Музыкально - ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа) по теме
В пособии предлагается перспективное планирование по развитию чувства ритма для старшей и подготовительной групп. Темы и содержание соответствуют календарным праздникам в детском саду, что существенно облегчает работу музыкального руководителя и делает её более эффективной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_-_metodicheskoe_posobie.docx | 32.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – ритмические композиции в системе работы по развитию ритмического чувства ребёнка.
Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это пение, танец, музицирование, музыкальная игра. Сходство звуковых характеристик речи и музыки открывает большие возможности для использования музыки в развитии речи ребёнка.
Известно, что существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельности и поведением. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития способности ощущать, чувствовать ритм.
На определённом этапе своей педагогической деятельности я почувствовала необходимость применения нестандартных подходов к развитию чувства ритма у своих воспитанников. Надеюсь, что предложенные варианты работы по данной теме помогут Вам научить своих воспитанников понимать и любить музыку. Произведения в разделе «Практический материал» могут быть заменены на подобные, имеющиеся в арсенале музыкального руководителя, при этом следует учитывать принцип постепенного усложнения (по месяцам).
Перспективное планирование работы в старшей группе по теме «Развитие чувства ритма у детей 5-7 лет».
Месяц | Тема | Задачи | Практический материал |
сентябрь | Анализ уровня развития чувства ритма. | Выявление объёма знаний по теме. Мониторинг на основе диагностик А.Н.Зиминой, А.И. Бурениной. | 1* «Столяры» 1.20. 2 «Хлоп – хлоп» полька И.Штраус 3 «Мышки» 5.4 4 Знакомые попевки. 5 Пляски, выученные в средней группе. |
октябрь | Формирование представлений о ритме в природе, процессах жизнедеятельности. | Закреплять представления чередовании времён года, времени суток, о ритмах жизнедеятельности (дыхание, сердцебиение), о ритме движения. Учить выделять ритмы в окружающей среде. | 1 «Часы» 1.28. 2 «Чей кружок быстрее соберётся» 3«Гриб - грибочек» 5.2 4 «Кап, кап, мокрые дорожки» 7.22. 5 «Байновская кадриль» с ложками. 6 «Платье» 4.17. |
ноябрь | Взаимосвязь между характером музыкального произведения и его темпом. | Обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать умение связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки. (Весело-скоро, грустно-медленно, игриво-быстро, задумчиво-спокойно). | 1 «День рожденья» 14. 8. 2 «Будь ловким!» 13.91. 3«Пальчик мой» 5.2 4 «Я на горку шла» русская народная песня 5 «Сударушка» русская народная мелодия 6 «Гном» 4.15. |
декабрь | Метроритм в музыкальных и стихотворных формах | Закреплять умение маршировать с выделением сильной доли, выполнять ритмичные хлопки, различать понятия «тихо» и «громко», учить выполнять движения в соответствии с динамикой, проигрывать на металлофоне простейший ритмический рисунок. Ощущать четырёхдольный размер. | 1 «Не опоздай» 1.34. 2 «Колокольчик» 16.8. 3 «Сороконожки» 5.4 4 «Тик, тик, так» 7.41. 5 «Добрый жук» 6 «Ёлочка» 4.20. |
январь | Ритм и его вариативность | Закреплять умение различать долгие и короткие звуки движением руки, полосками на фланелеграфе. Развивать умение соотносить длину пропеваемого звука с определённой длиной нитки. | 1 «Звучащий клубок» 9.10. «Весёлые подружки» 14. 13. 2 «Растяпа» 15.30. 3 «Мы делили апельсин» 7.59. 4 «Калинка» русская народная мелодия 5 «Валенки» русская народная песня 6 «Снеговик Егорка» 9.179. |
