Музыкальное воспитание детей инофонов
консультация по музыке (старшая группа) по теме

Альшанская Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley._muzykalnoe.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное  воспитание детей инофонов.

 

Использование фольклора.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы используем:

  • народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;
  • хороводы, танцы;
  • народные игры;
  • мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;
  • народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем.

  • Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.
  • Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
  • Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

  • Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
  • Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат,   фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).
  • Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для разучивания, необходимо помнить об особенностях детей инофонов, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики. Можно выбрать вариант, более доступный для  детей инофонов.

Формы организации музыкальной

деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика.

В дошкольном учреждении используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Помимо них в нашем дошкольном учреждении, где находятся дети инофоны, могут быть использованы и такие формы, как

  • логоритмика;
  • психогимнастика;
  • игротерапия.

Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкальных инструментах, ритмическими движениями.

Музыкальные  занятия

При проведении музыкальных занятий в  группах, с детьми инофонами важно учитывать следующее.

  1. Возрастные, диагностические и индивидуальные особенности детей, состав группы. От этого будут зависеть и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые на занятиях.
  2. При планировании занятий важно также учитывать их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье, до прогулки проводится или после нее. От этого будет зависеть, с чего мы его начнем - с пения или слушания музыки, а может быть, с музыкально-ритмических движений.
  3. Неплохо иметь запасной сценарий занятия и творчески подходить как к его построению, так и проведению. Ведь иногда получается так, что занятие «не идет» по намеченному плану, особенно часто это происходит весной в группах детей с ЗПР, с заиканием.

Хорошо, если перед музыкальным занятием педагог настроит на него детей: организует двигательную или эмоциональную разрядку после предыдущего занятия, а потом подведет к музыкальному залу.

  1. На самом занятии музыкальному руководителю важно поймать момент, когда все дети смотрят на него, слушают и слышат. Важно «собрать» их внимание перед объяснением. Иногда воспитатель, тихо подойдя, например, к ребенку с плохо развитым произвольным вниманием, может погладить его и шепнуть на ушко: «Слушай внимательно».
  2. На каждом занятии важно воспитывать желание услышать, понять, сделать, используя разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.
  3. Очень хорошо использовать разные виды занятий:  традиционное, доминантное, тематического, комплексное Комплексные и тематические занятия весьма полезно проводить для закрепления лексических тем.

Праздники и развлечения

Нужны ли они в логопедическом детском саду? Безусловно, да!

Интересный праздник вызовет много положительных эмоций у детей, в том числе инофонов; закрепит и расширит их знания, умения и навыки в разных видах деятельности; поможет развить творческие способности и, возможно, повысит самооценку И, несомненно, праздники и развлечения помогут детям научиться адаптироваться в разных условиях.

Родителям праздники позволят лучше увидеть результаты работы с детьми, а педагогическому коллективу, кроме того, - подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени. Тематика праздников за последние годы изменилась. По-прежнему отмечаем Новый год, Восьмое марта, выпуск в школу. Появились новые праздники: День знаний, День города, Праздник правильной речи, Праздник весны, Праздник осени, Праздник игрушки и другие.

И хотя тематика праздников в специализированных дошкольных учреждениях может быть та же, что и в массовых детских садах, все же стоит обратить внимание на некоторые отличительные особенности их подготовки и проведения.

  1. Сценарии составляются с учетом не только тематики праздника, но и диагностических, возрастных особенностей детей, а также и времени года.
  2. Сценарии обсуждаются совместно музыкальным руководителем, воспитателями, логопедами тех групп, которые принимают участие в празднике. Желательно заранее определить роль и обязанности каждого из педагогов как во время подготовки, так и во время проведения праздника. От подготовленности взрослых, от их организованности и заинтересованности во многом зависят удачное проведение праздника и хорошее настроение детей.

   3. Очень важно найти такую форму проведения праздника, которая позволит заинтересовать детей и отразить тематику праздника, не перегружая детей подготовкой.

4.        Много радости детям могут принести выступления взрослых: сотрудников детского сада, родителей, бывших выпускников (танцы, песни, игра на музыкальных инструментах, чтение стихов, разыгрывание сценок, сюрпризные моменты).

Особенно важны такие праздники в начале учебного года, когда дети только поступили в детский сад, когда идет процесс адаптации и навыки по всем видам музыкальной деятельности еще не сформированы.

  1. Необходимо помнить о чувстве меры при составлении сценария: не перегружать его большим количеством песен, танцев или стихотворений; равномерно распределять материал между группами, принимающими участие в одном празднике.
  2. При проведении праздников в  группе, с детьми инофонами  важно продумать, как лучше объединять детей.
  3. Надо подумать и о разнообразном исполнении песен. На празднике могут прозвучать песни с инструментальным сопровождением в исполнении всей группы детей или небольшой подгруппы, песни с сольным исполнением детей или взрослых, песни без инструментального сопровождения (a capella), песни с инсценированием, песни с движением (хороводы, игры).
  4. Если на празднике предусмотрено использование атрибутов (шапочки, платочки, султанчики и т.п.), стоит показать и дать их детям заранее, иначе во время праздника дети все внимание переключают на эти атрибуты, а не на качество исполнения.

