Практическое применение музыкально-игровой деятельности как одной из составляющих логопедической ритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по музыке (старшая группа) по теме

Шевченко Мария Викторовна

В статье подробно описаны игры и упражнения, соответствующие ФГТ в  ДОУ  по следующим разделам  а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля мяча);  б) общеразвивающие гимнастические упражнения; в) хороводы, танцы; г) игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практическое применение музыкально-игровой деятельности как одной из составляющих логопедической ритмики

Приобщение к музыке посредством игры вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его индивидуальным особенностям и психологическому возрасту.

По мнению Л.С. Выготского, психологический возраст определяется:

  1. социальной ситуацией развития;
  2. ведущим видом деятельности;
  3. противоречиями кризиса развития;
  4. основными личностными новообразованиями.

Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. В психическом развитии ребенка главная роль отводится общению.

Смена типов деятельности детерминирует развитие психики ребенка. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования типов деятельности: за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов (орудий). Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия (по достижении предельного уровня совершенствования, доступного возрасту в этих деятельностях). Они и становятся причиной развития ребенка.

Развитие психики – это динамичный, противоречивый процесс. На определенном этапе развития ребенка закономерно появление негативных проявлений, кризисных состояний. Л.С. Выготский писал о том, что если бы кризисы в развитии не возникали закономерно, то их бы надо было создавать искусственно. Только через диалектическое отрицание старого возможно появление нового.

Взаимодействие социальной ситуации развития и ведущих типов деятельности через диалектическое разрешение противоречий и кризисов приводит к возникновению личностных новообразований. На основе анализа работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина есть основания считать новообразованием стабильного периода дошкольного детства – воображение. Это основа игры – создание мнимых ситуаций.

Необходимо отметить то, что запаздывающее по отношению к периоду сензитивности возрастной обучение и воспитание может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Характерологическая особенность ребенка, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний. Также этим детям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность. Для преодоления этих симптомов широко используется музыка. Ведь музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать; вызывает у ребенка разные чувства: радость, удивление, восхищение, легкую печаль, праздничную приподнятость.

Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор ребенка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение.

В дошкольном возрасте у всех детей независимо от их возможностей (в частности ОНР), необходимо развивать способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкально-игровой деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности.

Игра в дошкольном возрасте имеет особое значение в развитии ребенка и формировании его личности. Широкие и разнообразные возможности игры позволяют оценить ее как важное средство воспитания. Игры, которые применяются в области музыкального воспитания и обучения зафиксированы в своем построении, сюжетах, ролях.

Музыкально-игровая деятельность представляет собой совокупность трех составляющих: музыки – переживания ребенка – создание игрового образа.

- Музыка – первое звено в этой структуре; она выступает как объект восприятия ребенка. Музыка способна оказывать особое влияние на ребенка, вызывая в нем ответные двигательные реакции.

- Ребенок – центральное звено, он выступает как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию. От степени увлеченности ребенка, понимания им поставленной задачи зависит качество продукции.

- Становление музыкально-игрового образа, в котором выступают персонажи, их действия, картины жизни, которые навеяны музыкальным произведением.

В логоритмических занятиях выделяются музыкально-дидактические игры и художественная самостоятельная деятельность детей. Первые связаны с задачей развития сенсорных способностей, т.е. восприятия различных свойств музыкального звука (высотных, ритмических, тембровых, динамических). В самостоятельной музыкальной деятельности дети поют, танцуют, играют на различных инструментах или участвуют в театрализованных, сюжетно-ролевых играх, сопровождающихся песней, танцами, игрой на инструментах.

Видами музыкально-игровой деятельности являются творчество и исполнительство (пение, ритмика, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

В логоритмических занятиях используются игры и упражнения, соответствующие возрастной программе в дошкольно-образовательных учреждениях [2]:

а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля мяча);

б) общеразвивающие гимнастические упражнения;

в) хороводы, танцы;

г) игры.

Работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказываются не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот поднят.

а) Виды движений и упражнений, в которых ставятся музыкально-ритмические и двигательные задачи:

I. Ходьба

При ходьбе следует координировать движения рук и ног, не допускать шаркающей походки, сохранять правильную осанку.

Ходьба укрепляет, главным образом, мышцы нижних конечностей; развивает ориентировку в пространстве.

Нагрузка на организм при ходьбе зависит от  скорости движения и интенсивности шага.

На занятиях по логоритмике применяются следующие виды ходьбы:

  1. с «подушечки» (передней части стопы);
  2. с носка;
  3. на носках;
  4. с перекатом (с пятки на носок);
  5. топающим шагом (на всю ступню);
  6. пружинящим;
  7. широким;
  8. с высоким подъемом ног.