февраль | Метроритм в музыкальных произведениях. Четырёхдольный размер. Акцент. | Развивать умение отмечать движением ритмическую пульсацию, повторять ритмические рисунки маршируя, хлопая, отстукивая палочками, слышать и отражать в движении ритмические акценты. Закреплять приёмы правильного звукоизвлечения. | 1 «По водицу» 1.30. «Ритмический квадрат» 1.31. 2 «Танец-игра с игрушками» 10.18. 3 «Ты мороз, мороз, мороз» (модель Т.Тютюнниковой) 4 «Во саду ли в огороде» русская народная песня 5 «Уборка корабля» муз. И.Дунаевского творческая робота кружка музыкальных руководителей под рук. Медковой И.Б. |
март | Форма музыкального и стихотворного произведения, его строение. | Развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать и отражать в движении 2-х частную форму, начало и окончание музыкальных фраз. Осваивать навыки совместной игры на музыкальных инструментах, одновременно начиная и заканчивая исполнение. | 1 «Солнечные зайчики» 1.31. «Шаг и бег» 1.74. 2 «Летал воробейка» русская народная игра 3 «Цап царапки» 5.3 4 «Полянка» русская народная мелодия 5 «А воробьи чирикают». |
апрель | Ритм и его графическое изображение. | Различать изображения долгих и коротких звуков на ритмических карточках (ёж-белка-сорока),заменителях нот(божьи коровки, грибочки, листочки), играть ритмические формулы на музыкальных инструментах. | 1 «Раз, два, три, четыре» 1.33. 2 «Найди себе пару» 7. 248. 3 «Птички прилетели» 7.105. 4 «Немецкая песенка» П.И.Чайковский (модель Т.Тютюнниковой) 5 «Пойду ль я» .37. |
май | Обобщение понятий о метроритме и форме музыкальных и стихотворных произведений. | Выявить объём знаний и умений детей, провести мониторинг развития чувства ритма. | 1«Музыкальная поляна» 14. 14 2«Музыкальные бабочки». 3 «Цветок» 7. 137. 4 «Зазвенел в траве жучок» 7.243. 5 «У нас в округе» русская народная мелодия, пляска с ложками 19.63. |
Перспективное планирование работы в подготовительной группе по теме «Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет».
Месяц | тема | задачи | Практический материал |
сентябрь | Анализ уровня развития чувства ритма. | Выявление объёма знаний по теме. Мониторинг на основе диагностик Зиминой А.Н., Бурениной А.И. | 1 «Не зевай» 1.35. 2 Знакомые игры из программы старшей группы 3«Хитрый ёжик» 5.15 4 Знакомые попевки. 5 «Дружные тройки» И.Штраус 7.77. 6 «Аист и лягушки» 13.11 |
октябрь | Формирование представлений о ритме в искусстве и архитектуре | Знакомить детей с национальными орнаментами в изобразительном искусстве, ритмом жилых построек, архитектурных ансамблей, регулярных парков. | 1 «Музыкальный домик». 2 «Передай мяч» 8. 5. 3 «Песенка про мышат» 5.18 4 «Весёлые палочки» 8.25. 5 Танец с листьями 2.77. |
ноябрь | Взаимосвязь между характером музыкального произведения и его темпом. | Обогащать музыкально-слуховой опыт детей, развивать умение связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки.(Задумчиво-неторопливо, беспокойно-быстро, торопливо-живо, шутливо-подвижно, печально-тяжело, жалобно-протяжно, мужественно – решительно, женственно-широко). | 1 «Раз, два, три» 1.34. 2«В пещере горного короля» Э.Григ 3 «В гости» 8.43. 4 «Посею лебеду на берегу» рус. нар. песня 5 «Танец пастушков» муз. П.И.Чайковского |
декабрь | Метроритм в музыкальных и стихотворных формах | Развивать у детей акцентное чувство двухдольного и трёхдольного размеров, умение сохранять темп ритмических движений умение чувствовать и выделять движением сильную и слабую доли такта. | 1«Рисуем треугольник» 1.31. «Мяч» 1.80. 2 «Серенький козлик» 19.13. 3 «Аккуратный гном» 5.22 4 «Вальс-шутка» Д.Шостаковича 5 «Марш ёлочных игрушек» Муз. Львовского |
январь | Ритмический рисунок, его смена, его повторение, смена. | Закреплять понятие о длительности звуков, учить переключать внимание с ощущения сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей. | 1 «Холодно – тепло» 1.30. 2 «Кастаньетки» 12.35. 3 «На ёлке» 9.85. 4 «С барабаном ходит ёжик» 8.60. «Метель» Г. Свиридов. 5 «Танец с комочками бумаги «Полька» Е.Тиличеевой. 6 «Зимушка» 13.15. |
