"Радуга"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Копылова Мария Анатольевна

конспект логоритмического занятия в подготовительной группе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

МБДОУ № 90 «Снежинка»

«Радуга» 

логоритмическое занятие в подготовительной группе

Выполнила: музыкальный руководитель

Копылова М.А.

г. Улан – Удэ

2012 г.

Цель занятия: познакомить детей с явлением природы – радуга.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

  • совершенствовать словарный запас;
  • совершенствовать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Образовательные:

  • развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, в исполнении музыкально-ритмических движений;
  • учить детей различать средства музыкальной выразительности, развивать умение высказывать свои музыкальные впечатления;
  • развивать навыки танцевальной импровизации;
  • закрепить умение рисовать разными материалами.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства красоты, гармонии, доброты, радости.

Материалы и оборудование:

Два мольберта, нотный стан, ребус со словом «радуга», нарисованная бесцветная радуга, ленточки по количеству детей (по две ленточки каждому ребёнку), мячи среднего размера по количеству детей, радужный ковёр, разноцветные платочки по количеству детей, картинки дождь и радуга, костюм художника, кисточки и краски.

Ход занятия:

Дети под музыку «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

Коммуникативная игра «Здравствуй говори» С. Коротаева.

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук: Дети, давайте с вами поразмышляем, что такое радость?

Ответы детей: когда всё хорошо, когда мама рядом, когда папа играет со мной, когда свети солнце и т.п.

 Муз. рук: В давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова «солнце» и «радость» похожи по своему значению. А какие вы можете назвать слова похожие на слово «радость»?

Ответы детей: смех, веселье, шутка, красота, добро и т.п.

Муз. рук: А сейчас я хочу загадать вам ребус. Вы знаете, что такое ребус?

Ответ детей: Ребус – это загадка, в которой слова даны в виде рисунков.

 Муз. рук: (показывает карточку со словом «Радуга»). Что здесь написано? («Ра») А что нарисовано? (дуга). Что получилось? (радуга).

А кто из вас видел настоящую радугу? Какие чувства вызвала у вас радуга?

Ответы детей: нам было весело, радостно, чувство удивления, восхищения.

Муз. рук: Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда капает мелкий, частый дождик. И в тоже время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и образуется радуга.

        Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке?

        А вы хотите увидеть радугу? А увидеть радугу нам поможет наш гость – Художник.

В зал входит художник.

Художник: Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. Вы знаете, друзья, я долго готовился к нашей встрече и заранее нарисовал радугу. Вот она.

Художник открывает картину, ахает – на картине бесцветная радуга.

        Кто же здесь нахулиганил?

Голос: Ха-ха-ха! Что думали полюбоваться радугой? Не получится! Ха-ха-ха!

Муз. рук: Что же теперь нам делать, художник?

Художник: Не расстраивайтесь, сейчас возьмём краски, кисти, и всё восстановим (открывает коробку с красками). А где же все краски?

Голос: Я – коварная и злая Дисгармония, я ненавижу краски, ненавижу красоту, ненавижу праздники, ненавижу добро, радость, друзей… Всё, разболталась я с вами, пока!

Художник: Подожди, подожди, Дисгармония! Где же ты? Ответь нам.

Прислушивается. Тишина.

Художник: Ну не знаю, что теперь делать. Без красок у нас действительно ничего не получится.

Муз. рук: Подождите опускать руки. Зло всегда слабее добра, тем более что у нас есть помощники – это добрые сердца и верная дружба, помощь друг другу. Раз Дисгармония ненавидит всё доброе и красивое, значит, мы можем победить её добром и красотой. А поможет нам музыка. Ведь у музыки есть свои краски – это семь нот.

        Музыкальный руководитель достает нотный стан с нотами.

Муз. рук: Мы будем открывать ноты и выполнять задания. Так мы соберём все краски. Вы готовы выполнять задания?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель по очереди открывает ноты.