Вид ходьбы, так же как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий), определяется характером, темпом, динамикой музыки. Освоение движений идет параллельно с решением музыкальных задач.

Так, ходьба энергичным и топающим шагом, акцентирующим сильную долю такта, способствует развитию ощущения метра.

Чередование различных видов ходьбы (энергичным шагом, с высоким подъемом ног и пружинящим) или разных движений (ходьбы и прыжков или ходьбы и бега) подчеркивает смену динамики, и переход от одной части произведения к другой.

Например:

1.Упражнение «Погуляем»

П.И. Чайковский. Соч.40, № 6 «Песенка без слов».

После прослушивания музыкально-иллюстративного материала, детям предлагается идти в любом направлении (каждый своей дорожкой) в характере музыки. Педагог обращает внимание детей на самые выразительные движения. Это упражнение способствует развитию творческого воображения детей и выявляет их музыкальность.

2. Игровое упражнение «Трактор» (автор Франио Г.С).

Дети разбиваются на группы по 5 человек. В каждой группе четверо детей стоят парами одна за другой. Пары держатся за руки, а свободные руки протягивают другой паре, стоящей сзади. Пятый – «тракторист» - стоит в середине между парами (ближе к первой паре) с картонным или пластмассовым рулем в руках.

Тара-тара-тара-ра,

Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем   рожь молотить,

Малых детушек кормить.

Декламируя поэтический стих, все идут вперед с правой ноги ритмичным топающим шагом, акцентируя сильную долю на слова: землю, хлеб, рожь, детушек.

Примечание: Вначале это упражнение разучивается без построения в пятерки.

Цель игры заключается в развитии ощущения метроритма.

II. Бег

Положение тела при беге должно содействовать быстрому движению: корпус следует чуть наклонить вперед, не напрягая плеч; кисти рук расслабить; пальцы рук согнуть, не сжимая их в кулак. Шаги с носка: ступни ставятся почти параллельно. Координация движений рук и ног та же, что и при ходьбе.

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, легких.

На занятиях логоритмики применяются следующие виды бега:

  1. легкий;
  2. широким и мелким шагом;
  3. с высоким подъемом ног;
  4. на носках;
  5. выбрасывание прямых ног вперед.

Различными видами бега отмечаются динамические оттенки, структура музыкального  произведения.

Посредством бега (легкого или с высоким подъемом ног) можно создать определенный художественный образ.

Например:

  1. Упражнение «Лисички»

Этюд Л. Шитте. Соч. 160, № 12.

После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям пробежаться, как лисички, -  маленькими, мягкими, осторожными шажками. Просмотрев движения детей по одному или маленькими группами, он вместе с ними решает, у кого получилось под музыку и похоже на лисичку. Затем напоминает, что бег получается легким и неслышным, если бежать на носках, мягко, пружинящим шагом.

  1. Упражнение на динамику «Марш»

Из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

После прослушивания торжественного марша детям предлагается самим придумать движения, исходя из динамики этой музыки.

На I часть – бег широким шагом, на piano II части – ходьба пружинящим шагом.

III. Прыжки

Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия.

Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляют связки и суставы ног.

В логоритмических упражнениях применяются разнообразные прыжки:

  1. на двух ногах (на месте и с продвижением вперед или назад);
  2. поочередно на правой и левой ноге;
  3. ноги в стороны – вместе;
  4. поскоки с ноги на ногу;
  5. прыжки вверх с разбега (без фиксации показателей);
  6. перепрыгивание через препятствие;
  7. спрыгивание;
  8. прыжки через скакалку (очень полезно для развития упругости мышц, улучшения осанки, выработки ритмичности движений);
  9. прыжки с поворотом кругом.

Подготовкой к прыжкам являются ходьба и бег пружинящим шагом, движение «пружинка».

Использование в ритмических упражнениях прыжков связано с особенностями музыки (острое отрывистое звучание, пунктирный ритм и др.). Чередование различных движений – «пружинок», прыжков на месте, шага на месте, или шага на месте и поскоков с ноги на ногу – подчеркивает фразировку произведения.

Смена поскоков ходьбой помогает отметить изменение динамики и двухчастность. Сочетание бега или поскоков с перепрыгиванием через препятствие передает особенности ритмического рисунка и фразировку.

Прыжки через палку, акцентирующие сильную долю такта, способствуют выработке четкости, ритмичности движений.