февраль | Ритм, его развитие, повторение, смена, чередование. | Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков, закреплять понятие «ритмические паузы», умение составлять и проигрывать ритмические цепочки. | 1 «Раз, два!», «Прыг, прыг, скок» 1.59. 2 «Горнист и четыре отряда» Д.Кабалевского. 13.118. 3 «Пироги пшеничные» 10.98. 4 «Аты – баты» 8.42. 5 «Богатыри» 16.54. 5«Морской танец» муз. Г.Гладкова «Моряк». |
март | Форма и строение музыкального и стихотворного произведения. | Закреплять умение различать и отражать в движении форму музыкального произведения. (Вступление, запев – припев, 2-х, 3-х частная, вариации, рондо). Учить переключать внимание с метрических акцентов на ровные длительности восьмых в двухдольном размере. | 1 «Солнечные зайчики» 1.36, «Заиньки – зайки» 1.36. 2 «Игра с разноцветными флажками» К.Эгейс 13.125. 3 «Звонкие капельки» 5.5 Работа с ритмическими картинками 4 Вариации на темы русских народных песен 5 Кадриль «На мосточке» |
апрель | Ритм и его графическое изображение. | Развивать ритмический слух, совершенствовать умение точно воспроизводить ритмический рисунок, развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику. | 1 «Кто кого перепоёт?» 1.55. 2 «Белый камень» русская народная мелодия 3 «Весёлые слоги» 10.135. «Герасим – грачевник» 10.152. 4 «Изучаем длительности» 9.23. «Радецки марш» И. Штраус 5 «Самба» |
май | Обобщение понятий о метроритме, музыкальной форме. | Учить составлять ритмические рассказы. Выявить объём знаний и умений детей. Провести мониторинг развития чувства ритма. | 1«Повтори ритм» 1.39. «Картинка оживает» 1.46. 2 «Школа весёлых поросят» 23.6. 3 «Прогулка по зоосаду» 5.14 4 «Светит месяц» русская народная мелодия обр. В Андреева, переложение для детского оркестра Л.Осмоловской. 5 «Куда уходит детство» |
*1музыкально-дидактические игры
2 музыкальные игры
3 пальчиковая гимнастика
4 музицирование
5 танцы
5 авторские музыкально-ритмические композиции
6 дополнительный материал
. Список литературы
- Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников старшей и подготовительной групп. Ярославль,
Академия развития, 2005.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб. 1997.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка М., 1968.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПб 2007
Детство –пресс СПб 2007
- Гусева Л.Б. Пальчиковые игры. Журнал Колокольчик №9.
- Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально – игровой деятельности. Екатеринбург, 2003.
- Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. Старшая группа. СПб. Композитор,
- Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. Подготовительная группа. СПб. Композитор,
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор, 2001.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера 2008
- Коммуникативные танцы – игры для детей. Музыкальныя палитра.Спб. 2007.
- Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. М., Просвещение. 2000.
- Музыкально – ритмические движения в детском саду. Составитель Кукловская В. Киев. Музична Украина. 1986.
- Насауленко С. Музыкальные игры и новые песни. Журнал колокольчик №38 2007.
- Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.,Айрис пресс.2006.
- Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. Тезисы докладов и практические материалы к научно – практической конференции. СПб.1999. Составитель Буренина А.И.
- Рождество Христово. Сборник методических материалов. Фольклорно – этнографический коллектив «Домострой» СПб
- Фёдорова Г.П. Новый год у ворот. Музыкальная палитра. СПб. 2008.
- Фёдорова Г.П. Танцы для детей. СПб. Детство - пресс. 2000.
- Фёдорова Г.П. Пой, пляши, гуляй от души. СПб. Детство – пресс. 2001.
