Музыкально - ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа) по теме

Осмоловская Наталья Дмитриевна

В пособии предлагается перспективное планирование по развитию чувства ритма для старшей и подготовительной групп. Темы и содержание соответствуют  календарным праздникам в детском саду, что существенно облегчает работу музыкального руководителя и делает её более эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_-_metodicheskoe_posobie.docx32.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.

Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, танец, музицирование, музыкальная игра. Сходство звуковых характеристик речи и музыки открывает большие возможности для использования музыки в развитии речи ребёнка.

Известно, что существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельности и поведением. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития способности ощущать, чувствовать ритм.

На определённом этапе своей педагогической деятельности я почувствовала необходимость  применения нестандартных подходов к развитию чувства ритма у своих воспитанников. Надеюсь, что предложенные варианты работы по данной теме помогут Вам научить своих воспитанников понимать и любить музыку. Произведения в разделе «Практический материал» могут быть заменены на подобные, имеющиеся в арсенале музыкального руководителя, при этом следует учитывать принцип постепенного усложнения (по месяцам).

Перспективное планирование работы в старшей группе по теме «Развитие чувства ритма  у детей 5-7 лет».

Месяц

Тема

Задачи

Практический материал

сентябрь

Анализ уровня развития чувства ритма.

Выявление объёма знаний по теме.

Мониторинг на основе диагностик А.Н.Зиминой, А.И. Бурениной.

1* «Столяры» 1.20.

2 «Хлоп – хлоп» полька  И.Штраус

3 «Мышки» 5.4

4 Знакомые попевки.

5 Пляски, выученные в средней группе.

октябрь

Формирование представлений о ритме в природе, процессах жизнедеятельности.

Закреплять представления чередовании времён года, времени суток, о ритмах жизнедеятельности (дыхание, сердцебиение), о ритме движения. Учить выделять ритмы в окружающей среде.

1 «Часы» 1.28.

2 «Чей кружок быстрее соберётся»

3«Гриб - грибочек» 5.2

4 «Кап, кап, мокрые дорожки» 7.22.

5 «Байновская кадриль» с ложками.

6 «Платье» 4.17.

ноябрь

Взаимосвязь между характером музыкального произведения и его темпом.

Обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать умение связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки. (Весело-скоро, грустно-медленно, игриво-быстро, задумчиво-спокойно).

1 «День рожденья» 14. 8.

2 «Будь ловким!» 13.91.

3«Пальчик мой» 5.2

4 «Я на горку шла» русская народная песня

5 «Сударушка» русская народная мелодия

6 «Гном» 4.15.

декабрь

Метроритм в музыкальных и стихотворных формах

Закреплять умение маршировать с выделением сильной доли, выполнять ритмичные хлопки, различать понятия «тихо» и «громко», учить выполнять движения в соответствии с динамикой, проигрывать на  металлофоне простейший ритмический рисунок. Ощущать четырёхдольный размер.

1 «Не опоздай» 1.34.

2 «Колокольчик» 16.8.

3 «Сороконожки» 5.4

4 «Тик, тик, так» 7.41.

5 «Добрый жук»

6 «Ёлочка» 4.20.

январь

Ритм и его вариативность

Закреплять умение различать долгие и короткие звуки движением руки, полосками на фланелеграфе. Развивать умение соотносить длину пропеваемого звука с определённой длиной нитки.

1 «Звучащий клубок» 9.10.

    «Весёлые подружки» 14. 13.

2 «Растяпа» 15.30.

3 «Мы делили апельсин» 7.59.

4 «Калинка» русская народная мелодия

5 «Валенки» русская народная песня

6 «Снеговик Егорка» 9.179.

февраль

Метроритм в музыкальных произведениях. Четырёхдольный размер. Акцент.

Развивать умение отмечать движением ритмическую пульсацию, повторять ритмические рисунки маршируя, хлопая, отстукивая палочками, слышать и отражать в движении ритмические акценты. Закреплять приёмы правильного звукоизвлечения.

1 «По  водицу» 1.30.

    «Ритмический квадрат» 1.31.

