"От народных праздников к духовной культуре ребенка"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Гутман Ирина Ивановна

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_narodnyh_prazdnikov_k_duhovnoy_kulture_rebenka.docx13.58 КБ
Файл ivan_kupala.docx19.49 КБ
Файл kuzminki.docx24.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОТ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ К ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы, - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Мы, педагоги детского сада №47, посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определенные дни словно исполняют хорошо заученные роли? Почему, например, под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки - песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая? Почему на Масленицу пекут блины, делают соломенное чучело и бросают его в костер? Почему на Троицу воздают почести березке, украшают ее цветными лентами, водят вокруг нее хоровод?

Такова традиция - и корни ее уходят во времена седой старины, во времена языческие, когда человек не думал еще о себе как о «хозяине» природы. Он ощущал себя ее частью и считал, что, подобно ему, живыми были и земля, и небо, вода и огонь, гром и молния, деревья и камни...

Своим детям через народные праздники мы пытаемся передать это ощущение слияния с природой, обогатить их духовный мир и развить творческие способности.

Участвуя в детских народных праздниках, у детей проявляется активность, и любознательность, инициатива, развиваются музыкальные, творческие, креативные и когнитивные способности. Стремясь к наиболее полному развитию детей через народные праздники, мы обратились к традициям русского народа, что помогло нам раскрыть эти качества у детей.



Предварительный просмотр:

Летний праздник  «Иван Купала»

сценарий для детей старшего возраста

МБ ДОУ № 47г. Краснотурьинска

Автор: Гутман Ирина Ивановна

Начинается праздник на детской площадке,

где собираются все дети.

Вед.   Вот и наступил июль – вершина лета. В народе этот месяц зовут светозарником и грозником. На смену жаркой погоде могут неожиданно прийти пасмурные дождливые дни.

           У июля свои краски, свои неповторимые запахи и звуки. Тучнеют хлеба, поспевают первые ягоды, цветет липа. Ее сильный аромат невольно останавливает –дыши – не надышишься. А в развесистых кронах деревьев слышно неумолчное гудение – то жужжат пчелы, доставая сладкий нектар из цветков.

           Поэтому в старину этот месяц лета называли по-русски – липец.

1 реб.  Мы лета долго ждали, казалось, целый год!

            Все ждали, все считали, когда оно придет?

2 реб.   И вот шумят дубравы зеленою листвой.

             В лугах цветы и травы кивают мне с тобой.

3 реб.   Нам лес дарит прохладу в полдневный летний зной.

             И бусы алых ягод на просеке лесной.

4 реб.   Над нами небо выше, прозрачней синева.

             И звездами ромашек усыпана трава.

5 реб.   Здравствуй, лето!  Здравствуй, лето!

            Жарким солнышком согрето!

            Здравствуй, поле и лесок, здравствуй, речка и песок,

            Здравствуй, небо ясное, здравствуй, лето красное!

Песня  Левкодимова  «Здравствуй, солнце»

Вед.   Ярко солнце светит, в воздухе тепло.

          И куда ни взглянешь – все кругом светло.

          По лугу пестреют яркие цветы,

          Золотом облиты темные листы.

Песня   Тиличеевой «Летние цветы»

Вед.   Издавна, в начале июля отмечался народный праздник  Ивана Купала – это праздник природы: трав, цветов, воды. К нему готовились заранее: вышивали сорочки, разучивали старые песни, танцу. На берег реки выходили и взрослые и дети – нарядные, красивые с венками на головах. Разжигали костер, соревновались в ловкости, пели,  купались, водили хороводы.

Хоровод  «Со вьюном я хожу», р.н.м.

Вед.    Лето в народе очень любят и складывают о нем пословицы. Давайте посоревнуемся. Кто из вас назовет больше пословиц и поговорок о лете?

Пословицы, поговорки о лете

Вед.   В праздник Ивана Купала любили веселые игры.

 Выходите, молодцы, поиграть, свою ловкость, удаль русскую показать.

Ребята, а кто такие витязи? Раньше на Руси воинов называли витязями. Витязи были храбрыми и сильными. На поединок они выходили с копьями или мечами. А у наших витязей оружием будет вот такой мешок с сеном (чтобы было не больно бить друг друга).

Чтобы ребята были похожи на витязей, мы им на головы наденем шлемы.