- Фёдорова Г.П. Играем, танцуем, поём. Детство- пресс. СПб 1999.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе СПБ Детство-пресс.2000.
Танец – игра с комочками бумаги
Музыкальное сопровождение «Полька» Е.Тиличеевой (сб. «Хоровод весёлый наш» стр.71, Музыка, М.. 1980) или другая
Дети стоят в 2 шеренги, держа перед грудью листок бумаги.
Вступление - готовятся.
Музыка А 1 такт пружинка 1 раз,
2 такт выставить правую ногу на носок вперёд – вправо, приставить обратно,
3 такт пружинка прямо 1 раз,
4 такт выставить левую ногу вперёд – влево на носок, приставить обратно,
5 - 8 как 1-4
8 – 16 поскок по кругу, в конце повернулись лицом в центр.
Музыка Б 17 – 21такт идут в центр, комкая листок в комочек,
21 – 24 приседают, откатывая свой комочек обратно на своё место в большой круг,
25 – 28 подбрасывают комочек и ловят обеими руками,
29 – 32 кружатся, подняв правую руку с комочком вверх, левая на поясе.
Музыка А Бросают комочки друг в друга. В конце со словами: «Ух!» бросают комочки
к центральной стене.
Марш ёлочных игрушек вариант для старшей гр.
муз. Львовского
Вст. Строятся в 2 колонки по обе стороны ёлки и маршируют на месте (долго)
1 Мы ёлочные…. маршируют вперёд левая колонка в обход налево, правая – в обход направо, получается противоходом и выстраиваются вдоль боковых стен,
2 Такие очаровашки… разворачиваются в шеренги, руки в стороны вперёд (хвастают)
3 Нам не страшен… колонки идут навстречу друг другу 6 шагов, поднимают руки вверх и 2 хлопка в ладоши, отходят назад и снова 2 хлопка
повторить ещё раз 3
4 Мы все разнообразные… все маршируют по кругу и машут руками над головой, можно скрестно, но легче в одну сторону.
5 Мы выглядим блестяще… опускают руки вниз, маршем врассыпную и идут на своё ранее назначенное место.
6 Зажгут огни гирлянды… на пролуприседе (пружинке) 2 руки вправо вверх пальцы в кулак и раскрывают ладони (зажигают звёзды).
То же влево.
7 И что - то вдруг случится… кружатся вокруг себя.
Повторить 6,7.
8 От всей души желаем… маршируют на зрителя, 2 хлопка вверху
9 отходят назад , 2 хлопка
10 Мы все разнообразные ходят врассыпную, потом идут на своё место.
Проигрыш за ведущим – одним мальчиком выстраиваются у ёлки в шеренгу, идут на зрителя, чётко останавливаются с концом музыки.
Читают стихи:
Целый год в коробке спали
Новогодние игрушки.
Очень в темноте скучали
Зайки, клоуны, петрушки.
Но ничуть не потускнели,
Так же ярок их наряд.
Мы повесим их на ели,
Пусть сверкают и горят!
Вариант для подготовительной группы.
1 и 2 куплеты и припевы как в предыдущем варианте.
На проигрыш перед третьим куплетом за ведущим мальчиком идут через центр зала вперёд, расходятся: первый направо, второй – налево и т.д. и таким образом в 2 шеренги вдоль боковых стен.
3 куплет идут навстречу друг другу и проходят на другую сторону «расчёсочкой»,
«расчёсочкой» возвращаются на свои места.
Повторить ещё раз.
Выполнить п. 3,4,5,
Построиться в шеренгу перед ёлкой.
Маршируют вперёд, на зрителя, чётко останавливаются с концом музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...
Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...
Музыкально- театрализованные композиции, как способ самовыражения и развития детей.Из опыта работы.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10991706","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","style":"width: 280px; height: 352px;","width":"480"}}]]Музыкально-театрализова...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников
Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...
Система работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников
В системе работы по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников раскрывается содержание профессиональной деятельности музыкального руководителя с детьми от 4 до 7 лет. Система предпола...
Музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников на развитие ритмического слуха
Цель: Упражнять детей в различии разнооритмического рисунка....