Музыкальная предметно-развивающая среда в детском саду
статья по музыке по теме

Груздева Ирина Александровна

Музыкальная предметно-развивающая среда ГДОУ

Для успешного музыкального воспитания ребенка необходимо создать предметно-развивающую среду в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc120.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда ГДОУ

Для успешного музыкального воспитания ребенка необходимо создать условия. Поэтому для работы по развитию музыкальных способностей, навыков, накапливанию багажа знаний в нашем детском саду имеется следующее:

Фортепиано,

музыкальный центр (в зале), магнитофоны (в каждой группе),

аудиокассеты, диски: классическая музыка по программе

О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Народная музыка, музыкальные игры-сказки, диски по программе «Ладушки» (для каждой возрастной группы), танцы Т. И. Суворовой, музыкально-ритмические движения А. И. Бурениной, «Музыкальный калейдоскоп» Сухановой. Детские песни. Звуки природы. Театральные шумы.

Детские музыкальные инструменты: металлофоны (4),

ксилофон (1), триолы (4), вермона (1), свирели (3), дудочки, цимбалы, румба, бубны, барабаны, набор треугольников.

Русские народные музыкальные инструменты: трещотки (3),

деревянные ложки, бубенцы, колокольчики, хлопушки,

коробочки самодельные (2).

Озвученные музыкальные игрушки: волчок, музыкальные молоточки, погремушки, шарманка.

Неозвученные музыкальные инструменты: балалайки, домры,

скрипка бутафорская, гитара, флейта, кларнет.

Предметы-заместители: маракасы, шуршалки, кастаньеты, ритмические палочки, кубики, пластмассовые бутылочки с разными наполнителями, самодельные погремушки, « палочка дождя».

Пособия для музыкально-дидактических игр: 8-ми ступенчатая лесенка, 5-ти и 3-х ступенчатые лесенки, немая клавиатура. Пособие «Удивительный ритм» по программе «Ладушки». Нотный стан с нотами. Проигрыватель с пластинками (из картона).

Портреты русских и зарубежных  композиторов.

Подборка иллюстраций к песням, музыкальным произведениям.

Картотека пальчиковых игр, стихов и загадок, подговорок.

Фланелеграф.

Ширмы напольная, настольная.

Театр: куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки, теневой театр,

пальчиковый театр, картонный театр, театр для фланелеграфа.

Атрибуты для танцев, упражнений: цветные ленты на кольцах и палочках, цветные платочки, газовые платочки, шарфики. Искусственные цветы, листочки, султанчики, салютики, ленты на карусели, звездочки на палочках, фонарики.

Маски,  декорации  для инсценировок: домики, елочки, русская печь, теремок.

Театральные костюмы: белка, лиса, мишка, волк, козлик, котик, петушок, птички, детские  и взрослые сарафаны, косоворотки. Снегурочка и Дед Мороз, Леший, Баба Яга, Снеговик. Шлемы для русских богатырей. Красные юбки.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ

Младшая

группа

Содержание

I

Материалы и оборудование


- Магнитофон

- Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы)

- Фланелеграф (несколько больших и маленьких изображений птичек, солнышек)

- Ширма

- Элементы костюмов

Детские музыкальные инструменты


- Бубны (2-3 шт.)

-Барабаны (2)

- Дудочки (2-3)

- Треугольник

- Деревянные ложки (2-3 пары)

- Металлофон (1)

Музыкальные игрушки


Неозвученные:

- Гармошка

- Пианино (немая клавиатура)

- Звуковая книжка

- Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням)

- 3-х ступенчатая лесенка


Озвученные:

- Музыкальный волчок

- Музыкальный молоточек

- Погремушки

- Музыкальные колокольчики

- Неваляшки

II

Дидактические игры и пособия


Для развитие звуковысотного слуха:


- «Где мои детки?» (4 больших карточки и несколько маленьких. На больших изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики).

- «Чудесный мешочек»

- «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички)

- «Птицы и птенчики» (лесенка из 3-х ступеней, металлофон, игрушки: 3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

- «Кто в домике живет?»


