Музыкальное воспитание детей инофонов.
статья на тему

данная статья включает в себя следующие разделы:

1. Исполльзование фольклора

2. Формы организации музыкальной деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика

3. Музыкальные занятия

4. Праздники и развлечения

5. Самостоятельная музыкальная деятельность

6. Музыка в повседневной жизни

7. Логоритмика как одна из методик для работы с детьми инофонами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное  воспитание детей инофонов.

 

Использование фольклора.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы используем:

  • народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;
  • хороводы, танцы;
  • народные игры;
  • мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;
  • народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора переоценить трудно. Оно состоит в следующем.

  • Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.
  • Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
  • Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
  • Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
  • Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат,   фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).
  • Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для разучивания, необходимо помнить об особенностях детей инофонов, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики. Можно выбрать вариант, более доступный для  детей инофонов.

Формы организации музыкальной

деятельности детей в дошкольном учреждении, их специфика.

В дошкольном учреждении используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Помимо них в нашем дошкольном учреждении, где находятся дети инофоны, могут быть использованы и такие формы, как

  • логоритмика;
  • психогимнастика;
  • игротерапия.

Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкальных инструментах, ритмическими движениями.

Музыкальные  занятия

При проведении музыкальных занятий в  группах, с детьми инофонами важно учитывать следующее.

  1. Возрастные, диагностические и индивидуальные особенности детей, состав группы. От этого будут зависеть и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые на занятиях.
  2. При планировании занятий важно также учитывать их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье, до прогулки проводится или после нее. От этого будет зависеть, с чего мы его начнем - с пения или слушания музыки, а может быть, с музыкально-ритмических движений.
  3. Неплохо иметь запасной сценарий занятия и творчески подходить как к его построению, так и проведению. Ведь иногда получается так, что занятие «не идет» по намеченному плану, особенно часто это происходит весной в группах детей с ЗПР, с заиканием.

Хорошо, если перед музыкальным занятием педагог настроит на него детей: организует двигательную или эмоциональную разрядку после предыдущего занятия, а потом подведет к музыкальному залу.

  1. На самом занятии музыкальному руководителю важно поймать момент, когда все дети смотрят на него, слушают и слышат. Важно «собрать» их внимание перед объяснением. Иногда воспитатель, тихо подойдя, например, к ребенку с плохо развитым произвольным вниманием, может погладить его и шепнуть на ушко: «Слушай внимательно».
  2. На каждом занятии важно воспитывать желание услышать, понять, сделать, используя разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические.
  3. Очень хорошо использовать разные виды занятий:  традиционное, доминантное, тематического, комплексноеКомплексные и тематические занятия весьма полезно проводить для закрепления лексических тем.

Праздники и развлечения

Нужны ли они в логопедическом детском саду? Безусловно, да!

Интересный праздник вызовет много положительных эмоций у детей, в том числе инофонов; закрепит и расширит их знания, умения и навыки в разных видах деятельности; поможет развить творческие способности и, возможно, повысит самооценку И, несомненно, праздники и развлечения помогут детям научиться адаптироваться в разных условиях.

Родителям праздники позволят лучше увидеть результаты работы с детьми, а педагогическому коллективу, кроме того, - подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени. Тематика праздников за последние годы изменилась. По-прежнему отмечаем Новый год, Восьмое марта, выпуск в школу. Появились новые праздники: День знаний, День города, Праздник правильной речи, Праздник весны, Праздник осени, Праздник игрушки и другие.

И хотя тематика праздников в специализированных дошкольных учреждениях может быть та же, что и в массовых детских садах, все же стоит обратить внимание на некоторые отличительные особенности их подготовки и проведения.

  1. Сценарии составляются с учетом не только тематики праздника, но и диагностических, возрастных особенностей детей, а также и времени года.
  2. Сценарии обсуждаются совместно музыкальным руководителем, воспитателями, логопедами тех групп, которые принимают участие в празднике. Желательно заранее определить роль и обязанности каждого из педагогов как во время подготовки, так и во время проведения праздника. От подготовленности взрослых, от их организованности и заинтересованности во многом зависят удачное проведение праздника и хорошее настроение детей.

