Воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста в театральной деятельности по программе «Кукляндия» с использованием нетрадиционных кукол.
календарно-тематическое планирование по музыке по теме

Балуева Татьяна Жоржевна

"Кукляндия" -это волшебная страна,

 где дети играют с куклами, куклы оживают в их  руках, а дети ощущают себя волшебниками.

Я представляю вам материал с использованием интересной технологии учебно-методическое пособия по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной для детей младшего и среднего возраста.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

С начала учебного года я вела совместную работу с педагогами средней группы№12 по теме «Нетрадиционные театральные куклы и разные виды театра» В своей работе с детьми мы использовали интересную технологию успешного обучения и воспитания учебно-методическое пособие по театральной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной..

Эта программа рассчитана для работы с детьми всех возрастов, от младшего возраста до подготовительного дошкольного возраста. Программа создана для работы с детьми в театральной студии, или как дополнительное образование. Но ее можно использовать и в основной деятельности.

«Кукляндия»-это волшебная страна, где дети играют с куклами, куклы оживают в их  руках, а дети ощущают себя волшебниками. На самом деле каждый ребенок рождается с этим удивительным волшебным даром- творческим воображением. Эта программа обладает особым чудесным средством – имя которому «игра в театр».

В этой программе описана система  взаимодействия с детьми, раскрыта методика работы с дошкольниками разного возраста. Идя  по пути от простого к сложному, мы пытались показать, как на простых играх, упражнениях и этюдах у детей развивается умение общаться, выражать себя в речи и движениях, входить в образ, управляя  своей куклой. Из маленьких упражнений и этюдов постепенно собираются небольшие сценки, в которых участвуют дети всей группы.

Так как у нас не театральная студия и не дополнительное образование, то всю работу по ознакомлению и обучению игре с куклой разных видов театра я проводила на музыкальных занятиях, в форме небольших упражнений и этюдов и вечернее время.

Именно в условиях игры у детей тренируется способность взаимодействовать друг с другом, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Цель работы с детьми –это использование разных видов театра не в показе спектакля, а  именно в воспитании детей, развитии нравственных и волевых, творческих качеств личности. Задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях.

Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности. Основное условие успеха- это увлеченность педагогов. Их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.

Используя элементы программы» Кукляндия», я составила план работы  по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с разными видами театра.

Освоение кукол и актерского мастерства- весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого- к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения.


Основные образовательные задачи и их усложнение на период работы с детьми 3-5 лет.

Возраст детей- 3-4 года ( начинающие)

  • Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами )и освоение элементарных действий с ними.
  • Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход.
  • Развитие воображения и фантазии, внимания памяти, речи, выразительности мимики в каммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.
  • Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.

Возраст детей-4-5 лет.

  • Знакомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними.
  • Формирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнером, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены).
  • Совершенствование кукловождения.
  • Освоение элементарных средств выразительности образа (речь, пластика, мимика)
  • Развитие способности к импровизации.

 План работы с детьми по освоению различных видов театра .

Виды  театрализованных кукол

Форма работы с детьми -упражнения, игры, этюды с куклами.

1 квартал.

1. Знакомство со сказочной страной «Кукляндией».

2.Подготвительный этап- изготовление кукол-игрушек.

3. Театр игрушек (настольный).

4 Освоение кукол –прыгунков.

5.Освоение варежковых кукол (рыбок).

6.Освоение штоковых кукол

(кукол на палочках).

1.»Закон Вежливости»-

-говорить друг другу и куклам только добрые слова.

2. Закон «Палочки-выручалочки»-участвовать во всех играх, исполнять несколько ролей.

3.Упражнение «Учим игрушку ходить, и танцевать»- с передачей игрушки друг другу.

4. Упражнение-игра «Погуляй с моей игрушкой!».

5.Двигательное упражнение с куклой прыгунком «Белочка резвушка».

6. Упражнение игра «Прыгунки на  сцене».

7.Упражнение –игра «Рыбки плывут».

8.Упражнение –игра «Рыбки –рыбешки».

9. Упражнение для кисти рук «Поплыли».

10.Этюд «Рыбки в море».

11. Музыкальная сценка «Море и Русалочка».

12.Упражнение-игра с озвучиванием стишка «Червячки сороконожки».

13.Упражнение –игра «Морские водоросли».

2

квартал.

7. Освоение платковых кукол («бабочки»).

8. Освоение перчаточных кукол.

14.Упражнение на гибкость и пластичность руки и кисти «Волшебный платочек».

15. Двигательное упражнение игра «Бабочки летают».

16. Упражнение «Летел  мотылек»

17. Этюд «Бабочки и цветочки».

18.Упражнение игра «Птички летают».

19.Игра «Наши пальчики гуляли».

20.Упражнение игра «Веселые человечки».

21. Упражнение  игра «Как тебя зовут?»