Для развитие чувства ритма:


- «Прогулка»

- «К нам гости пришли»

- «Что делают дети?»

- «Зайцы» (картинки: «Зайцы спят», «Зайцы пляшут»)


Для развития тембрового и динамического слуха»:


- «Нам игрушки принесли»

- «Узнай  по голосу»


III

Иллюстративный материал


- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные)

- Картинки с изображением музыкальных инструментов

IV

Детская литература


- Книжки с песенками и потешками

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ

Средняя

группа

Содержание

I

Материалы и оборудование


- Магнитофон

- Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы)

- Фланелеграф (несколько больших и маленьких изображений птичек, солнышек, кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма)

- Ширма

- Элементы костюмов

Детские музыкальные инструменты


- Бубны (2-3 шт.)

-Барабаны (2)

- Дудочки (2-3)

- Треугольник

- Деревянные ложки (2-3 пары)

- Металлофоны (2)

- Бубенцы

- Рояль, пианино

Музыкальные игрушки


Неозвученные:

- Гармошка

- Пианино (немая клавиатура)

- Балалайка

- Звуковая книжка

- Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням)

- 3-х и 5-ти ступенчатая лесенки

Озвученные:

- Музыкальный волчок

- Музыкальный молоточек

- Погремушки

- Музыкальные колокольчики

II

Дидактические игры и пособия


Для развитие звуковысотного слуха:


- «Где мои детки?» (4 больших карточки и несколько маленьких. На больших изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики).

- «Чудесный мешочек»

- «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички)

- «Птицы и птенчики» (лесенка из 3-х ступеней, металлофон, игрушки: 3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

- «Кто в домике живет?»

- «Качели»

- «Курицы»


Для развитие чувства ритма:


- «Прогулка»

- «Кто как идет»

- «Веселые дудочки»


Для развития тембрового и динамического слуха»:


- «Громко-тихо»

- «Колпачки»

- «Узнай  свой инструмент»


III

Иллюстративный материал


- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные)

- Картинки с изображением музыкальных инструментов

- Пиктограммы

IV

Детская литература


- Книжки с песенками и потешками

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ

Старшая

 группа

Содержание

I

Материалы и оборудование


- Магнитофон

- Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы)

- Фланелеграф (кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма, длинные и короткие полоски)

- Ширма

- Элементы костюмов

Детские музыкальные инструменты


- Бубны (2-3 шт.)

-Барабаны с разной высотой звучания

- Дудочки (2-3)

- Треугольник

- Деревянные ложки (2-3 пары)

- Металлофоны (2-3)

- Бубенцы

- Рояль, пианино

- Триолы (2-3)

- Маракасы

- Трещотка

- Цитры, цимбалы


Музыкальные игрушки


Неозвученные:

- Гармошка

- Пианино (немая клавиатура)

- Балалайка

- Звуковая книжка

- Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням)

- 5-ти ступенчатая лесенка


Озвученные:

- Музыкальный волчок

- Музыкальный молоточек

- Погремушки

- Музыкальные колокольчики

II

Дидактические игры и пособия


Для развитие звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

- «Ступеньки»

- «Угадай колокольчик»


Для развитие чувства ритма:


- «Прогулка»

- «Наше путешествие»

- «Определи по ритму»


Для развития тембрового и динамического слуха»:


- «Определи инструмент

- «На чем играю»

- «Слушаем внимательно»

- «Музыкальные загадки»


III

Развивающие игры и материалы развивающих технологий



- «Звучащий мир вокруг нас»: игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.)

- «Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.»

- Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука. 