   Итак,  витязи, готовы? Вставайте на бум и, орудуя своим мешком, старайтесь столкнуть своего противника с бума. Победит тот, кто удержится на буме.

Игра  «Поединок рыцарей, витязей»

Вед.  Следующая игра называется  «Бой петухов»

Посмотрите, ребята, какие красивые шапочки и хвосты петушков.  Кто желает поиграть?  Сейчас мы нарядим ребят в петушков. Готовы?

Посмотрите, этот круг будет служить для вас полем боя. Вы должны, стоя на одной ноге и положив руки на пояс, выталкивать плечом друг друга из круга.

А сигналом к началу игры вам послужит наш дружный, громкий хлопок.

Приготовились, хлопнули!

…  Итак, в этом бою победил петух…  Саша! Похлопаем ему.

Звучит народная плясовая музыка,

появляются две старушки.

Обе старушки.   Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

                              Мы потешницы - старушки, неразлучные подружки.

Д.       Я – Даниловна.

Г.        Я – Гавриловна.

Обе.    А обе мы – смешиловны.

            Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке:

Д.         В лесочке, в лесочке избушка на кочке.

             Блинами обита, оладьями крыта,

             Ограда кругом – пирожки с творожком.

Г.          Нынче мы расскажем в лицах не былые небылицы.

Д.          Ехала деревня мимо мужика,

              Вдруг из-под собаки лают ворота.

Г.           Выскочила палка с бабкою в руке,

              И давай дубасить сани в мужике.

Д.          Тпру, - сказала лошадь, а мужик заржал.

Г.           Лошадь пошла в гости, а мужик в амбар.

Д.          Лошадь ела шаньги, а мужик – овес,

Г.           Лошадь села в сани, а мужик повез.

Д.           Понравились вам наши небылицы?

                  А еще у нас есть полная корзина загадок (приговаривает)

                  Дышит, растет, а ходить не может. Что это?

                                                                                                (растение)

     Вы уже знаете, что на праздник Ивана Купала люди собирали лекарственные травы.

   Вот мы сейчас с Гавриловной посмотрим, как вы знаете лекарственные травы.

Игра «Кто больше соберет лекарственных трав?»

А стихи о травах и цветах кто может почитать?

Дети читают стихи о лекарственных растениях

Г.    Эй, играй,  моя гармошка,  до – ре – ми – фа - соль – ля - си.

        Полюбуйтесь, посмотрите,  как танцуют на Руси.

Достает из корзины платочки, раздает детям.

Свободная пляска – танцевальное творчество

Гавриловна и Даниловна прощаются и уходят.

Вед.   На лугу – гулянье,  на воде – купанье!

          Дальше наш праздник продолжится на воде. А чтобы попасть на воду, вам нужно преодолеть препятствие.

    Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.  Что это?

Правильно, крапива.

Аттракцион  «Перепрыгни через крапивный куст»

 2 часть  праздника проводится в бассейне.

Звучит муз. Р.Корсакова «Садко»

Дети в плавательных костюмах заходят в бассейн.

Вед.  Много красивых сказок и легенд сложил народ о цветке русалки – водной лилии. Белоснежная, грациозная - она действительно напоминает сказочных русалок, водящих хороводы на берегу реки или озера. Русалки боятся солнца и появляются только ночью, а днем превращаются в красивый цветок… Но посмотрите! Какое чудо!

Лепестки у лилии медленно раскрываются и появляется… РУСАЛКА.

Русалка танцует в цветке

Вед.     Ой да на Ивана, да на Купала детей Русалочка встречала.

            Детей Русалочка встречала, к  себе в воду приглашала.

Русалка  Скорей в воду заходите,  до меня вы доплывите.

                Будем с вами мы играть,  будем плавать и нырять.

Дети входят в воду.

Русалка.     Посмотрите, какой красивый обруч, весь цветами убран.

                   Посмотрю-ка  я сейчас, как вы умеете нырять?

Игра  «Нырни в обруч»

Русалка.  Молодцы, ребятки, ловкие вы, умелые.

Посмотрите, что-то заволновалась вода, пошли волны.

Игра  «Море волнуется»

Русалка выбирает самую красивую морскую фигуру.