2 «Танец-игра с игрушками» 10.18.

3 «Ты мороз, мороз, мороз» (модель         Т.Тютюнниковой)

4 «Во саду ли в огороде» русская народная песня

5 «Уборка корабля» муз. И.Дунаевского творческая робота кружка музыкальных руководителей под рук. Медковой И.Б.

март

Форма музыкального и стихотворного произведения, его строение.

Развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать и отражать в движении 2-х частную форму, начало и окончание музыкальных фраз. Осваивать навыки совместной игры на музыкальных инструментах, одновременно начиная и заканчивая исполнение.

1 «Солнечные зайчики» 1.31.

    «Шаг и бег» 1.74.

2 «Летал воробейка» русская народная игра

3 «Цап царапки» 5.3

4 «Полянка» русская народная мелодия

5 «А воробьи чирикают».

апрель

Ритм и его  графическое изображение.

Различать изображения долгих и коротких звуков на ритмических карточках (ёж-белка-сорока),заменителях нот(божьи коровки, грибочки, листочки), играть ритмические формулы на музыкальных инструментах.

1 «Раз, два, три, четыре» 1.33.

2 «Найди себе пару» 7. 248.

3 «Птички прилетели» 7.105.

4 «Немецкая песенка» П.И.Чайковский (модель Т.Тютюнниковой)

5 «Пойду ль я» .37.

май

Обобщение понятий  о метроритме и форме музыкальных и стихотворных произведений.

Выявить объём знаний и умений детей, провести мониторинг развития чувства ритма.

1«Музыкальная поляна» 14. 14

Музыкальные бабочки».

3 «Цветок» 7. 137.

4 «Зазвенел в траве жучок» 7.243.

5 «У нас в округе»  русская народная мелодия, пляска с ложками  19.63.

Перспективное планирование работы в подготовительной группе по теме «Развитие чувства ритма  у детей 6-7 лет».

Месяц

тема

задачи

Практический материал

сентябрь

Анализ уровня развития чувства ритма.

Выявление объёма знаний по теме.

Мониторинг на основе диагностик Зиминой А.Н., Бурениной А.И.

1 «Не зевай» 1.35.

2 Знакомые игры из программы старшей группы

3«Хитрый ёжик» 5.15

4 Знакомые попевки.

5 «Дружные тройки» И.Штраус 7.77.

6 «Аист и лягушки» 13.11

октябрь

Формирование представлений о ритме в искусстве и архитектуре

Знакомить детей с национальными орнаментами в изобразительном искусстве, ритмом жилых построек, архитектурных ансамблей, регулярных парков.

1 «Музыкальный домик».

2 «Передай мяч» 8. 5.

3 «Песенка про мышат» 5.18

4 «Весёлые палочки» 8.25.

5 Танец с листьями 2.77.

ноябрь

Взаимосвязь между характером музыкального произведения и его темпом.

Обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать умение связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки.(Задумчиво-неторопливо, беспокойно-быстро, торопливо-живо, шутливо-подвижно, печально-тяжело, жалобно-протяжно, мужественно – решительно, женственно-широко).

1 «Раз, два, три» 1.34.

2«В пещере горного короля» Э.Григ

3 «В гости» 8.43.

4 «Посею лебеду на берегу» рус. нар. песня

5 «Танец пастушков» муз. П.И.Чайковского

декабрь

Метроритм в музыкальных и стихотворных формах

Развивать у детей акцентное чувство двухдольного и трёхдольного размеров, умение сохранять темп ритмических движений умение чувствовать и выделять движением сильную  и слабую доли такта.

1«Рисуем треугольник» 1.31.

   «Мяч» 1.80.

2 «Серенький козлик» 19.13.

3 «Аккуратный гном» 5.22

4 «Вальс-шутка» Д.Шостаковича

5 «Марш ёлочных игрушек» Муз. Львовского

январь

Ритмический рисунок, его смена, его повторение, смена.

Закреплять понятие о длительности звуков, учить переключать внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей.

1 «Холодно – тепло» 1.30.

2 «Кастаньетки» 12.35.

3 «На ёлке» 9.85.