Различные построения и перестроения, которые используются в этих упражнениях, помогают решать поставленные задачи и развивают ориентировку в пространстве.

Например: Упражнение «Зайчата».

После прослушивания пьесы отмечаются ее строение и динамические оттенки. Детям предлагается превратиться в зайчат и проскакать по «полянке» к «кустикам» - стульчикам.

IV. Бросание и ловля мяча.

 Упражнения с мячом развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер; укрепляют мышцы рук, плечевого пояса; способствуют развитию кисти и пальцев рук.

Для выполнения этих упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык, ведь мячу надо придать такое направление и скорость, чтобы партнер мог легко поймать его, не нарушая размера и темпа музыкального произведения.

Виды движения с мячом:

  1. бросание мяча партнеру и ловля его двумя руками;
  2. бросание мяча вверх;
  3. отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении;
  4. ведение мяча в разных направлениях.

Прежде, чем давать ритмические упражнения, необходимо отработать четкость движений без музыкального сопровождения: удары мяча об пол, броски вверх, переброска друг другу, переброска с ударами об пол.

Затем проводится следующее упражнение «Продолжи слово» - логопед бросает мяч ребенку и говорит первый слог – «ма», ребенок, ловя мяч, произносит второй слог – «ма» (развивается чувство ритма).

Ритмические упражнения с мячом разнообразны:

  1. удары мяча об пол и прокатывание его между ногами в размере стихотворения;
  2. переброска мяча друг другу в различных направлениях и на разное расстояние в соответствии с размером и темпом музыкального произведения;
  3. гимнастические движения с передачей мяча по кругу.

Передавая в движениях характер музыки, следует добиваться их пластичности, выразительности.

Например: 1. Игровое упражнение «Угадай».

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с мячом в центре круга под текст ритмично ударяет мячом об пол.

Все говорят:                Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара – закричала…

На слово комара ребенок поднимает мяч вверх, а ноги ставит шире плеч. На слово закричала - круг останавливается, все опускают руки и делают шаг назад, а водящий прокатывает мяч между ногами и выпрямляется.

Тот, к кому прикатился мяч, берет его и произносит: «Ква-ква-ква». Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами. Игра повторяется 4 – 5 раз.

2. Упражнение «Играем и поем».

Слова С. Вышеславцевой, муз. М. Красева «Мяч».

Группа (5 – 7 детей) становится в две шеренги – одна против другой на расстоянии нескольких шагов, слегка повернувшись, друг к другу левым плечом. Мячи находятся у детей, стоящих в одной шеренге.

Под вокальное сопровождение детей, начинается переброска мячей. С окончанием запева дети поворачиваются, становятся друг за другом, и на припев прыгают поскоками по кругу, держа мяч над головой. На последнее слово припева они перебрасывают мячи детям, стоящим в другой шеренге. На второй куплет и припев повторяются те же движения.

Примечание: перед игрой, дети упражняются в качании рук вперед-назад, с целью освоения свободного махового движения. Песня, сопровождающая игру, разучивается заранее.

V. Сохранение равновесия.

Умение сохранять равновесие при выполнении движений или в статичном положении развивается у детей постепенно, по мере овладения двигательными навыками.

Выработке этого умения способствует ряд упражнений:

  1. детям предлагается стоять на одной ноге, на носках;
  2. не шевелиться после какого-нибудь движения;
  3. пройти между двумя начерченными линиями, по гимнастической скамейке и др.

При смещении центра тяжести тела равновесие поддерживается с помощью балансирования, то есть добавочных, выравнивающих движений рук, ног, туловища, головы.

В ритмических упражнениях, выполняемых в соответствии с характером музыки, задача сохранения равновесия связана с музыкальными заданиями:

  1. остановкой после ходьбы отмечается окончание фраз или части произведения;
  2. развитие координации движений служат и гимнастические упражнения на скамейке.

Например: Упражнение «Прогулка».

Этюд Л. Шитте. Соч. 160, № 4.

Детям предлагается идти под музыку в любом направлении неторопливым, прогулочным шагом.

Задача: услышать окончание музыкальной фразы и остановиться.

VI. Построение и перестроение.

Данные движения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве. Эти действия выполняются на протяжении всего занятия логоритмики:

  1. перед началом и концом занятия дети строятся в шеренгу;
  2. для выполнения гимнастических упражнений – чаще всего в колонны;
  3. в ритмических упражнениях используется построение по кругу, врассыпную, образование нескольких кружков и др. При построении врассыпную дети должны заполнить всё имеющееся пространство, соблюдая дистанцию, необходимую для свободных движений.