Русалка.  А сейчас мы с вами посоревнуемся. Посмотрим, кто быстрее всех плавает?   Нужно доплыть до цветка лилии.

Игра – аттракцион  «Доплыви до цветка»

Русалка.  А цветок – то непростой,  Он волшебный, сказочный…

                 В лепестках своих хранит   он секрет загадочный.

Русалка раскрывает цветок,

в нем конфеты – «морские камушки».

Вед.    Вот и подошел к концу наш летний праздник Ивана Купала.

           По старинному обычаю в конце праздника девочки опускали свои роскошные венки на ласковые волны.

            И плыли венки, медленно покачиваясь на волнах…        



Предварительный просмотр:

КУЗЬМИНКИ

Оформление: за занавесом деревенская изба-горница. В ней печь, стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки, скамьи, на них вышивки, вязанье, клубки с шерстью. У самой стены - прялка.

Дети - зрители свободно входят в зал, рассаживаются.

Действующие лица:

Сказительница         Машенька

Мать         взрослые        Настенька

Отец                Варвара

Емеля                Первый жених

 Второй жених

Сказительница (перед занавесом)

Здравствуйте, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно? Рада, что вы не забыли про меня и в гости пришли в такой большой праздник. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник - Кузьминки.

Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, праздник рукоделья.

Хотите послушать мою сказочку о Кузьминках? Тогда слушайте... Жили- были в одной избе отец, мать, да было у них три дочери. Старшую звали Варварой. Уж больно её мать любила и холила. Среднюю дочь звали Настенькой, а младшенькую - Машенькой.

Открывается занавес. Комната в избе.

Возле печи спит Варвара. За столом сидит Отец.

Отец.        Ох, что-то мать запаздывает.

входит Мать.

Мать.        Да ты что, отец, вот и я!

Отец.        Куда же ты ходила?

Мать.        В церковь. Батюшка нам рассказывал о святых чудотворцах

Кузьме и Демьяне.

Отец.        Расскажи-ка, мать, и нам!

Мать.                    Давным-давно жили-были два брата: Кузьма да Демьян. Когда они ещё были  маленькими детьми, они очень любили Господа Бога. Часто молились, ходили в церковь. Спаситель их за это наградил: даровал им умение лечить. Лечили они только бедных людей и за свою работу денег не брали. За это их прозвали бессребрениками. Они следовали учению Господа Бога: «Даром исцеляйте. Даром получили, даром отдавайте». Церковь помнит этих людей и мы с вами должны их помнить.

Отец. А я знаю, что Кузьма и Демьян были ещё и большими мастерами- ремесленниками. А как они любили женихаться! И теперь принято в этот день невест выбирать. Мать, а где Варвара -то?

Вон, на печи лежит да похрапывает.

с печи раздается храп.

Мать.      Вставай, доченька, уже утро наступило!

Варвара. Неохота! Я лучше на печке полежу да спинку погрею!

Мать.      Большой праздник сегодня на двор пришел, Кузьма да Демьян!

Отец.       Кузьминками его ещё называют!

Настенька.   Кузьминки - об осени одни поминки!

                      Кузьминки - встреча зимы!

Машенька.   Кузьма да Демьян - большие работники!

                       Они кузнецы, они и плотники.

Отец.          Они наш дом охраняют от всякой беды,

                    От всякого лиха!

Мать.               Тепло, светло! Садитесь-ка, девицы, за рукоделие, да будем зимнюю   пряжу прясть. И ты, отец, берись за дело!

Отец.               Давайте попросим Кузьму да Демьяна помочь нам.

Все.                  Батюшка Кузьма-Демьян, помоги нам!

Песня «В низенькой светёлке» (дуэт)

по окончанию песни влетают две стрелы.

Отец.        Ой, мать, гляди! Стрелы на наш двор влетели! Девки, собирайтесь,  наряжайтесь, женихи сейчас придут!

Мать.        На Кузьму-Демьяна к кому на двор стрелы прилетят - там и свадьбы играли.

Игра-забава «Кто быстрее невест соберет?» 

На скамье разложены предметы: три фаты, три нитки бус, три пары клипс. Выбирают троих играющих из зрителей. Кто из них быстрее наденет все атрибуты на «невест» - Варвару, Настеньку, Машеньку.

Входят женихи.

Женихи.         Здравствуйте, хозяева!