   3. Очень важно найти такую форму проведения праздника, которая позволит заинтересовать детей и отразить тематику праздника, не перегружая детей подготовкой.

4.        Много радости детям могут принести выступления взрослых: сотрудников детского сада, родителей, бывших выпускников (танцы, песни, игра на музыкальных инструментах, чтение стихов, разыгрывание сценок, сюрпризные моменты).

Особенно важны такие праздники в начале учебного года, когда дети только поступили в детский сад, когда идет процесс адаптации и навыки по всем видам музыкальной деятельности еще не сформированы.

  1. Необходимо помнить о чувстве меры при составлении сценария: не перегружать его большим количеством песен, танцев или стихотворений; равномерно распределять материал между группами, принимающими участие в одном празднике.
  2. При проведении праздников в  группе, с детьми инофонами  важно продумать, как лучше объединять детей.
  3. Надо подумать и о разнообразном исполнении песен. На празднике могут прозвучать песни с инструментальным сопровождением в исполнении всей группы детей или небольшой подгруппы, песни с сольным исполнением детей или взрослых, песни без инструментального сопровождения (a capella), песни с инсценированием, песни с движением (хороводы, игры).
  4. Если на празднике предусмотрено использование атрибутов (шапочки, платочки, султанчики и т.п.), стоит показать и дать их детям заранее, иначе во время праздника дети все внимание переключают на эти атрибуты, а не на качество исполнения.

10.        Очень осторожно и вдумчиво надо относиться к подбору литературного материала. Без стихотворений, даже в начале учебного года, не обойтись, поэтому лучше использовать стихотворения небольшие по объему, доступные по содержанию, удобные для исполнения (желательно без трудных сочетаний звуков, сложных окончаний, сложных смысловых оборотов); целесообразно «дробление» стихотворения без искажения смысла, где одно четверостишье, иногда фразу, а иногда одно только слово говорит один ребенок, следующие - другой и т.д. - «перекличка». Например, стихотворение М. Чарной можно прочитать так.

Над разучиванием стихотворений, сценок, текстов песен мы работаем вместе с логопедами и воспитателями, обращая внимание на выразительное и четкое их исполнение. И если эта работа идет в сотрудничестве, то результат бывает положительный.

   11. До начала праздника полезно сделать небольшое сообщение для собравшихся в зале родителей, цель которого - настроить их на восприятие того, что они увидят. Можно рассказать о задачах, которые педагоги ставили перед собой, работая с детьми в течение определенного времени. Можно обратить внимание на конкретный материал, который родители увидят на празднике, и объяснить, почему его дали детям, какие цели при этом преследовали. Можно высказать свое пожелание о том, как надо вести себя на празднике: поддерживать детей улыбками, ласковыми взглядами, аплодисментами, но не отвлекать их своими репликами. Можно обратить внимание на успехи отдельных детей в каких-то видах музыкальной деятельности. Такое небольшое сообщение перед началом праздника поможет установить контакт между взрослыми и детьми, создаст предпосылки для успешной работы с родителями.

12. После праздника весьма полезно проанализировать его вместе с коллегами, чтобы выяснить, что дал он детям, какие задачи были успешно решены и на что следует обратить внимание в дальнейшем. В корректной, доброжелательной форме желательно высказать свои пожелания и предложения друг другу, отметить успехи, подумать, что можно сделать по-другому в дальнейшем. Необходимо поблагодарить друг друга за труд, за общее дело, которому каждый отдал частичку души.

После праздников можно провести концерты одной группы для другой, состоящие из музыкально-литературного материала, использованного на празднике. Это поможет закрепить знакомый материал в памяти детей, а некоторым детям -приобрести уверенность в своих силах.

Самостоятельная музыкальная деятельность

Хорошо, если она присутствует в логопедическом детском саду. Это свидетельствует об истинном интересе детей к музыке.

Самостоятельная музыкальная деятельность поможет ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии и вне детского сада, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение -доставит ему удовольствие.