4 «С барабаном ходит ёжик» 8.60.

    «Метель» Г. Свиридов.

5 «Танец с комочками бумаги «Полька» Е.Тиличеевой.

6 «Зимушка» 13.15.

февраль

Ритм, его развитие, повторение, смена, чередование.

Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков, закреплять понятие «ритмические паузы», умение составлять и проигрывать ритмические цепочки.

1 «Раз, два!», «Прыг, прыг, скок» 1.59.

2 «Горнист и четыре отряда» Д.Кабалевского. 13.118.

3 «Пироги пшеничные» 10.98.

4 «Аты – баты» 8.42.

5 «Богатыри» 16.54.

5«Морской танец» муз. Г.Гладкова «Моряк».

март

Форма и строение музыкального и стихотворного произведения.

Закреплять умение различать  и отражать в движении форму музыкального произведения. (Вступление, запев – припев, 2-х, 3-х частная, вариации, рондо). Учить переключать внимание с метрических акцентов на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.

1 «Солнечные зайчики» 1.36,

    «Заиньки – зайки» 1.36.

2 «Игра с разноцветными флажками» К.Эгейс

13.125.

3 «Звонкие капельки» 5.5

    Работа с ритмическими картинками

4 Вариации на темы русских народных песен

5 Кадриль «На мосточке»

апрель

Ритм и его графическое изображение.

Развивать ритмический слух, совершенствовать умение точно воспроизводить ритмический рисунок, развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику.

1 «Кто кого перепоёт?» 1.55.  

2 «Белый камень» русская народная мелодия

3 «Весёлые слоги» 10.135.

   «Герасим – грачевник» 10.152.

4 «Изучаем длительности» 9.23.

   «Радецки марш» И. Штраус

5 «Самба»

май

Обобщение понятий о метроритме, музыкальной форме.

Учить составлять ритмические рассказы. Выявить объём знаний и умений детей. Провести мониторинг развития чувства ритма.

1«Повтори ритм» 1.39.

   «Картинка оживает» 1.46.

2 «Школа весёлых поросят» 23.6.  

3 «Прогулка по зоосаду» 5.14

4 «Светит месяц» русская народная мелодия обр. В Андреева, переложение для детского оркестра Л.Осмоловской.

5 «Куда уходит детство»

*1музыкально-дидактические игры

  2 музыкальные игры

  3 пальчиковая гимнастика

  4 музицирование

  5 танцы

 5 авторские музыкально-ритмические композиции

  6 дополнительный материал

.                                Список литературы

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников старшей и подготовительной групп. Ярославль,

     Академия развития, 2005.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб. 1997.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка М., 1968.
  3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПб 2007

     Детство –пресс СПб 2007

  1. Гусева Л.Б. Пальчиковые игры. Журнал Колокольчик №9.
  2. Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально – игровой деятельности. Екатеринбург, 2003.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. Старшая группа. СПб. Композитор,
  4. Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. Подготовительная группа. СПб. Композитор,
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор, 2001.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера 2008
  7. Коммуникативные танцы – игры для детей. Музыкальныя палитра.Спб. 2007.
  8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. М., Просвещение. 2000.
  9. Музыкально – ритмические движения в детском саду. Составитель Кукловская В. Киев. Музична Украина. 1986.
  10. Насауленко С. Музыкальные игры и новые песни. Журнал колокольчик №38 2007.
  11. Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.,Айрис пресс.2006.
  12. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. Тезисы докладов и практические материалы к научно – практической конференции. СПб.1999. Составитель Буренина А.И.
  13. Рождество Христово. Сборник методических материалов. Фольклорно – этнографический коллектив «Домострой» СПб
  14. Фёдорова Г.П. Новый год у ворот. Музыкальная палитра. СПб. 2008.
  15. Фёдорова Г.П. Танцы для детей. СПб. Детство -  пресс. 2000.
  16. Фёдорова Г.П. Пой, пляши, гуляй от души. СПб. Детство – пресс. 2001.
  17. Фёдорова Г.П. Играем, танцуем, поём. Детство- пресс. СПб 1999.
  18. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе СПБ Детство-пресс.2000.

