки, коробочки, бубенцы, рубель) были у нас в саду. Но, к сожалению в магазине мы могли купить только ложки.  В поездках на экскурсии по городам «Золотого  кольца»  приобрели остальные русские народные инструменты и  с детьми начали их осваивать, причём очень быстро и с большой охотой. Чуть позднее появился настоящий рубель (нам его привезли из деревни). Дети научились играть на деревянных  ложках. В репертуаре нашего оркестра русские народные песни «Я рассею своё горе», «Ах, вы сени», «Светит месяц» и другие.

Воспитатели знакомили детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрёшкой, жостовской росписью. На вечерах досуга был организован просмотр слайдов. Дети увидели лучшие образцы народных промыслов. Позже малыши расписывали матрёшек, жостовские подносы, хохломские бочонки, лепили и расписывали дымковские игрушки. Лучшие работы наряду с изделиями народных промыслов были использованы при оформлении праздника « Русский сувенир».

Итогом работы с русским народным материалом явились наши праздники. Осенний праздник мы заменили фольклорным «Это русская сторонка, это Родина моя». При составлении сценария я пользовалась сборниками «Гармошечка-говорушечка», «А мы просо сеяли» и другой литературой.  Чего только не было на празднике: красные девицы водили хоровод,  добры-молодцы мерились силой, состязались, кто кого переговорит, выступали ложкари. На этом празднике был и сюрпризный момент со скоморохами – бывшими выпускниками нашего детского сада.

Новый год – самый любимый детьми праздник. И опять наш коллектив обратился к народному материалу. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент был использован в празднике. Скоморохи ходили от дома к дому и колядовали. А в этих домах жили колобок, петух и курица, три медведя, т.е. герои сказок.  А потом были и Баба Яга с частушками под аккомпанемент балалайки, и Емеля с чудо-печкой.

«Святки», «святые вечера» - так традиционно в России назывались праздничные дни от Рождества Христова (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были нацелены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – всё это, несомненно, древнейшие аграрно-земледельческие ритуалы язычества.

Для праздника нам потребовались атрибуты, которые изготавливались вместе с детьми и их родителями.  Это – шест со звездой. Звезда пятиконечная из фольги, больших размеров, её прикрепляли к палке. Фигурки для святочных игр: Баба Яга, мак, свинья, вишня, медведь и др. дети перерисовали, раскрашивали, вырезали, «сажали» на картон; фигурки можно было вылепить и из глины. Можно было фигурки-картинки наклеить на бумажный лепесток ромашки. Последовательно отрывая эти лепестки, дети самостоятельно могут регулировать игровой порядок. Этот вариант удобен для проведения сезонных праздников. Игра на русских народных шумовых, ударных инструментах сопровождало появление ряженых и заключительную пляску. Исполнение на этих инструментах представляло ритмизированный самый простой способ шумового фона действий – дети били по ним, свистели, отмечая сильные доли в музыке или ударные слоги в стишке.

8 Марта по времени совпадает с народным праздником Масленицей – весёлой, с гуляньем и катанием на тройках, с блинами и обильным угощением. И на наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трёхаршинная, платье синее, ленты красные, лапти жёлтые, головастые». Было и «катание на тройке», и угощение блинами.  И последний утренник в конце года «Русский сувенир». Зал решили оформить в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки: матрёшки, свистульки, дымковские игрушки, пряники, сушки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. Ведущая была одета в расшитый русский сарафан. На голове – кокошник.  Дети (матрёшки, пряники, ваньки-встаньки, дымковские игрушки) в красочных костюмах. Коробейники расхваливали свой товар, а дети-покупатели свободно могли его рассмотреть. Всё шествие сопровождалось русской народной песней «Светит месяц» в исполнении русского народного оркестра (в грамзаписи). На утреннике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем.  Таким образом все праздники года мы провели на основе фольклорного материала.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята, лучше чем раньше, пели быстро узнавали знакомые мелодии, движения их стали раскованными, более выразительными, а это значит – развились музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах, поэтому, когда я обратилась к ним с просьбой помочь в подготовке к утреннику, они не отказали (папы выпиливали балалайки, а мамы шили костюмы).

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Фольклорный праздник для детей старшего возраста.

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего возраста "В гости зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!"...

"В горнице" Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы

народный праздник с использованием русского народного фольклора...

Праздник русской березки Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы.

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям православной культуры и народным традициям, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, играх).Участни...

Консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей».

Экспресс – консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей»....

Основные этапы и направления развития речи детей раннего возраста.

Для того, чтобы понять по каким направлениям проводить работу по развитию речи в том или ином возрасте, необходимо знать и понимать онтогенез нормальной детской речи, основные его закономерности. Этом...

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...