Малыш и музыка.
консультация по музыке (младшая группа) по теме

Гагарина Мария Алексеевна

  Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие.

Известно, что дети откликаются на музыку в первые месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается. Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен.

А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.

Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы ("гроза грохочет", «солдаты идут»). Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом - это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно.

Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок. Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть.

Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно, в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: " Полет шмеля" Римского-Корсакова, "Детская полька " М.Глинки, "Болезнь куклы", «Новая кукла" П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.
В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая.

Новый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов".  Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».

Разумеется, рано ждать от малыша понимания сложной симфонической музыки, но важно слышит ли он ее, воспринимает ли сам характер мелодии, может ли различить: вот в музыке возникла танцевальная тема, вот звучит  марш, вот музыка радостная, а потом вдруг стала такой печальной…  Если малыш слышит, различает это, значит, Вы вместе с ним сделали большие успехи.

Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки.

Призовите на помощь игру. Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке. Вы поставили диск с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.

Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, - вот солирует скрипка, вот- труба, барабан...
Расскажите, что есть струнные инструменты: скрипка, виолончель, контрабас и духовые: флейта, кларнет и пр.

Следите за детскими музыкальными передачами по телевидению.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Малыши слушают музыку"

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье....

Мама,малыш и музыка

Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас о самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это происходит, никто определенно сказать не мо...

Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)

Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...

"Мелодии для самых маленьких". Как приучать малыша к музыке

"Мелодии для самых маленьких". Как приучать малыша к музыке...

Малыши слушают музыку

Для детей второго года жизни...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "МАЛЫШАМ НУЖНА МУЗЫКА!"

Предлагаю разместить данный материал в родительском уголке....

Сборник методических рекомендаций по ознакомлению малыша с музыкой «Слушаем музыку вместе с малышом» (для родителей детей от 0 до 3 лет)

Данный сборник рекомендован для родителей (законных представителей). В сборнике представлен материалы: с какого возраста знакомить малышей с музыкой, какой музыкой, какая музыка подходит лучше малышу....