Музыкально-ритмическая игра "Хоровод"
план-конспект занятия по музыке по теме

Белкина Светлана Анатольевна

Конспект совместной деятельности детей и взрослых. Музыкально-ритмическая игра «Хоровод».

 

image

 

 

 

Введение.

Музыкально - ритмическая игра или "хоровод" представляет собой особый вид занятий с детьми. В нём используются стихи, мелодии, изображения движения людей, животных, характерные особенности других героев сюжета. Центральной фигурой является воспитатель, который действует вместе с детьми, побуждая их подражать. "Хоровод" проигрывается перед детьми, как небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. "Хоровод" включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединённые общим сюжетом. Содержанием игры "становится сказка, процессы, происходящие в природе в зависимости от времени года, либо события из жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи, которые решаются в процессе занятия.

В процессе «хоровода» решаются следующие задачи:

-Улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности.

На занятиях необходимо всё время поддерживать у детей возникновение положительных эмоций, чувства мышечной радости в процессе физической активности.

-Пробуждение эмоций, позитивный настрой, пробуждение интереса к окружающему.

Снятие напряжения в движении приводит к раскрытию человека, его чувств, мыслей, эмоций

-Улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации.

-Формирование системы духовно-нравственных ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой.

Используя в хороводах русскую поэзию, ребёнок «набирает» лексический запас, более глубоко чувствует родной язык, духовно развивается. Ничто так не способно увести ребёнка из мира бытовой обыденности в мир фантазии, как поэзия. Она снабжает его необходимейшим «витамином» духовного развития, развития воображения и фантазии, творческого полёта. Поэзия помогает обратить внимание ребёнка на красоту родной Земли.

-Развитие речи и мышления.

Речь теснейшим образом связана с мышлением и оказывает влияние на способ•мышления. Используя в хороводах русскую поэзию, ребёнок «набирает» лексический запас, более глубоко чувствует родной язык, духовно развивается.

-Формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, умножать красоту окружающего мира своей деятельностью.

Надо подводить детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе.

Структура «хоровода».

Музыкально - ритмическая игра или «хоровод» имеет свои законы построения-и свою структуру:

•   Начало или зачин.

Это песенка или закличка, которой воспитатель зовёт детей и ведёт в игру.

Возьмёмся за руки с тобой

И станем лентой голубой,

Которая с небес идёт,

Где звёзд волшебный хоровод!

 

•   Приветствие

После того, как воспитатель овладел вниманием детей, мы приветствуем друг друга, желаем хорошего дня, приветствуем Землю, Солнце, Небо, Звёзды. Для этого используются простые песенки, которые сопровождаются игровым действием.

- Солнышко встало, всех приласкало,

Все мы проснулись, вместе собрались

И Таня здесь, и Саша здесь...

 

- Как хорошо новый день начать,

Как хорошо вновь друзей встречать...

 

- Приветствуем тебя, Земля,

Твои цветы и семена,

И дождь, что Землю поливает

Снежок, что Землю укрывает,

И голубые небеса,

И золотые облака,

И ветер, что облака носит

И песни звёзд до нас доносит!

 

- О, Солнце надо мной!

Тепло, светло с тобой!

Ты даришь жизнь листочкам,

Ты даришь жизнь цветочкам.

Сюжетная основная часть.

       Музыкально-ритмический круг обычно включает в себя дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке в зависимости от сюжета:

 -ритмические игры,

-блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы, упражнения для изучения географии тела)

-блок развития мелкой моторики

-социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей, всей группы в целом как единого коллектива)

-импровизационные двигательные композиции с музыкальным

сопровождением

-народные игры

Заключение.

     От эмоционального и двигательного возбуждения надо перейти к спокойному состоянию. Для успокоения используется настроение музыкального интервала квинты. Дети спокойно слушают, как на ксилофоне воспитатель играет несколько квинтовых интервалов. Важно, чтобы дети покинули помещение в состоянии покоя и умиротворения. Для этого используются спокойная игра, песня или считалки, но наполненная «душевным» содержанием:

 Мы все живём под Солнцем, под Небом голубым,

И без него, без Солнышка Мир не был бы таким!

Мы все живём под Солнцем, под Небом голубым,

И без него, без Солнышка Я не был бы таким!

    Практика показывает, что в процессе занятия по типу «хоровод» создаётся дружеская атмосфера, способствующая самовыражению детей в свободном эмоциональном движении. После занятия можно наблюдать некоторые характерные движения во время свободной игры или сказки - спектакля, который дети создают самостоятельно. Наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, формируется позитивный настрой, дети проявляют эмпатию, становятся дружелюбнее и свободнее в фантазии и творческих замыслах.

 

 

Тематическое содержание «хороводов».

   В зависимости от познавательных сведений и программных задач выделены следующие группы «хороводов»:

1. Человек и окружающий мир

-Домашние животные

-Дикие животные

-Насекомые

-Временные изменения в природе

-Знакомство с 4-мя стихиями (вода, земля, огонь, воздух).

2. Человек - работник на Земле.

-Сезонные работы (посев семян, сбор урожая, уход за домашними животными, растениями)

-Человек и профессия (ткачество, шитьё, садоводство, приготовление пищи).

3.  Хороводы-сказки

4.  Игровые       хороводы (играем в «индейцев», в цирк, в магазин, в зоопарк, зимние забавы и т. д.)