10.        Очень осторожно и вдумчиво надо относиться к подбору литературного материала. Без стихотворений, даже в начале учебного года, не обойтись, поэтому лучше использовать стихотворения небольшие по объему, доступные по содержанию, удобные для исполнения (желательно без трудных сочетаний звуков, сложных окончаний, сложных смысловых оборотов); целесообразно «дробление» стихотворения без искажения смысла, где одно четверостишье, иногда фразу, а иногда одно только слово говорит один ребенок, следующие - другой и т.д. - «перекличка». Например, стихотворение М. Чарной можно прочитать так.

Над разучиванием стихотворений, сценок, текстов песен мы работаем вместе с логопедами и воспитателями, обращая внимание на выразительное и четкое их исполнение. И если эта работа идет в сотрудничестве, то результат бывает положительный.

   11. До начала праздника полезно сделать небольшое сообщение для собравшихся в зале родителей, цель которого - настроить их на восприятие того, что они увидят. Можно рассказать о задачах, которые педагоги ставили перед собой, работая с детьми в течение определенного времени. Можно обратить внимание на конкретный материал, который родители увидят на празднике, и объяснить, почему его дали детям, какие цели при этом преследовали. Можно высказать свое пожелание о том, как надо вести себя на празднике: поддерживать детей улыбками, ласковыми взглядами, аплодисментами, но не отвлекать их своими репликами. Можно обратить внимание на успехи отдельных детей в каких-то видах музыкальной деятельности. Такое небольшое сообщение перед началом праздника поможет установить контакт между взрослыми и детьми, создаст предпосылки для успешной работы с родителями.

12. После праздника весьма полезно проанализировать его вместе с коллегами, чтобы выяснить, что дал он детям, какие задачи были успешно решены и на что следует обратить внимание в дальнейшем. В корректной, доброжелательной форме желательно высказать свои пожелания и предложения друг другу, отметить успехи, подумать, что можно сделать по-другому в дальнейшем. Необходимо поблагодарить друг друга за труд, за общее дело, которому каждый отдал частичку души.

После праздников можно провести концерты одной группы для другой, состоящие из музыкально-литературного материала, использованного на празднике. Это поможет закрепить знакомый материал в памяти детей, а некоторым детям -приобрести уверенность в своих силах.

Самостоятельная музыкальная деятельность

Хорошо, если она присутствует в логопедическом детском саду. Это свидетельствует об истинном интересе детей к музыке.

Самостоятельная музыкальная деятельность поможет ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии и вне детского сада, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение -доставит ему удовольствие.

Упражнения в пении, движении по инициативе детей становятся как бы продолжением музыкального занятия, которое помогает в работе над формированием певческих и двигательных навыков, в работе по развитию творческих способностей детей.

Что входит в самостоятельную музыкальную деятельность детей?

  • Упражнения в пении, танцах, хороводах (дети сами организуют их, поют, танцуют, учат друг друга, проводят соревнования).
  • Музыкально-дидактические игры (проводятся по инициативе детей).
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • «Музыкальные занятия», организованные детьми (дома и в детском саду).
  • Игры с пением, игры-потешки, игры со словом, проводимые по инициативе детей на прогулке и в группе.

•        Концерты, организованные детьми.
Воспитателю и музыкальному руководителю
 важно заметить инициативу детей, поддержать ее, поощрить, нацелить и других детей на использование песен, танцев, игр в самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого иногда бывает достаточно внести какие-то игрушки, пособия, атрибуты, а то и самому педагогу принять участие, например, в «музыкальном занятии», организованном детьми в группе, на равных вместе с ними.

Музыка в повседневной жизни

Интересная, разнообразная по характеру музыка, звучащая не только на музыкальном занятии, но и в другое время в разных уголках детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Подчас правильно подобранная музыка или песня дает хороший корригирующий эффект. Воспитателю, учителю-логопеду, воспитателю по физической культуре разумное использование музыки поможет сделать работу более интересной и эффективной.

Когда может быть использована музыка в повседневной жизни детей в логопедическом детском саду?

  1. На утренней гимнастике и физкультурных занятиях
  2. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и по математике. Она затронет чувства детей и поможет воспринять предлагаемый на занятии материал более полно. На занятиях по изобразительной

деятельности музыку можно использовать и как фон во время работы детей для создания благоприятной обстановки, атмосферы в группе, и как музыкальную иллюстрацию, например, при работе над пейзажем.

3.        На занятиях с логопедом, групповых и индивидуальных. В работе над дыханием целесообразно использовать игру на триоле или другом детском духовом инструменте; мелкую моторику хорошо развивать под игру на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках, колотушках и т.д.

4.        Интересно может пройти прогулка, если воспитатель использует игру с пением, словом или хоровод наряду с подвижными играми или создаст условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности.

6.        Во второй половине дня по инициативе музыкального руководителя, воспитателя могут быть проведены музыкально-дидактические игры, игры с пением, словом, а также индивидуальная работа над развитием навыков по всем видам музыкальной деятельности.

Логоритмика как одна из методик для работы с детьми инофонами.

В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

Логоритмика ~ одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

«Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи»

«Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений»

Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей инофонов, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Мы уверены, что логоритмику можно назвать гимнастикой ума.

Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего - развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.

В занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попсвки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразователыюго), а также упражнения для развития меткой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Итак, хорошо подготовленный музыкальный руководитель, знакомый с основами логопедии и заинтересованный в работе именно с детьми, имеющими речевые нарушения, может оказать очень большую помощь в коррекционной работе каждому ребенку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Музыкальное воспитание детей инофонов.

данная статья включает в себя следующие разделы:1. Исполльзование фольклора2. Формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика3. Музыкальные занятия4. Праздники и...

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...