9. Освоение кукол- ходунков

(полумареонеток куклы на вага на ниточках).

10.Освоение кукол платковых- куклы «Матрешки».

11.Игры с бусами –для творческого воображения детей.

22.Упражнение игра-«Волшебные башмачки».

23.Танцуй Матрешка-(танцевальные движения с куклой).

24. Двигательное упражнение «Топни ножка моя».

25. Сценка «Веселая полянка»- (с использованием разных видов кукол театра (куклы прыгунки, штоковые куклы, перчаточные куклы, платковые куклы «бабочки», цветы).

26.Двигательное танцевальное упражнение «Весенняя капель».

27. Выкладывание узоров из бус

«Страна вообразилия».

3

Квартал.

12.Использование сценок с нетрадиционными куклами на развлечениях и праздниках.

13. Освоение кукол полумареонеток и мареонеток.

28. Музыкальная сценка танец «Кнопочка»-(с платковой куклой «Матрешкой»).

29.Музыкальная сценка «Море и Русалочка» ( с использованием разных видов кукол  висунков, платковых, штоковых).

30.Игра с куклой Собачкой –кукла полумареонетка на двух вагах.

31 Упражнение –игра «Погуляй с моей собачкой».


Когда я рассказывала детям о законах волшебной страны «Кукляндия», и о том, как в ней живут куклы, которыми потом управляют волшебники дети, то говорила, что самый главный закон это «Закон Вежливости». Он гласит, что нужно:

-говорить друг другу и куклам только вежливые и добрые слова,

 хвалить кукол, друг друга за достоинства, хорошее выступление;

-уступать место старшим, а мальчики должны уступать девочкам;

-уметь слушать и слышать друг друга;

Но пока нам справляться полностью с этим законом сложно. При распределении момента кто будет играть, с какой игрушкой, происходят некоторые разногласия между детьми. Часто некоторым детям понравится одна игрушка, то с другой он отказываются выполнять действия, игры или упражнения. Приходится договариваться, убеждать пояснять таким детям, как Валерия, Женя, Кира. Даша.

Этим детям приходится напоминать, что есть в волшебной стране «Кукляндия» еще один закон-«Закон палочки-выручалочки». Это значит, что дети волшебники могут исполнять несколько ролей и играть со всеми куклами, чтобы куклы не обижались на детей.-

-нужно подменять друзей в играх, сценках;

-помогать друг другу в театрализованных постановках;

-нельзя подводить друг друга;

-дразнить, обижать того, у кого что-то не получается.

Учились с детьми выполнять третий закон страны «Кукляндия»-«Закон Тишины».

-услышав звон колокольчика, обрати внимание на того, кто им звенит;

-учись успокаиваться и быть готовым к выступлению с куклой;

-хороший зритель никогда не обидит артистов своим невниманием и не будет

шуметь во время спектакля. С этим законом страны «Кукляндия» нам удается лучше справляться. Как только зазвучит колокольчик, а затем и  музыка, то дети с нетерпением ждут своего выхода на импровизационную сцену, а прячутся они с куклами или за ширмой или за декорациями.

В своих упражнениях –играх таких, как «Учим свою игрушку ходить, или танцевать», дети учились передавать свою игрушку другом ребенку со словами: »Погуляй с моей игрушкой»- Тот ребенок отвечал:»Ладно погуляю!» Свободно ходили по залу  по веселую музыку и выполняли к куклой прыгунком игровые движения.

В упражнениях с варежковыми куклами –«Рыбками» дети учились выполнять плавные движения кистью руки вверх, вниз и вправо и влево, легко бегать на насочках, встречаться с подружкой «Рыбкой», приплывать к детям «Камушкам» и присаживаться на плечо или голову «Камушку», выполнять щипательные движения пальцами. Но еще не у всех детей  получаются свободные движения рукой, у некоторых детей рука зажата в движениях ( Максим, Ваня, Артур). Но многие дети хорошо справляются с упражнением-игрой «Рыбки-рыбешки», или игрой «Рыбки плывут» (Ксюша, Ирина, Дамир, Лера, и некоторые другие ребята).


Работая с платковыми куклами, в упражнениях - играх как «Бабочки летают», «Бабочки и цветочки», «Бабочки и Матрешка» мы тоже учились выполнять свободные плавные взмахи кистями рук, но они удавались сложнее, так как руки надо держать одну под  другой вместе. Руки быстро у детей уставали, и упражнения игры выполнялись небольшими этюдами. Хорошо справлялись с этими этюдами Ксюша,  Яна, Аня, Лера, Ирина, Милана.

При работе с перчаточными куклами трудно получалось загибать пальцы кисти, показывать ,как шагает человечек, но хорошо получалась складывать руки вместе «Крылышками» и выполнять взмахи кистями рук- упражнение игра «Птички летают и кружатся».

