Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
статья по музыке ( группа) на тему

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.
   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
   Игра – основной вид деятельности ребенка. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Использование игровых технологий

на музыкальных занятиях в ДОУ».

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Калашникова И.Е.

г. Ставрополь

2016

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

   Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходит удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Можно выделить следующие ее функции:

-обучающая,

-развлекательная,

-коммуникативная,

--релаксационная,

-психотехническая,

-функция самовыражения,

-компенсаторная.

Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Цель:

- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.

- использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку.

-побуждение к самостоятельным  действиям за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

- приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

-развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

-формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука  (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

- прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельости (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по 3 направлениям:

-групповая и индивидуальная работа с детьми.

-взаимодействие и просветительская работа с родителями.

- совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты использования игровых технологий в работе:

-дети легче усваивают и запоминают материал занятия,

-дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

-в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.

-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

 на развитие чувства ритма

2 младшая группа

«Как бегают зверята»

Цель:  Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

«Песенки-ритмы»

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                        цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                        цок-цок-цок.

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохл)Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие звуковысотного слуха

2 младшая группа

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: та же, что в игре «Птица и птенчики»

«Птица и птенчики»

Цель:  Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы)

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

Низкие голоса                                Высокие голоса

1 ступень лесенки                        3 ступень лесенки

Медведь                                        Птицы

Птица                                        Птенчики

Коза                                                Козлята

«Веселый кубик»

Цель:  Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

        Кубик детям передай,

        Кто пришел к нам угадай!

Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу,мяу») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

2 младшая группа

  1. Весело-грустно

Цель: различать построение музыки

Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант – слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

  1. Здороваться, прощаться песенкой
  1. Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)
  1. Кто как поет

Цель: Повторение звукоподражания за взрослым

Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие тембрового слуха

2 младшая группа

«Угадай, на чем играет зайчик»

Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-Дидактические игры

на развитие динамического слуха

2 младшая группа

  1. «Барабанщики»

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

  1. «Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

        Большие ноги шли по дороге:

        Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

  1. «Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

        У ребяток ручки хлопают,

        Тихо-тихо ручки хлопают,

        Громче хлопают,

        Сами хлопают,

        Вот так хлопают,

        Ну и хлопают.

  1. «Кукла шагает и бегает»

Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель:

        Громко будем мы играть –

        Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).

Игра усложняется, если играть индивидуально.

Перечень музыкально-дидактических игр

Старшая группа

Цель: развитие звуковысотного слуха.

  1. Музыкальное лото
  2. Ступеньки
  3. Музыкальные птенчики
  4. Домик – крошечка
  5. Птичий концерт

Цель: развитие чувства ритма.

  1. Прогулка
  2. Определи по ритму
  3. Учитесь танцевать
  4. Выполни задание
  5. Весёлые гудки
  6. Глашенька учит танцевать

Цель: развитие тембрового слуха.

  1. Определи инструмент
  2. На чём играю
  3. Музыкальные загадки

Цель: развитие диатонического слуха.

  1. Громко – тихо запоём

Цель: развитие памяти и музыкального  слуха.

  1. Песня – танец – марш
  2. Слушаем музыку
  3. Наши песни
  4. Какая музыка?
  5. Сколько птичек поёт?
  6. Музыкальный магазин

Цель: закрепление пройденного музыкального материала.

  1. Сладкий колпачок
  2. Музыкальный секрет
  3. Поможем Дюймовочке

Цель: определение характера музыки.

  1. Три цветка
  2. Удивительный светофор
  3. На лугу

Цель: развитие детского творчества.

  1. Музыкальная шкатулка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровых технологий на занятиях

игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи...

План по самообразованию "Использование игровых технологий на занятиях по английскому языку в ДОУ"

План представляет собой этапы, цели и задачи, планируемые результаты и формы отчета о проделанной работе по данной теме....

Роль использования игровых приёмов на занятиях по ознакомлению с миром животных и растений в повышении познавательного интереса у детей 4-5 лет.

Доклад-консультация для педагогов ДОУ о необходимости  экологического воспитания детей  с использованием с использованием различных игровых приёмов....

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему:«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП в старших группах»(из опыта работы) пригодится для работы воспитателям  и родителям детей старше...

Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....