Упражнения в пении, движении по инициативе детей становятся как бы продолжением музыкального занятия, которое помогает в работе над формированием певческих и двигательных навыков, в работе по развитию творческих способностей детей.

Что входит в самостоятельную музыкальную деятельность детей?

  • Упражнения в пении, танцах, хороводах (дети сами организуют их, поют, танцуют, учат друг друга, проводят соревнования).
  • Музыкально-дидактические игры (проводятся по инициативе детей).
  • Игра на детских музыкальных инструментах.
  • «Музыкальные занятия», организованные детьми (дома и в детском саду).
  • Игры с пением, игры-потешки, игры со словом, проводимые по инициативе детей на прогулке и в группе.

•        Концерты, организованные детьми.
Воспитателю и музыкальному руководителю важно заметить инициативу детей, поддержать ее, поощрить, нацелить и других детей на использование песен, танцев, игр 
в самостоятельной музыкальной деятельности. Для этого иногда бывает достаточно внести какие-то игрушки, пособия, атрибуты, а то и самому педагогу принять участие, например, в «музыкальном занятии», организованном детьми в группе, на равных вместе с ними.

Музыка в повседневной жизни

Интересная, разнообразная по характеру музыка, звучащая не только на музыкальном занятии, но и в другое время в разных уголках детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Подчас правильно подобранная музыка или песня дает хороший корригирующий эффект. Воспитателю, учителю-логопеду, воспитателю по физической культуре разумное использование музыки поможет сделать работу более интересной и эффективной.

Когда может быть использована музыка в повседневной жизни детей в логопедическом детском саду?

  1. На утренней гимнастике и физкультурных занятиях
  2. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и по математике. Она затронет чувства детей и поможет воспринять предлагаемый на занятии материал более полно. На занятиях по изобразительной

деятельности музыку можно использовать и как фон во время работы детей для создания благоприятной обстановки, атмосферы в группе, и как музыкальную иллюстрацию, например, при работе над пейзажем.

3.        На занятиях с логопедом, групповых и индивидуальных. В работе над дыханием целесообразно использовать игру на триоле или другом детском духовом инструменте; мелкую моторику хорошо развивать под игру на металлофоне, колокольчиках, палочках, погремушках, колотушках и т.д.

4.        Интересно может пройти прогулка, если воспитатель использует игру с пением, словом или хоровод наряду с подвижными играми или создаст условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности.

6.        Во второй половине дня по инициативе музыкального руководителя, воспитателя могут быть проведены музыкально-дидактические игры, игры с пением, словом, а также индивидуальная работа над развитием навыков по всем видам музыкальной деятельности.

Логоритмика как одна из методик для работы с детьми инофонами.

В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

Логоритмика ~ одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

«Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи»

«Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений»

Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей инофонов, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Мы уверены, что логоритмику можно назвать гимнастикой ума.

Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего - развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.

В занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попсвки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразователыюго), а также упражнения для развития меткой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Итак, хорошо подготовленный музыкальный руководитель, знакомый с основами логопедии и заинтересованный в работе именно с детьми, имеющими речевые нарушения, может оказать очень большую помощь в коррекционной работе каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективная программа "Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения"

     За последние 10 лет в странах СНГ сложилась новая языковая ситуация – изменился статус русского языка. С каждым годом в этих странах сокращается число лиц, владеющ...

Музыкальное воспитание детей инофонов

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РУССКО-ЯЗЫЧНОЙ ГРУППЕ

Толерантность – глобальная проблема и наиболее эффективным способом ее формирования является воспитание....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В РУССКО-ЯЗЫЧНОЙ ГРУППЕ

Толерантность – глобальная проблема и наиболее эффективным способом ее формирования является воспитание....

Статья на тему "Развитие речи детей-инофонов средствами изобразительного искусства"

МБДОУ ДС ОВ «Брусничка» г. Новый Уренгой обеспечивает воспитание и обучение детей, в семьях которых принято общаться на родном языке. Перед педагогами нашего коллектива ежедневно стоит проблема воспи...

Психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям

Целью программы  является создание  игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей  быстрому и естественному прис...