Танец – игра с комочками бумаги

Музыкальное сопровождение «Полька» Е.Тиличеевой (сб. «Хоровод весёлый наш» стр.71, Музыка, М.. 1980) или другая

Дети стоят в 2 шеренги, держа перед грудью листок бумаги.

Вступление  - готовятся.

Музыка А        1 такт пружинка 1 раз,

                2 такт выставить правую ногу на носок вперёд – вправо, приставить обратно,

                3 такт пружинка прямо 1 раз,

                4 такт выставить левую ногу вперёд – влево на носок, приставить обратно,

                5 - 8 как 1-4

                8 – 16 поскок по кругу, в конце повернулись лицом в центр.

Музыка Б        17 – 21такт идут в центр, комкая листок в комочек,

21 – 24 приседают, откатывая свой комочек обратно на своё место в большой круг,

25 – 28 подбрасывают комочек и ловят обеими руками,

29 – 32 кружатся, подняв  правую руку с комочком вверх, левая на поясе.

Музыка А        Бросают комочки друг в друга. В конце со словами: «Ух!» бросают комочки

 к центральной стене. 

Марш ёлочных игрушек                вариант для старшей гр.

муз. Львовского

Вст.                Строятся  в 2 колонки по обе стороны ёлки и маршируют на месте (долго)

1        Мы ёлочные….        маршируют вперёд левая колонка в обход налево, правая – в обход направо, получается противоходом и выстраиваются вдоль боковых стен,

2        Такие очаровашки…                разворачиваются в шеренги, руки в стороны вперёд (хвастают)

3        Нам не страшен…                колонки идут навстречу друг другу 6 шагов, поднимают руки вверх и 2 хлопка в ладоши, отходят назад и снова 2 хлопка

повторить ещё раз 3

4        Мы все разнообразные…        все маршируют по кругу и машут руками над головой, можно скрестно, но легче в одну сторону.

5         Мы выглядим блестяще…        опускают руки вниз, маршем врассыпную и идут на своё ранее назначенное место.

6        Зажгут огни гирлянды…        на пролуприседе (пружинке) 2 руки вправо вверх пальцы в кулак и раскрывают ладони (зажигают звёзды).

То же влево.

7        И что - то вдруг случится…        кружатся вокруг себя.

Повторить 6,7.

8        От всей души желаем…        маршируют на зрителя, 2 хлопка вверху

9        отходят назад , 2 хлопка

10        Мы все разнообразные        ходят врассыпную, потом идут на  своё место.

Проигрыш                за ведущим – одним мальчиком выстраиваются у ёлки в шеренгу, идут на зрителя, чётко останавливаются с концом музыки.

Читают стихи:

Целый год в коробке спали

Новогодние игрушки.

Очень в темноте скучали

Зайки, клоуны, петрушки.

        

Но ничуть не потускнели,

Так же ярок их наряд.

Мы повесим их на ели,

Пусть сверкают и горят!

Вариант для подготовительной группы.

1 и 2 куплеты и припевы как в предыдущем варианте.

На проигрыш перед третьим куплетом за ведущим мальчиком идут через центр зала вперёд, расходятся: первый направо, второй – налево и т.д. и таким образом в 2 шеренги вдоль боковых стен.

 3 куплет идут навстречу друг другу и проходят на другую сторону «расчёсочкой»,

   «расчёсочкой»  возвращаются на свои места.

Повторить ещё раз.

Выполнить п. 3,4,5,

 Построиться в шеренгу перед ёлкой.

Маршируют вперёд, на зрителя, чётко останавливаются с концом музыки.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Музыкально- театрализованные композиции, как способ самовыражения и развития детей.Из опыта работы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10991706","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","style":"width: 280px; height: 352px;","width":"480"}}]]Музыкально-театрализова...

Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...

Система работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников

В системе работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников раскрывается содержание профессиональной деятельности музыкального руководителя  с детьми от 4 до 7 лет. Система предпола...

Музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников на развитие ритмического слуха

Цель: Упражнять детей в различии разнооритмического рисунка....