1 нота красного цвета. Красный цвет даёт энергию. Этот цвет излучает тепло, улучшает настроение.

Упражнение 1. Ходьба и маршировка с ленточками в разных направлениях под песню «А в Радужной стране»

  1. Промчался летний дождь               - дети маршируют по кругу

И появилась вдруг

Цветная радуга –

Волшебный мост.

Мы по нему пойдём

И в сказку попадём

Где чудеса сбываются всерьёз.

Припев: А в Радужной стране                 - сужают круг

           Всё добром согрето                    - машут ленточками

           Там нет холодов                         - расширяют круг

           И всегда лишь лето                    - машут ленточками

          Можешь полетать                       - движения повторяются

            Свободно будто птица  

            В шоколадной роще

            С эльфами резвиться.

           В шоколадной роще                   - прыжки

            С эльфами резвиться.

  1. Откуда радуга                            - ходьба змейкой

Берётся в небесах?

Её рисует зайчик солнечный.

Под музыку ветров и птичьи голоса

Рисунок получился очень красочный.

Припев: повторить движения.

2 нота оранжевого цвета. Оранжевый цвет – цвет оптимизма, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверия.

Упражнение 2. Речевое упражнение «Шла лисица» сл. И. Мознина

(сб. Т. Тютюнниковой «Звёздная дорожка» с 10).

3 нота жёлтого цвета. Жёлтый цвет -  цвет радости, стимулирует интеллект и общительность.

3. Восприятие музыки. «Дождь и радуга» С. Прокофьев.

Муз. рук: У современного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева есть сборник фортепианных пьес «Детская музыка» есть пьеса «Дождь и радуга». Послушайте, как в ней изображаются дождь и радуга?

Дети: Дождь маленький, накрапывающий, а радуга красивая.

Муз. рук: В начале пьесы слышно, как погромыхивает гром, небо нахмурилось, музыка звучит тревожно, таинственно (1-4 т). Потом закапал маленький дождик, но совсем не на долго, небо светлеет: мы слышим то робкие, отрывистые звуки в среднем регистре, то светлые в высоком (4-8 т).

        И вот показалась красавица радуга. Она раскинулась огромной разноцветной дугой на небе. Мелодия распевная, широкая, привольная (9 - 16).

        Листья деревьев стряхивают с себя последние капельки дождя, а хмурые облака уплывают прочь (17 – 20 т).

        А вот и солнышко показалось, засияло и пригрело – музыка звучит высоко, лучисто, ласково (последние 2 такта).

        Давайте ещё раз послушаем пьесу, представим себе тёплый летний дождь, после которого появляется радуга. И попробуем движениями рук и выражением лица передать разный характер музыки.

Исполнение пьесы. Дети дирижируют. Поставленные кверху ладони, досада и обида на лице – будут изображать капающий сверху дождик, а нарисованные в воздухе полукруги, улыбка, радость, восторг – радугу.

4 нота зелёного цвета. Зелёный цвет – цвет самой природы. Помогает рассеивать отрицательные эмоции, цвет обновления.

Упражнение 4. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Муз. рук: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как нужно беречь голос. Что для этого нужно?

Ответы детей: не кричать, холодную воду не пить, не сосать сосульки.

Муз. рук: А чтоб красиво петь – нужно голос разогреть.

Дыхательная гимнастика

«Часы». Размахивая прямыми руками вперёд –назад, произнести тик-так (10 – 12 раз).

«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз).

Стихотворение «Рано утром на рассвете»

Распевание «Весна» С.Ю. Матвиенко

5 нота голубого цвета. Голубой цвет производит впечатление лёгкости, воздушности, чистоты, ассоциируется с небом, с прозрачностью воды, с миром.

Упражнение 5. Пение, сопровождаемое жестами.

Песня «Радуга» М.В. Сидоровой

6 нота синего цвета. Синий цвет предполагает мягкость и терпение, цвет творчества.

