Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.
проект на тему

Клименко Светлана Юрьевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimenko_s.yu_._madou_no308._seminar.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Смею предположить, что в настоящее время для многих дошкольных образовательных учреждений наиболее актуальной задачей является преобразование существующих форм, методов воспитания и обучения, определения новых целей и средств ее реализации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

          Логически возникло осознание  необходимости построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников благо технология реализуемой нами основной образовательной программы, разработанной  на основе программы «Сообщество», способствует интеграции образовательного процесса. И самое главное, есть ресурсы. Прежде всего, это специалисты детского сада, мои коллеги: инструктор по физическому воспитанию, воспитатель по обучению татарскому языку, педагог-психолог, учитель-логопед. Неудивительно, что вначале было сложно изменить  стереотип нашего мышления. Сама мысль о неизбежности постоянной совместной деятельности с детьми не только в кабинетах, но и  в группах вызывала  страх и неуверенность в успехе. Однако в процессе личностно ориентированного взаимодействия с детьми я поняла, что без индивидуализации подхода к воспитанию и обучению: учета темперамента, индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений ребенка, стиля воспитания в семье не добиться значительных результатов.

       А для меня как музыкального руководителя очень актуальной является проблема развития музыкальных способностей детей. Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но и «всеобщую, универсальную способность человека, … которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…» (Э.В. Ильенков,1984)

Важное значение в специальной педагогике придается использованию музыки и в коррекционно-развивающей работе, включая формирование музыкально-ритмических способностей у ребенка с нарушениями речи.

       Поэтому объектом моего пристального внимания являются и дети,  имеющие особенности музыкально-ритмических  способностей, обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.                                                          

      Свою работу я строю на основе наблюдений, мониторинга музыкального развития, сотрудничества с семьёй и воспитателями, учителем-логопедом, воспитателем по обучению татарскому языку.

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность. Одной  из самых эффективных форм взаимодействия с родителями, по моему мнению, является совместное создание проектов. Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного результата деятельности. 

Совместная работа с детьми и родителями по разработке проекта «Шумовой оркестр».

          Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

         Актуальность этого проекта  в том, что музыкальная деятельность в оркестре шумовых и ударных инструментов  способствует не только развитию музыкально-ритмических способностей, но и  общему развитию ребенка, таких психических процессов как - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции.  

         Наличие в групповых комнатах оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает его интерес к музыке. 

 А с чего нужно начать, разрабатывая  проект.

1. Вначале объявить конкурс «Наш шумовой оркестр»

2. Подборка материала, из различных источников (журналы, интернет, книги…) чтобы узнать технологию и способы изготовления шумовых инструментов.

3. Реализация проекта. На сборах совместно с воспитателями и детьми  идет обсуждение из чего можно сделать тот или иной инструмент, что напоминает его звучание, какие приемы игры на инструменте можно использовать. А родители выступают в качестве ассистентов. На сборы они приходят  подготовленными: приносят готовые инструменты, иллюстрации, сочиненные стихи, загадки о музыкальных инструментах.

   

4. В центре  литературы  дети вместе с  родителями слушают произведения известных композиторов -  классиков, изготавливают книжки – малышки «Наш детский шумовой оркестр»

В центре «Игралочка» дети играют в игры «Угадай, на чем играю?», «Ритмические кубики», «Придумай и повтори ритм» и другие, придумывают и составляют кроссворды с названиями инструментов.

В центре драматизации  дошкольники используют  шумовые инструменты для озвучивания  рус. народной сказки  «Теремок»,  «Болтливая утка» Абдуллы Алиша.

В центре изодеятельности совместно с родителями дети с увлечением рисуют, лепят из соленого теста,  придумывают различные украшения для инструментов шумового оркестра.

5. Итогом -   презентацией  данного проекта  организация выставки «Парад шумовых оркестров», которую посещают все желающие, где  представлены лучшие инструменты, а так же выступление детей и родителей с использованием инструментов шумового оркестра на празднике.

 

Совместная работа с детьми и родителями по разработке проекта «Терем - теремкәй».

              Актуальность этого проекта в том, что используя сюжет известной сказки, мы можем систематически закреплять слова в активном словаре детей и пропевая песни героев сказки, развивать музыкально-ритмический слух, музыкальную память, чувство ритма.

Задачи:

  1. Использовать  знакомые слова татарского языка при драматизации сказки.
    2. Развивать слуховое внимание, память, умение понимать о чем говориться в сказке.
    3. Вызвать желание участвовать в драматизации сказки.

Центр литературы:

1. Дети слушают сказку “Теремок”.

2. Изготовливают книжки-малышки “Мой любимый сказочный герой”

Центр драматизации:

1. Драматизируют сказку «Теремок» с использованием кукольного театра.

2. Изготовливают элементы костюмов  героев сказки.

Центр изодеятельности:

1. Лепят из соленого теста фигуры персонажей сказки.

2. Участвуют в дидактических играх “Дорисуй, чей хвост” , “Угадай по звуку животное и нарисуй его.”

Центр манипулятивных игр:

1. Игра “Сосчитай героев сказки на русском и татарском языках”

2. Игра “Какой дом?Өй нинди? (зур, кечкенә, матур, әйбәт).

Центр строительства:

1. Дети строят теремок из крупного строительного материала.

2. Изготавливают вывески для теремка с названиями животных-обитателей теремка.

Итогом -   презентацией  данного проекта  стал показ  сказки «Теремок» детьми подготовительной к школе группы, на театрализованное представление были приглашены родители и дети младших дошкольных  групп.

Подводя итог, можно сказать, что в результате такого взаимодействия родители становятся активными помощниками и знают,  как проходит работа с дошкольниками в детском саду не понаслышке, а из совместной работы. В будущем хотелось бы, чтобы росло число заинтересованных родителей в сфере полноценного развития и  воспитания своего ребенка. Я вижу большие перспективы в работе этого направления.

Таким образом, сквозь призму своего дошкольного образовательного учреждения я попыталась рассмотреть один из возможных вариантов ответа на поставленный вопрос: как  развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, используя проектную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"

Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик....

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Система работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только р...

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность"

В методической разработке рассматриваются основные элементы развития музыкальных способностей на занятиях в детском саду по средствам музыкально- ритмической деятельности...