Использование игровых приемов на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке по теме

Боронникова Ольга Николаевна

Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование игровых приемов на музыкальных занятиях»

Боронникова О.Н.,

музыкальный руководитель

МБДОУ №460, г.Челябинск

      Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ

СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.

     В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке.

Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

«Тихие-громкие звоночки» - направлена на развитие динамического восприятия.

Например, при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети?», «Зайцы», «Песня, танец, марш».

Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.

Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, матрешкой.

Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.

Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры.  Детям раздаются карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику.

В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные  по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке.

И уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок высоким.  

Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок.

Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например,  «Андрей воробей». Вначале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ

РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.

Одним из видов музыкальной деятельности является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к  выполнению несложных действий под музыку. Например,  перед занятием воспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения пляски или упражнения.

С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с  творческими элементами выразительно двигаться под музыку. Необходимо  активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например, в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу (медведь, лиса, зайчик и др.),  но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишки. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Использование звукозаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.

В своей работе я использую наглядный материал: картины, рисунки,  музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, видео-презентации.

Итак, в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности:  дети  быстрее усваивают  требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.

Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, вол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  Использование в играх всех видов музыкальной деят...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

     Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развит...