Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством использования авторской технологии Бурениной
статья

Куликова Ольга Викторовна

В статье описывается опыт работы с дошкольниками над направлением "Музыкальное движение" с использованием авторской технологии А.И. Бурениной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ritmicheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx24.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством использования авторской технологии Бурениной»

    В педагогике с давних пор известно,  какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.   Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, становление двигательных способностей. В наш неспокойный современный век, когда происходит всеобщая компьютеризация и ребёнок всё больше времени проводит за компьютером, планшетом, телефоном, в связи с чем  снижается двигательная активность, нарушается осанка и координация движений, особенно актуальной   задачей  становится создание благоприятных развивающих условий для развития и формирования двигательных качеств и умений, творческих способностей и тренировки психических процессов воспитанников средствами музыки.

Методологической основой моей работы является программа по музыкальному воспитанию Н. Ветлугиной, программа «Гармония» Тарасова, Нестеренко, программа «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина,    авторскую  технологию  которой я  использую в работе.  

  Буренина Анна Иосифовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», президент Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.  Автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика».

Цель программы: целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений,  разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

  • Развивать  музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, коммуникативные навыки;
  • Формировать эмоционально-ценностное восприятие, тренировать подвижность нервных процессов, способность познавать себя через музыкальное искусство;
  • Обогащать образное мышление, способность к импровизации в движении;
  • Содействовать оптимизации отношений партнёрства между  детьми и  взрослыми  через разнообразные формы взаимодействия;
  • Приобщать к культурному наследию, актуализировать этнокультурный подход в воспитании, нравственность.
  • Способствовать формированию правильной осанки, координации движений;
  • Воспитывать  волевую сферу.

Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО

В программе «Ритмическая мозаика» представлены целостные  музыкальные произведения  от простых детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков,   представляющие   большой интерес,   как для детей, так и для взрослых.  Это  образно – танцевальные композиции различной степени трудности, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость, «купаясь»,  в которых ребёнок приобщается к миру прекрасного, пропуская через себя музыку, сложный мир чувств и образов.  Ведь, как известно  одной  из задач музыкального развития является  формирование и развитие образного мышления, эмоциональной сферы.

Автор программы обращает  непосредственное внимание на подготовку специалиста, его профессионализм и компетенцию в области педагогики и психологии и в области музыкального движения. Ведь музыкальное движение – особый вид деятельности, требующий от педагога специальных способностей и умений, без которых невозможно приобщать маленьких детей к ритмике. И главным методом в приобщении детей к музыкально – ритмической  деятельности, формировании красивой правильной осанки, двигательных навыков, умений координировать движения с музыкой – является  «вовлекающий»  показ вместе с музыкой, что требует от педагога тонко чувствовать музыку, красиво, выразительно показывать детям движения, вызывая у них восхищение и желание подражать.

Работу по  программе «Ритмическая мозаика»  я начинаю со второй половины средней группы и продолжаю в группах старшего возраста, а также,  группах  компенсирующей направленности. Включаю репертуар  из программы для общеразвивающих упражнений, образных перевоплощений, обязательно предваряя   образным рассказом  о композиции,  вместе с детьми начинаю двигаться, то есть вовлекать в танцевальное действо.

Автор приветствует   творческую составляющую в работе, нахождение в постоянном поиске игровых методов взаимодействия с ребёнком. Репертуар программы можно включать в занятия, развлечения, праздники, использовать на прогулке, в группе  для переключения с деятельности и закрепления разученного материала.  Музыкальные композиции вариативны, их можно моделировать и компоновать, создавая новые, более объёмные и интересные.     Ещё один интересный вид деятельности на музыкальном занятии – коммуникативные танцы - игры, которые помогают установлению дружеских связей между детьми, развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущения эмоционального благополучия, положительной самооценки.

  Я считаю, что программа «Ритмическая мозаика»  помогает творческой самореализации педагога и способствует  ситуации успешности детей. Каждый ребёнок может почувствовать себя успешным, двигаясь,  танцуя, преображаясь. Об этом говорят выступления наших детей на утренниках, развлечениях, праздниках,   городских мероприятиях.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально – ритмическое  развитие дошкольников с использованием данной технологии является эффективным и действенным  средством формирования у детей двигательной культуры, развития их музыкально – творческих способностей, духовного обогащения.  Повышается уровень успешности и  общей  культуры  воспитанников, что  позволяет  создать благоприятную   ситуацию развития ребёнка и осуществить решение целевых ориентиров ФГОС.

                       Список литературы: 
1. Буренина А.И. Программа «Ритмическая мозаика» СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 192 с.

2. Буренина А.И.,  Тютюнникова Т.Э.  Программа «Тутти»  СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

3. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей» СПб.:  Издательство  «Музыкальная палитра», 2004. – 112с.: ил.

4.  Родина М. И., Буренина А.И. «Кукляндия» Учебно – методическое пособие по театрализованной деятельности. -  СПб.:  Издательство  «Музыкальная палитра», 2008. – 36с.

5. Буренина А.И.  «Волшебные  гонзики» Развивающее пособие

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...

Обобщение педагогического опыта «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования технологий здоровьесбережения»

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к разви...

Анализ проведения тематического контроля «Состояние работы по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий».

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников посредством использования игровых технологий....

Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, посредством использования анимационных видео- и аудиоматериалов

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...