Упражнение 6. Пальчиковая гимнастика «Семейка огурцов» сл. А. Усачёва муз. Т.Э. Тютюнниковой (сб. Т. Тютюнниковой «Сундучок с бирюльками» с 65.)

7 нота фиолетового цвета. Фиолетовый цвет – цвет покоя и тишины.

Упражнение 7. Упражнение регулирующее мышечный тонус.

Дети сидят в кругу. У каждого в руках небольшой мяч. Держа мяч двумя руками поднимают его высоко над головой и опускают вниз. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую то впереди, то за спиной, обводя вокруг корпуса.

Художник: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданиями и собрали все цвета радуги. Всего их семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Вы запомнили последовательность цветов радуги? Нет? Тогда запомните сначала такую присказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Название цветов радуги начинаются с первой буквы каждого слова из этой присказки.

        А сейчас давайте нарисуем радугу.

Дети рисуют радугу. Рассматривают все рисунки, выбирают наиболее выразительные и самые аккуратные. Закрепление цветов радуги.

Художник: Молодцы, ребята. Мне пора уходить, до свидания.

Муз. рук: Ну что ж, ребята, пора и нам прощаться.

Голос: Как это прощаться! А я? А про меня вы забыли.

Муз. рук: Ребята, мы совсем забыли про злую и коварную Дисгармонию…

Голос: Я не хочу быть больше злой и коварной, не хочу всем мешать и всё портить. Мне очень понравились ваши песни, танцы, ваша дружба и добрые сердца. Простите меня, пожалуйста!

Муз. рук: Ну что. Простим Дисгармонию?

Дети: Простим!

Муз. рук: Ну раз Дисгармония исправилась, мы дадим её новое имя – Гармония. Это имя означает порядок, красота и согласие.

Голос: Вот спасибо! А у меня для вас тоже есть подарок – музыка!

Звучит весёлая, подвижная музыка.

Заключительная игра «Радуга»

Каждый ребёнок выбирает себе платочек любого цвета и кладёт его себе на голову. Когда звучит музыка, все начинают танцевать, следя за тем, чтобы платочки не упали. Платочки можно положить на плечи, на кисти рук и т.д.

Муз. рук: А в заключении нашего занятия я предлагаю вам отдохнуть на радужном ковре.

Дети ложатся на радужный ковёр.

Релаксация. «Радуга» текст С. Сергеевой

Звучит спокойная музыка.

Муз. рук: Представь себе, что ты находишься в очень красивом месте. Ты лежишь под чистым синим небом, светит солнце, тебе спокойно и тепло. Все вокруг очень тихо. Ты расслаблен, тебе хорошо. 

Ты смотришь в небо и видишь большую прекрасную радугу, она переливается яркими цветами. Смотри, там красный и оранжевый, жёлтый и зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, и она волшебная.

адуга светится необычным, тёплым, чудесным, светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя, наполняет энергией всего тебя с головы до ног. С этим светом ты чувствуешь себя сильным, счастливым, самым лучшим. Этот свет пробуждает в тебе силы и даёт уверенность и лёгкость. 

Ты подходишь поближе к радуге и разглядываешь её, прикасаешься к ней. Какая она, твоя радуга? Может, она гладкая, а может, пушистая, может, тёплая, а может, прохладная… У каждого она своя, особенная радуга. Может, твоя радуга пахнет цветами, а может карамелью… Познакомься с нею, улыбнись ей… 

Если хочешь, можешь забраться на неё, удивительно легко добраться до самого верха. А здесь можно увлечься или сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. Может, сверху видны леса и горы, а может, море, может, волшебная страна, известная только тебе (пауза). 

Когда захочешь, спускайся с радуги, попрощайся с ней и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть твоя радуга, наполненная чудесным светом.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия (какие задания, игры понравились больше всего, сколько цветов у радуги, какие) и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"

С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....

презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.

Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...

Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  №52 «Лукоморье»    Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...

ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»

В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...

Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)

АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...