В игре с «Волшебными  башмачками» с куклой полумарионеткой дети учились правильно держать вагу и управлять «ходьбой» башмачков. Эта кукла способствует координации рук, дети учились управлять «Башмачками» то двумя руками, то одной. Одной рукой управлять куклой у детей еще не получается.

Очень понравилась детям игра со штоковыми куклами «Червячками», они легко выполняли разные движения, держа палочки и управляя куклой проговаривая небольшие стихи подсказки.

По дорожке, по дорожке

Мы бежим сороконожки.

Вправо, влево поглядели,

Песенку все дружно спели.

Хвостиками машем,

Весело попляшем,

Вытянулись все в рядок

И уснули на часок.

Детям нравится, как оживают в их руках червячки, как они двигаются и пляшут.

Очень понравилось им смотреть, как играет и танцует  платковая кукла «Матрешка», легко управляется с куклой Ирина, кукла оживает и двигается вместе с девочкой.  Но еще не все дети пробовали танцевать с куклой, так как кукла у нас появилась недавно. Нам помогли ее изготовить Ольга Николаевна и Людмила Васильевна.

В дальнейшем мы будем продолжать развивать интерес детей к игре с театрализованной куклой и умение ею управлять, используя  разные интересные игры, упражнения, этюды и сценки. Будем учиться с детьми, выступать перед зрителями с небольшими сценками и сказками.

Работать с детьми в волшебной стране «Кукляндии» - очень интересное и увлекательное занятие, тем более, если эта работа проводится совместно с педагогами группы и в сотрудничестве с ними. Педагоги средней группы №12 мне помогли провести работу с родителями показании помощи в изготовлении некоторых штоковых  и платковых кукол. Так же родители принесли нам бусы для игр с ними в волшебной стране «Вообразили.» Но более глубокие навыки и умения  дети приобрели бы, если бы в нашем саду  находилась такая

театральная студия, и заинтересованные педагоги в этом дарили, бы детям любовь и интерес к кукле и волшебству ею управлять.

Воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста в театральной деятельности по программе «Кукляндия» с использованием нетрадиционных кукол.

Сообщение к педсовету составлено

музыкальным руководителем первой

квалификационной категории

МАДОУ «детский сад №64»

Балуевой Т.Ж.

Февраль2012г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и развитие детей среднего дошкольного возраста в театральной деятельности по программе «Кукляндия» с использованием нетрадиционных кукол Музыкальный руководитель Балуева Т.Ж. МАДОУ «Детский сад № 64» г. Пермь

Слайд 2

«Кукляндия »-это волшебная страна где дети играют с куклами, куклы оживают в детских руках, а дети ощущают себя волшебниками. На самом деле каждый ребенок рождается с этим удивительным волшебным даром- творческим воображением. Эта программа обладает особым чудесным средством – имя которому «Игра в театр».

Слайд 3

Основные образовательные задачи и их усложнение на период работы детьми 3-5 лет. Цель работы это использование разных видов театра не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных и волевых, творческих качеств личности Задача педагога раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых.

Слайд 4

Возраст детей- 3- 4 года ( начинающие) Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход. Развитие воображения и фантазии, внимания памяти, речи, выразительности мимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.

Слайд 5

Возраст детей-4-5 лет. Знакомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними. Формирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнером, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены). Совершенствование кукловождения. Освоение элементарных средств выразительности образа (речь, пластика, мимика) Развитие способности к импровизации

Слайд 6

Штоковые куклы

Слайд 7

Упражнение «Рыбка в море» Куклы варежковые

Слайд 8

Платковые куклы

Слайд 9

Топни ножка моя Этюд «Весёлое настроение» Платковые куклы «Матрёшка»

Слайд 10

Сценка-игра «Весёлая полянка»

Слайд 11

Этюд «Море и русалочка» Рыбки подружки

Слайд 12

Куклы прыгунки «Белочка резвушка»

Слайд 13

Перчаточные куклы Птички летают

Слайд 14

Куклы ходунки Куклы

Слайд 15

Игра с бусами - Страна вообразилия

Слайд 16

Вывод Работать с детьми в волшебной стране «Кукляндии» очень интересное и увлекательное занятие, тем более, если эта работа проводится совместно с педагогами группы и в сотрудничестве с ними. Но более глубокие навыки и умения дети приобрели бы, если бы в нашем саду находилась такая театральная студия, и заинтересованные педагоги в этом дарили, бы детям любовь и интерес к кукле и волшебству ею управлять Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство».

Диагностика математического развития детей среднего дошкольного возраста в конструктивной игре по программе «Детство»....

самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной  деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....

Самообразование « Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Самообразование " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"...

Консультация "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность"

Обмен опытом на методобъединении педагогов города (выступление - доклад)...

Рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста

Данные рекомендации адресованы родителям детей среднего дошкольного возраста по их воспитанию и развитию...


 

Комментарии

Балуева Татьяна Жоржевна

Методические рекомендации для педагогов ДОУ