5.  Хороводы-драматизации       (истории, сказки, стихи и т. д.)

 

Урожай в поле.

1.

Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой голубой.

Которая с небес идет, где звёзд волшебный хоровод!

 

2.

У народа есть слова: « Хлеб - всей жизни голова!»

Славится он первым на столе, славится он первым на Земле!

3.

Рожь да пшеница в поле колосится,

-Красная девица, как сеют пшеницу?

-Сеют-веют, рассыпают,

 В землю зёрнышки сажают.

 Рожь да пшеница в поле колосится,

-Красная девица, как растет пшеница?

-Тихо-тихо подрастает.

 Ветерок её качает.

 

Рожь да пшеница в поле колосится,

-Красная девица, как жнут пшеницу?

-А мы жнеи молодые,

 У нас серпы золотые

 -Будем жито жать, жать.

 Да в снопы вязать, вязать,

 На телегу погружать,

 И лошадку запрягать.

4.

По дорожке ровной, гладкой цок-цок-цок, цок-цок-цок.

Ты беги, беги, лошадка цок-док-цок, цок-цок-цок.

5.

Привезли зерно на ток и достанем свой цепок:

Цепь, бей! Цепь, бей! Колосочков не жалей!

Пришли мужики: молотим, молотим, молотим зерно.                                                  (бьем по полу руками)

Пришли девушки: молотим, молотим, молотим зерно.                                                   (ладошками)

Пришли мышки: молотим, молотим, молотим зерно.                                     (пальчиками)

 

Гора зерна растет до неба! Ты видишь, сколько будет хлеба:?

В мешки засыпали зерно, верёвкой закрутили;

 Чтоб не рассыпалось оно. В телегу положили.

 Дождь ли, ветер - всё равно везем на мельницу зерно.

7.

По дорожке ровной гладкой...

8.

Дуйте, дуйте, ветры в поле.

 Чтобы мельницы мололи.

 Чтобы завтра из муки напекли нам пироги!

9.

Вертятся колеса - мелется просо.

Зерно мелят жернова, мелят, мелят быстро.

Получается мука лёгкая, пушистая.

10.

Месим, месим тесто, тесту в печке место.

 Пеку, пеку каравай, переваливай-валяй.

Давайте, напечем овсяные лепешки.

Тёшки-тетёшки, овсяные лепёшки, пшеничный пирожок!

На опарушке мешён, высокохонько взошёл.

(3 раза: для себя, для гномов, для великанов)

11.

Теперь пирогов напечем:

Мы печем пшеничные пироги отличные!

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

Тесто замесили мы, сахар не забыли мы.

Пироги пшеничные в печку посадили мы.

Печка весело горит, наша мама говорит:

-Крошки что останутся, воробью достанутся.

12.

Вот и взошел наш каравай

Вот такой вышины, вот такой ширины

13 (песня).

 

Сколько зерен, сколько зерен

В колыбельках золотых

Нежно их ласкали зори,

Ветерок баюкал их.

Баю, баю,

Ветерок баюкал их.

Лучи солнца золотые

Освещали их в тиши.

Руки, руки трудовые

Их растили от души.

Растили их,

Их растили от души.

 До чего их труд искусен

Будет славный урожай.

До чего ж румян и вкусен

Наш душистый каравай.

Румян, румян

Наш душистый каравай.

14.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

15.

Теперь можно и потанцевать, и поиграть.

Сделал дело - гуляй смело!

 

Золотило солнышко лес, лес,           (голова)

Муравей на дерево влез, влез.

Дятлы долгоносые тук-тук-тук,

Всюду, всюду слышится: стук, стук, стук.

 

Мотылек на веточку сел, сел,            (плечи)

А скворец на елочке пел, пел.

Услыхал ту песенку толстый жук,

Зажужжал он весело: жу, жу, жу.

 

Услыхали песенку мы, мы,

И танцуем весело мы, мы.

Полюбилась песенка всем, всем, всем,

И танцуют весело все, все, все.

16 (уход).

Мы все живём под солнцем, под небом голубым.

И без него, без солнышка, мир не был бы таким.

Мы все живём под солнцем, под небом голубым.

И без него, без солнышка, я не был бы таким.

 

 

 

Заключение.

 

Играя каждый день в таком "хороводе", дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям воспитателя, естественным путём усваивают и запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания. Такая ежедневная игра представляет многообразные возможности для речевого развитие, благотворно влияет на сферу чувств ребёнка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности.

Многократность повторения «хоровода» делает его привычным, привычное становится легко исполнимым, легко исполнимое - приятным, приятное становится любимым, приносящим радость. Радость способствует физическому и эмоциональному здоровью.

Необходимость выполнять в такого рода игре множество движений (прыгать, приседать, тянуться вверх, наклоняться, передвигаться то медленно, то быстро, следовать определённому ритмическому узору игры и др.) положительно влияет на состояние организма ребёнка в целом. В определённом смысле ежедневная музыкально - ритмическая игра, дающая разнообразную нагрузку на мышцы, может быть рассмотрена и как своеобразное физкультурное занятие.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.

В пособии предлагается перспективное планирование по развитию чувства ритма для старшей и подготовительной групп. Темы и содержание соответствуют  календарным праздникам в детском саду, что сущес...

Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...