IV

Иллюстративный материал


- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные)

- Картинки с изображением музыкальных инструментов

- Пиктограммы

- Портреты композиторов:

                        П. И. Чайковский

Н. А. Римский-Корсаков,

Д. Д. Шостакович,

Д. Б. Кабалевский,

Р. Шуман

- Иллюстрации с изображением разных музыкальных   жанров

- Картинки с изображением поющих, играющих на разных музыкальных инструментах людей



V

Продукты детского творчества


-Рисунки к знакомым музыкальным произведениям

- Аудиозаписи: песенки в исполнении детей

- Фотоальбомы: детское музыкальное творчество


VI

Детская литература


- Книжки с песенками и потешками

- «Бременские музыканты»

- Детская энциклопедия «Балет» и др.


Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ

Подгото-вительная

 группа

Содержание

I

Материалы и оборудование


- Магнитофон

- Аудиозаписи (классическая и народная музыка, муз.сказки, колыбельные, детские песни, звуки природы, музыка для релаксации)

- Фланелеграф (кружочки 2-х диаметров для выкладывания ритма, длинные и короткие полоски)

- Нотный стан с нотами

- Ширма

- Элементы костюмов

Детские музыкальные инструменты


- Бубны (2-3 шт.)

-Барабаны с разной высотой звучания

- Дудочки (2-3)

- Треугольник

- Деревянные ложки (2-3 пары)

- Металлофоны (2-3)

- Ксилофоны

- Бубенцы

- Рояль, пианино

- Триолы (2-3)

- Маракасы

- Трещотка

- Цитры, цимбалы

- Аккордеон

- Кастаньеты

- Арфа

- Клавишные электронные музыкальные инструменты




Музыкальные игрушки


Неозвученные:

- Гармошка

- Балалайка

- Скрипка

- Пианино (немая клавиатура)

- Звуковая книжка

- Звуковые картинки (иллюстрации к знакомым песням)

- 8-ми ступенчатая лесенка


Озвученные:

- Музыкальный волчок

- Музыкальный молоточек

-Музыкальная шкатулка

- Погремушки

- Музыкальные колокольчики

- Органчик

II

Дидактические игры и пособия



Для развитие звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

- «Ступеньки»

- «Угадай колокольчик»

- «Повтори звуки»

- «Найди нужный колокольчик»

- «Три поросенка»





Для развитие чувства ритма:


- «Прогулка»

- «Наше путешествие»

- «Определи по ритму»

- «Учитесь танцевать»

- «Узнай песенку»

- «Выполни задание»




Для развития тембрового и динамического слуха»:


- «Определи инструмент

- «На чем играю»

- «Слушаем внимательно»

- «Музыкальные загадки»

- «Громко-тихо запоем»

- «Колобок»

- «Найди щенка»



Для развития памяти и слуха


- «Сколько нас поет?»

- «Слушаем музыку»

- «Наши песни»

- «Волшебный волчок»

- «Выложи мелодию»

- «Какая музыка?»

- «Назови композитора»



III

Развивающие игры и материалы развивающих технологий



- «Звучащий мир вокруг нас». Игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.)

- «Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.»

- Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука. 






IV

Иллюстративный материал


- Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные)

- Картинки с изображением музыкальных инструментов

- Картинки о разных музыкальных профессиях: пианист, скрипач, дирижер, др.

- Пиктограммы

- Портреты композиторов:

                        П. И. Чайковский

Н. А. Римский-Корсаков,

Д. Д. Шостакович,

Д. Б. Кабалевский,

Р. Шуман

М. И. Глинка

С. С. Прокофьев

К. Сен-Санс

- Иллюстрации с изображением разных музыкальных   жанров

- Картинки с изображением поющих, играющих на разных музыкальных инструментах людей

V

Продукты детского творчества


-Рисунки к знакомым музыкальным произведениям

- Аудиозаписи: песенки в исполнении детей

- Фотоальбомы: детское музыкальное творчество


VI

Детская литература


- Книжки с песенками и потешками

- «Бременские музыканты»

- Детская энциклопедия «Балет»

- «Времена года» (альбом)

- «О далеком прошлом музыкальных инструментов» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная предметно-развивающая среда в детском саду

Презентация по организации музыкальной предмктно-развивающей среды в группах детского сада. Основные требования, критерии и принципы....

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...