Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
статья на тему

Тюнева Ольга Викторовна

  Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей

, обучение игры на элементарных музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах»

музыкальный занятие дошкольник инструмент

Дошкольный возраст – самый игровой период детства, в это время происходит самое интенсивное психическое, физиологическое и умственное развитие ребенка, первоначальное формирование качеств личности.

Дошкольное детство – период формирования общих знаний, умений и навыков, которые становятся фундаментом освоения новых видов деятельности, в том числе музыкальной, накопления потенциала для дальнейшего познавательного, творческого, волевого и эмоционального развития ребенка.

Своеобразным проявлением воли можно, например, рассматривать музыкально-игровые движения, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленную перед ним задачу.

Создание фундамента музыкально-творческого развития во многом обеспечивается игрой как ведущей деятельностью дошкольного возраста. В игре проявляется возможность познания окружающего мира, проникновения в систему социальных отношений, в мир предметов и природы.

Общепризнано универсальное значение игры в развитии ребенка от младенчества до школы. Игра отвечает внутренней природе ребенка, максимально соответствуя его потребностям в активации творчества, в развитии и совершенствовании истинно детской деятельности.

Музыкально-игровая деятельность – мощное средство приобщения ребенка к музыкальному искусству, так как в процессе нее с помощью определенных знаний, умений и навыков происходит восприятие музыки и воспроизведение силами и возможностями ребенка конкретного, пусть самого небольшого, музыкального построения.

Ребенок выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный созидатель, творец.

Музыкально - игровая деятельность, в силу своей специфики, является средством, дающим возможность самовыражения, способом утверждения своего «Я», что является активным стимулом для формирования важных качеств личности.

Небезызвестно, что в условиях музыкально-игровой деятельности в художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Необходимо отметить, что для дошкольников и в некоторой степени младших школьников игра представляется объектом серьезной содержательной деятельности, приводящей к определенному положительному результату.

В нашем случае понятие «игра» рассматривается как создание условий увлеченности дошкольников игрой на элементарных музыкальных инструментах, инструментальным музицированием, игрой в инструментальных ансамблях и в детском оркестре, что, согласно гипотетической мысли, основанной на опыте работы, будет способствовать активизации повышения уровня музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста.

Автор известного культурологического исследования игры «Homo ludens» («Человек играющий») нидерландец Йохан Хейзинга оценивает игру не только как величайшее достижение культуры, но и как ее первоисточник.

Й. Хейзинга проводит этимологический анализ слова «игра» в соответствии с особенностями культурной жизни разных народов, подчеркивая нескончаемое богатство смыслов игровой деятельности.

Игру он анализирует именно как деятельность. Целесообразно вспомнить тезис российского психолога П.П. Блонского, который, признавая приоритетное значение игры в развитии дошкольника, выделял в ней и другие не менее значимые компоненты.

Не отрицая наличия в ней уникального, собственно игрового содержания, он утверждал, что «в суммарной проблеме игры скрываются две очень важные проблемы – труда [как сознательной целенаправленной деятельности ребенка – И. Л.] и искусства»[5, Стр.29]

Следует заметить, что искусство восприятия и воспроизведения музыки базируется прежде всего на эмоциональной основе.

«Музыкальное переживание по самому существу своему – эмоциональное переживание, – отмечал академик Б.М. Теплов, – и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности»[53, Cтр.53] .

В условиях современного детского сада с большим выбором приоритетных программ музыкально-творческого развития детей в различных возрастных группах важным фактором остается эмоциональное благополучие ребенка.

Необходимо признать, что эмоциональное развитие современного дошкольника в процессе музыкальной деятельности характеризуется рядом достижений: стабилизацией аффективной жизни ребенка в коллективе группы, совершенствованием механизмов эмоциональной регуляции поведения, возникновением эмоционального предвосхищения событий, произвольной регуляцией эмоциональных процессов.

В музыкальной деятельности дошкольников достаточно трудоемким является процесс инструментального музицирования, который может носить как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд.

«Эмоциональное самочувствие дошкольника, – справедливо отмечает Т.П. Авдулова, – во многом определяется характером складывающихся взаимоотношений с партнерами по игре. Система эталонов экспрессивного поведения формируется в процессе коммуникативного воздействия как со сверстниками, так и с педагогами»[1,Стр.103] . Высокий уровень профессионализма, компетентность в создании атмосферы доверия, добродетельности и благожелательности, искренней любви к детям музыкального руководителя и воспитателей, болеющих душой за высокий уровень музыкальности воспитанников, несомненно, дадут высокий результат музыкально-творческого развития дошкольников в процессе инструментального музицирования. В музыкальном дошкольном образовании инструментальное музицирование можно рассматривать с различных позиций: как индивидуальные или диалогические инструментальные импровизации, как некоторые изменения и внесение детьми творчески обоснованных средств музыкальной выразительности в процессе деятельности инструментального ансамбля или детского оркестра. Безусловно, первоначальным и основным опытом является освоение ребенком навыков игры на инструментах.