Посредством перестроений в ритмической композиции отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения.

б) Гимнастические упражнения – проводятся почти на всех занятиях логоритмики.

Цель – равномерное развитие всей мышечной системы:

  1. совершенствование двигательных навыков;
  2. выработка пластичности, точности;
  3. отработка координации движений;
  4. формирование правильной осанки;
  5. развитие ощущения ритма (задача музыкального воспитания).

в) Хороводы, танцы.

С детьми на занятиях используются лишь несложные, доступные танцевальные движения. Разучивание танца не является самоцелью, главными остаются музыкально-ритмические задачи:

  1. четкая смена движений в соответствии со строением произведения;
  2. соблюдение темпа, размера;
  3. иногда выполнение ритмического рисунка;
  4. передача эмоционального характера музыки;
  5. самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.

Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности  движений, творческих способностей детей.

г) Игры.

Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях.

Они развивают:

  1. восприятие музыки;
  2. двигательные навыки;
  3. творческие способности детей.

воспитывают: смелость, коллективизм, активность, товарищескую доброжелательность и психофизические качества:

  1. сообразительность;
  2. находчивость;
  3. быстроту реакции.

Игры вносят разнообразие и эмоциональность в занятия логопедической ритмики.

Следует помнить то, что ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществлять через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям. Текст должен быть небольшим по объему.

Игры можно разделить на:

  1. игры на месте (статические);
  2. малоподвижные и полуподвижные игры;
  3. подвижные игры (сюжетные, несюжетные и с элементами спорта);
  4. игры-драматизации.

При проведении игр необходимо учитывать состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности, физическую подготовленность, психическое развитие.

Например: 1. «Ухо – нос».

Цель игры заключается в способности переключаться с одного движения на другое.

Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой своё левое ухо, а левой – нос. Затем, снова хлопнуть в ладоши и взять правой рукой нос, а левой – ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

2. «Послушный мячик».

Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине; между ногами у них зажат мяч. Задача – перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 – 6 раз.

Вот такой послушный мяч!

Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись!

Мячик на пол не катись!

3. «Скок-скок-скок».

Дети прыгают поочередно на одной и другой ноге, потом встают, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5 – 6 минут. В конце игры нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.

Цель игры заключается в умении соотносить художественное слово с движением. Повторяется 2 – 3 раза.

Мы скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали.

Подойдите, посмотрите!

То уже не аист – птица,

То лягушка – квакушка,

«Ква-ква-ква!» - кричит подружкам.

Скок, скок, скок, скок,

Проскакал я, сколько мог.

4. «Курица, цыплята, ястреб»

Цель игры: упражнять в беге; пантомимикой передать игровые образы – курицы, цыплят и ястреба.

Один из играющих изображает курицу, другой – ястреба, остальные – цыплят, которые в сопровождении курицы бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает ястреб и ловит цыплят.

Цыплята в испуге разбегаются в разные стороны. Курица защищает цыплят, нападает на ястреба и уводит цыплят домой (место, очерченное мелом). Если ястреб все-таки поймал цыпленка, он улетает к себе. Цыпленок выбывает из игры. Игра проводится с музыкальным сопровождением.

Все виды игр подбираются достаточно подвижными, с четкими правилами, с текстами, отвечающими требованиям логопедической работы.

Прежде чем давать игру, взрослый должен продумать методику ее проведения, музыкально-ритмические и двигательные задачи, воспитательные и образовательные цели.

Необходимо отметить, что в музыкально-игровой деятельности у детей с ОНР развитие идет от подражательных действий к возникновению поисков выразительно-изобразительных средств, к появлению попыток самостоятельного переноса приобретенного художественного опыта на логоритмических занятиях – в повседневную жизнь, к творческой инициативе.

Использование таких видов, как основные движения, гимнастические упражнения, хороводы, танцы и музыкально-ритмические игры благотворно влияют на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

Таким образом, выполнение игровых упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации.

Использованная литература:

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000 г. – 220 с.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 214 «Дефектология». – М.: Просвещение, 1985. – 191с.
  3. Логопедия: Уч. для студентов дефектолог, фак. педвузов. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. [С. 553 – 562].
  4. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.1 – 608 с.: нот.
  5. Солопанова О. Ю. Совершенствование методических приемов по музыкальному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Краснодар: Кубан. гос.ун-т, 2002. – 71с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, они быстро проникают в офисы, в...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Тема: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:создание условий для эффективного развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения квест-технологии в образовательный процессДля достижения цели были поставлены следующие за...