Главные вкладки

    «Современные технологии в развитии музыкально - ритмических способностей дошкольников»
    методическая разработка по музыке по теме

    Овсянникова Мария Петровна

    Предварительный просмотр:

    Овсянникова Мария Петровна,  воспитатель – хореограф

    II квалификационной категории, тел. 89243823661

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Центр Развития Ребенка д/с №2 «Золотая рыбка».

    Тема выступления: «Современные технологии в развитии музыкально - ритмических способностей дошкольников»

    Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований». Об этом свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии. Этот процесс успешно идет и в нашем дошкольном учреждении. В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре ООП ДО,  актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

    В дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмика.

    Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".

    Проблемой стал выбор подходящей технологии, которая бы соответствовала современным требованиям к образовательной деятельности с дошкольниками. Чтобы образовательный процесс стал для ребят увлекательным и интересным мы остановились на технологии организации танцевально-игровой гимнастики, которая представлена в оздоровительно – развивающей программе «Са–Фи–Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. Чтобы образовательный  процесс стал эффективным, в программе максимально использована игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игровой метод  придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий. В содержание работы по музыкально - ритмическому движению включены такие виды деятельности, как: игроритмика, игрогимнастика и игропластика, игротанцы и музыкально-подвижные игры, игровой самомассаж. Раздел «игроритмика» включает в себя специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры, которые позволяют развивать у воспитанников чувство ритма, двигательные способности: умение свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, метру, темпу. «Игрогимнастика» содержит строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также дыхательные упражнения, на укрепление осанки (что очень актуально в связи с появлением всё большего количества детей с нарушением ОДА), расслабление мышц. «Игропластика» представляет собой сочетание элементов древних гимнастических движений и упражнений стретчинга, выполняемых в игровой сюжетной форме, позволяющих воспитаннику свободно выразить свои эмоции. В раздел «игротанцы» входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, направленные на формирование танцевальных движений, повышение общей культуры ребёнка. Раздел «музыкально – подвижные игры» является ведущим видом деятельности, приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Раздел «игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма, от которого дети получают радость и хорошее настроение.

    Даная технология тесно связана с реализацией образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

    Разучивание с дошкольниками танцевальных композиций облегчает  и применяемая нами технология Джима Холла «Учимся танцевать». Описывая методику преподавания, автор рекомендует использовать метод обучения, предоставляющий детям право выбора способа для демонстрации своих навыков и метод косвенного обучения. К примеру, педагог даёт  определение сущности движения и ставит задачу нахождения способов для выполнения соответствующих действий… «Когда вы будете двигаться и останавливаться по сигналу – удару в бубен, вы можете продемонстрировать различные способы передвижений и чёткие, статичные позы в момент остановок». Или обращается к воспитанникам с традиционным вопросом: «Вы можете показать мне…?», создавая широкий диапазон разнообразных результатов, пополняющих репертуар не только детей, но и самого хореографа. Демонстрация дошкольниками своих навыков оказывает существенную помощь образовательному процессу, потому что мы запоминаем то, что видим – хорошее качество, безопасные и правильные способы выполнения движений; точное понимание танцевальной терминологии; удачные примеры разнообразных и интересных контрастов. Немаловажный метод, который порой игнорируется педагогами – анализ и оценка детьми собственных выступлений и выступлений ровесников. Он позволяет ребёнку описать то, что было сделано не только им, но и другими детьми; рассказать о том, что ему понравилось; а затем на практике применить свои выводы для улучшения качества собственного выступления.

    Взаимодействие описанных технологий придает образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон развивающих ситуаций, способствует развитию мышления, воображения и хореографических способностей ребенка.

    Разученные музыкально – ритмические композиции, этюды и комплексы ритмической гимнастики  широко применяются в системе режимного дня ДОУ: на утренней ритмической гимнастике, физкультминутках, прогулке, бодрящей гимнастике после сна, а также в ходе проведения дней открытых дверей, декад здоровья, интеллектуальных олимпиад для дошкольников, утренников, вечеров досуга, музыкальных и спортивных развлечений.

     Диагностика выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка проводится методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий по методике А.И. Бурениной и показала следующие результаты исследования за последние два года: 2011 – 2012 учебный год -  с высоким уровнем - 38%, со средним – 47 %, с низким – 15 % воспитанников, в 2012 - 2013 учебном году с высоким уровнем – 47 %, со средним – 47 %, с низким – 6 % воспитанников, что выявляет стабильную динамику результатов освоения детьми двигательных навыков.

    Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма педагога в области танцевальных, ритмических движений, выявление индивидуального стиля деятельности, коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - отличительная особенность организации развивающих ситуаций по  ритмике в нашем ДОУ.

    Список используемой литературы:

    1. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят  практическое пособие / Джим Холл. – М.: АСТ: Астрель, 2009г.; А.И.
    2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» СПб.. ЛОИРО 2000 г.;
    3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес–данс (Лечебно – профилактический танец) – СПб.; Детство-пресс 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами сюжетно-образного танца» (Описание опыта работы)

    Данный педагогических опыт направлен на развитие творческих способностей в музыкально-ритмической деятельности дошкольников....

    Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

    Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

    «Активизация и использование современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»

    Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного...

    Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

    Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца....

    Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"

    Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимейших детьми видов музыкальной деятельности. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании современ...

    Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"

    Педагоги и музыканты всех времен и народов, подчёркивают значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития музыкальности ...

    Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

    В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...