Доминантными направлениями музыкально-творческого развития дошкольников являются формирование навыков игры, развитие музыкально- слуховых представлений, активизация музыкально-творческого мышления, индивидуальные и коллективные инструментальные импровизации, расширение музыкального кругозора, становление интеллектуального потенциала ребенка. Рассмотрен вопрос подготовки музыкальным руководителем аранжировок для различных составов инструментальных ансамблей и детского оркестра. В приложении представлен ряд авторских инструментальных аранжировок, к которым возможен творческий подход в зависимости от уровня подготовки дошкольников и предполагаемого состава ансамбля или оркестра элементарных музыкальных инструментов.

Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Готовность выпускников средней школы к творческим способностям во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников подросткового периода всегда находит отражение в исследованиях педагогов и психологов. [24, Стр.5-12]

Цель процесса обучения дошкольников на занятиях музыкой заключается в создании условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата в коллективе.

Э. Ландау отмечает, что творческие способности такие способности, которые проявляются в умении применять полученные знания в новой ситуации, в гибкости мышления и порождении множества разнообразных оригинальных идей для их творческого и практического решения. Творческие способности проявляются в нестандартности и в не шаблонности решения заданий. [27, Стр. 67]

Творческая деятельность - форма деятельности дошкольника, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся, данных традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, важно суметь раскрыть их и развить. [27, Стр. 78]

Э. Ландау отмечает, что главными взаимосвязанными факторами развития творческих способностей, обучающихся являются личность самого педагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляется деятельность обучающихся. [27, Стр.84] Активная познавательная деятельность школьников организуется с помощью разнообразных средств. Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте.

Проведенный анализ научных источников по проблеме развития творческих способностей, детей в процессе обучения на занятиях игре на музыкальных инструментах, позволил сделать следующие заключения:

- основным ведущим направлением в современной педагогической науке для развития творческих способностей является обогащение, видоизменение (трансформация) содержания учебного материала;

- творческие способности могут целенаправленно развиваться;

- развитие происходит в учебной деятельности, в которой ребенок выражает свое отношение к ней;

- основное направление развития творческих способностей для дошкольников - включение в процесс обучения игре на элементарных музыкальных инструментах разных вариативных музыкальных заданий и задач.

Творческие способности представляют собой комплекс многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи. Это может проявляться в ответах, решениях,несовпадающих с общепринятыми.

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

С. Ф. Занько отмечает, что игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [22,Стр.54-79]

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, связанных с обучением игре на различных детских музыкальных инструментах;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

С.А. Шмаков отмечает, что большинству игр присущи четыре главные черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческая, в значительной мере импровизационная, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.


Рисунок 3.Структура игровой деятельности

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). [48, Стр.69]

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [47, Стр. 89]

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Развивающие игры для музыкальных занятий

ПАЛЬЧИКОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ПАЛОЧКАМИ

Речь у дошкольников формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры с использованием звучащих жестов развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение. Педагогические принципы идут в ногу с природой ребенка, а не наоборот, когда стих запоминается только на слух, в одной модальности, а зрение и ощущение «спят», бездействуют.

Дети дошкольники воспринимают информацию в 3 модальностях.

1) Визуальной – вижу, как делает педагог; 2)Аудиалистической – говорю и повторяю за педагогом; 3) Кинестической – делаю вместе с педагогом.

Модели пальчиковых игр можно представить как:

- Пальчиковая «азбука» (1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики играть);

- Пальчиковый аккомпанемент («Пять обзьянок»);

- Пальчиковая «кантилена» («Улитка»);

- Позиционные пальчиковые игры;

- Пальчиковые игры – песни («Паучина»);

- Стилизованный пальчиковый театр ;

- « Танцы рук» (« Трик – трак»).

Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается уникальностью. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К.Орфа. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу ( всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.

Все упражнения с детьми используются следующим образом:

- Хором,

- Соло,

- Чередуя хор и соло,

- С различной динамикой (силой звука),

- С изменяющейся динамикой:

1) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и внезапно тихо);

2) динамика с постепенным переходом постепенно усиливая звучность – крещендо, или затихая – диминуэндо).

- В различной тесситуре и различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос и т.д.).

- В изменяющихся темпах:

1) смена темпа без постепенного перехода;

2) с постепенным переходом (ускорение, замедление).

- В различных ритмах и метрах (насколько позволяет текст).

- Каноном в два и более голосов (после предыдущей ритмизации).

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения, «есть свои радости в каждом виде творчества» - писал Оноре де Бальзак. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играли словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании. Ребенок учится правильно держать палочки, ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метрии ритм музыки.

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ

Ритмодекламация – синтез поэзии и музыки – широко применялась в композиторской практике XX века. Её называли и «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором». Еще В.Гюго говорил « Музыка – это пара для искусства поэзии. Она то же, что грезы для мысли, что для океана волн – океан облаков». Отдавая предпочтение термину «ритмодекламация», мы исходим из того, что он лучше описывает именно ритмизацию текста при выразительном интонировании и не относится к свободном чтению под музыку и чтению «нараспев». Кроме того, подчеркивается принадлежность к определенному методическому направлению, связанному с формированием чувства ритма у детей.

Выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников. Декламация как искусство выразительного чтения вслух присутствует в ритмодекламации жанровым компонентом. Однако исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания.

Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой стороны направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Дети исполняют ритмодекламацию с огромным желанием, однако для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация разучивается как вокальное произведение.

Зачастую при начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание моей речевой пластике. На следующем этапе, когда мы снова возвращаемся к изучаемому произведению, внимание детей обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически – музыкального образа. Описанный процесс на практике протекает быстро, и часто уже на следующих занятиях ритмодекламация исполняется детьми по памяти. Воспроизведение возможно как индивидуальное, так и хоровое, «цепочкой», групповым диалогом и т.д.

Первоначальное представление произведение, необходимое при работе с дошкольниками, не умеющими читать, не исключает возможностей для творчества ребенка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произнесения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения собственным аккомпанементом ( при помощи шумовых инструментов и др.). Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. На занятиях ритмодекламацию мы дополняем жестами, пластикой, движением, если оно допускается содержанием исполняемого произведения. ( См. Фото№8 «Ритмодекламация»)

Процесс выбора, как самого стихотворения, так и музыки к нему не прост. Следует обратить внимание на возможно более полное совпадение содержания стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в программном названии пьесы. К ритмодекламациям можно подобрать не только музыку, исполняемую на фортепиано, но и пьесы, которые исполняются на других инструментах или оркестром. Центральным должно стать желание творить. Оно направит на поиск сюжетов, поможет соединить в оригинальной композиции увлекательный мир поэзии и музыки.

КООРДИНАЦИОННО – ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ , ПОДГОВОРКИ

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

- игры команды;

- массажные;

- тонизирующие;

- пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного « аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений и развитию чувства ритма. Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависят от той базы знаний и навыков, которые они приобретают в детском саду. В музыкально – ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение – средством её усвоения. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь.

Применение подговорок в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности , в часы досуга, в развлечениях, на музыкальных занятиях. На занятия и развлечения часто приходят сказочные герои и включаются в игры с детьми.

В процессе работы следует обратить внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т.д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст подговорки и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети – в более сдержанном темпе, а другие – в подвижном. В последствии мы с детьми стремимся исполнять все в едином темпе.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение. ( См. Приложение «Подговорки»)

ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Время меняет взгляд. Понадобились тысячелетия, чтобы воспринимать предметы эпохи неолита как произведения искусства, потребовалось около века, чтобы современная улица рассматривалась как своеобразный «музей». А ныне хватает несколько десятилетий, чтобы предметы обихода, с их повсеместной открытостью взгляду, приобрели популярность «голоса».

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они становятся участниками изумительного шумового оркестра.

Вы спросите: «Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой!». Но я веду речь не о скрипках, флейтах и не о фортепиано, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «шумелках», изготовленных моими руками, руками педагогов – воспитателей нашего детского сада, родителями из разных баночек, пластмассовых бутылок, крышечек, палочек, трубочек, стаканчиков, коробочек, кухонных мисок, дощечек, пузырьков, ключиков, гвоздиков и т.п. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по- новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, тихонько скрипит дверь, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер… играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков еще один шаг к элементарному музицированию.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями. Способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры на шумовых музыкальных инструментах, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы.

Как играть? Прежде всего, дети пробуют сами искать звук и способ извлечения. Каким удовольствием и радостью пронизано «открытие» неведомого до этого момента мира музыки. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно, не способное в силу «махровой» утилитарности быть Иным, вдруг изумляет! Звуковые возможности одного предмета своеобразны, сочетание с другими наполняет желанием играть еще и еще. Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. Эта необыкновенная музыка способна, как в машине времени, прокатить нас по разным странам и векам.

На занятиях и в свободные минуты досуга предлагаю ребятам композиции, когда я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Очень интересными бывают шумовые сопровождения к сказкам, к небольшим сценкам, стихам даже театральным спектаклям.

Казалось бы, музыкальные произведения, где шумовые инструменты выступают в роли аккомпанемента подобрать не трудно. Однако, с одной стороны, довольно ответственно «добавлять себя» к известным. С другой стороны, при слушании нередко возникает впечатление тембровой несогласованности, когда шумовые инструменты «торчат» из «музыкального полотна. Как быть? Вероятнее всего, именно шедевры детской классики требуют вдумчивого подбора инструментов, так и их не «густого» состава. Оркестровая музыка, конечно же, является прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов с удовольствием впитает в себя звуки детских инструментов.

Игра на шумовых инструментах является излюбленным видом деятельности. Шумовые инструменты несложно изготовить и это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.

Как сказал Моэм Уильямс Сомерсет «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем - вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему - в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 - соль2, слева - четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой - на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы - до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м - подбирают попевки, на т р е т ь е м - исполняют их по своему желанию.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, вол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  Использование в играх всех видов музыкальной деят...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Пример использования игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ....

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "Развитие музыкальности детей посредством обучения игры на детских музыкальных инструментах "

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувст...

Конспект занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах "Королевство стеклянных звуков".

Материал полезен для музыкальных руководителей и педагогов дополнительнрго образования детей дошкольного возраста. Данный конспект направлен на развитие чувства ритма у дошкрольников, посредством разн...