Хозяева.         Здравствуйте, добры молодцы!

1 жених.         Не на ваш ли двор прилетели наши стрелы?

Отец.              Так это ваши стрелы?

2 жених.         Да! Мы женихи! Свататься пришли!

Мать.             Доченьки родные! Женихи пришли!

Отец.              А вы, добры молодцы, посидите да поглядите на наших дочерей. Они у  нас рукодельницы!

Танец «Сударушка» (показ платков Машей. Варей. Настей)

Мать.              Женихи-то вы красивые! А вот делать сами что умеете?

Женихи.         Мы - кузнецы! Кузнецкому делу хорошо обучены!

Отец.               Покажите свое уменье!

Под муз. р.н.п. «Во кузнеце» женихи «куют» гвозди

1 жених.       А вот и умение наше! В доме пригодится, (показывает гвозди)

Мать.             Гвозди в доме всегда нужны! В конюшне стоит табун неподкованных лошадей. А подковать коней вы сумеете?

Игра «Кузнец» (мальчики)

Хороша работа. Чем бы вам заплатить?

2 жених.          Мы-бессребники! За работу денег не берем! Дайте нам каши горшок, да накормите вволю! Берем в Жены Машеньку и Настеньку.

Мать.               Настенька, неси кашу!

                          Машенька, неси квасок!

Варвара, махнув рукой, идет и ложится на печь.

Женихи.            Ох, вкусна каша! Ядреный квасок у вас, хозяюшка! А мы не только работать умеем, но и веселить на славу!

«Частушки» (исполняют женихи)

Мать.                  Ну что, отец? Отдадим Машеньку и Настеньку замуж за этих молодцов?

Отец.                     Достойные женихи!

Игра «Подушечка»

В окно влетает валенок. Отец ловит его.

Отец.                      Мать, гляди! А валенок - то откуда? Что такое? Ничего не пойму!

Мать.        Не знаю, отец. Откуда он мог взяться?

С песней входит Емеля.

Емеля.        Здорово, хозяева! Я свататься пришел!

Отец.        Как это свататься?

Емеля.        Валенок мой  у вас?

Мать.        У нас! Вот он!

Емеля.        Ну, вот! Невесты у вас есть?

Отец.        Есть! Но ведь путные-то женихи стрелы в дом запускают, а не валенки!

Емеля.        Да мне лень было стрелы вытачивать! Братья мои переженились.

Один я остался без жены! Вот я и решил побыстрее жениться!

Хозяева.        Так ты жених?

Варвара.        Где жених? Я жениха хочу! Мамка, обуй меня! Мамка, наряжай

меня! Мамка, щёки крась!

Емеля.        Вот так невеста! Да она и одеваться то сама не умеет! Нет! Я уж

лучше дальше пойду!

Мать.        Что ты, Емеля! Все она умеет делать! А красавица она какая! А

сам-то ты что делать умеешь?

Емеля.        Я работать не люблю да и не умею. А вот развеселить кого хочешь

 смогу!

Игра на инструментах «Валенки»

«Емеля - простота»

«Найди прищепку»

На полушубке у Емели висят прищепки.

Дети с закрытыми глазами должны их найти (кто больше?)

Ну, что ж, Емелюшка, повеселил ты нас на славу. А теперь загадаю тебе 3 загадки, ежели ответишь, - свадьбу сыграем. А не ответишь -        не обессудь - домой без невесты вернёшься.

Отец.

Варвара.     Батюшка, ты загадки-то попроще, попроще.

Отец.            Какие знаю, такие и загадываю.

Мать.           Ну, ты тогда позволь хоть ребятам нашим Емелюшке подсобить.

Отец.             Детишки еще не велики, какие они помощники? Ладно, пусть помогают.

После того, как Емеля разгадал все загадки, Отец соединяет руки жениха и невесты.  Подходят еще две пары.

Женихи и невесты.    Батюшка!

                                       Матушка!

                                       Кузьма-Демьян!

                                       Скуй нам свадебку крепко-накрепко

                                       До  седой головушки,

                                       До долгой бородушки!

Занавес закрывается.

Сказительница.       Сказка – ложь, да в ней намек:

                                    Добрым молодцам урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"

Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.

Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования....

«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Статья на тему "роль народных праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка Консультация для родителей

Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание ребенка...

Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...