Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx57.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 детский сад компенсирующего вида № 11

Танцевально- экспрессивное занятие

На тему: «Экология»

Выполнила:

Педагог-психолог

Бойцева Анжелика Андреевна

г. Новочеркасска

Содержание

  1. Обоснование занятия………………………………………………3
  2. Цели, задачи ………..………………………………………………6
  3. Предполагаемые результаты…………………………………….....7
  4. Методы диагностики результатов…………………………………8
  5. Программа тренинга……………………………………………….10

7. Комментарии к занятию…………………………………….……..17

8. Список литературы………………………………………………...18

1. Обоснование занятия.

 Все танцы зарождаются в повседневной жизни. Их происхождение связано с потребностью человека в самовыражении и наполнении существования смыслом. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова «dance» (танец), которое происходит от санскритского «танха», что значит «радость жизни».

Танец и движение свойственны человеку  и Вселенной. Грациозно извиваются растения. Они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.

Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, ощутить окружающее нас пространство, звуки, слиться с природой и интегрировать в себе энергии, присущие природным стихиям, животным и растениям. Движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования  и для жизни.

С помощью определенных движений в танце, характерных для каждого из нас, мы раскрываем свою индивидуальность, способность к импровизации, а следовательно и свои способности  к творчеству. Пробуждая низшие эмоции и силы, и высвобождая их через танец, мы с его помощью обретаем контроль над собой. Кроме того, танцуя, мы развиваем свое физическое тело, делаем его более гибким и пластичным, освобождаемся от мышечных зажимов, обретая чувство телесной свободы, а через нее и духовной.

 Танцы с их  ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.

В биологических теориях, танцы охотничьих племен разделялись на тотемические, охотничьи и военные. Они были связаны с повседневными занятиями - охотой, рыбной ловлей и войной. Тематика танцев определяла их пластику. Мужчина- охотник, уподобляясь в обрядовых плясках животному, копировал все его движения. Фактически тотемический танец представлял собой средство сохранения и передачи мифологических представлений племени об окружающем мире и своем месте в нем. К. Леви-Брюль так описывал тотемический танец: «Подражая тому, что делали в определенных обстоятельствах мифические предки, воспроизводя их жесты и действия, участники церемоний приобщаются к ним и реально со-причаствуют их сущности. Одновременно с этим новичков, то есть молодое поколение, которому предстоит включиться в поколение старших, вводят в тайны священных обрядов, от которых периодически зависят благосостояние и благополучие общественной группы. А заодно участникам церемонии удается вызвать умножение, усиленный и быстрый рост растений и животных, являющихся тотемами разных кланов племени» (4, с.15).

Рассматривая  танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен, немецкий ученый К. Бюхер на основании большого количества этнографических материалов доказывает, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический строй работы. Плеханов Г. В. также подчеркивает взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, соглашаясь, однако, с тем, что любовные пляски не могут быть объяснены с этой точки зрения и являются все же «выражением элементарной физиологической потребности и имеют немало общего с любовной мимикой больших человекоподобных обезьян». В противовес этим взглядам И. Хейзинг рассматривает танец как наиболее чистую и совершенную форму игры. С этим нельзя согласиться, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества. Как показывает исследование Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Кроме того, танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.(3,  с. 12)

С точки зрения психологического подхода танец - это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определяется ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу».

Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода» , выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, танец можно определить, как форму невербального катарсиса.

 В качестве  принципов проведения  танцевально-экспрессивного занятия  используются традиционные принципы социально-психологического тренинга:

1) принцип добровольности участия;

2) принцип постоянства состава;

3) принцип «здесь и теперь»;

 4) принцип конфиденциальности;

 5) принцип открытого выражения чувств;

 6) принцип ответственности;

7) принцип активности;

8) право говорить «нет».

Танцевально-экспрессивное занятие проводится в подготовительной группе с численностью от 8 до 18 человек. (5, с.34)

Занятие длится тридцать (30) минут. Программа рассчитана на пять упражнений (разминочное; три основных; одно заключительное). Кроме того, описание каждого упражнения содержит в себе следующие пункты: цели, время, материалы, музыкальное сопровождение, описание проведения, схемы обсуждения упражнения.

Вначале, ведущий знакомит участников с целями занятия. Также ведущий тренинга рассказывает стихотворение «Всех люблю на свете Я»:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья-

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -

Это все мое, родное!

Это родина моя!

Всех люблю на свете я!

Это необходимо для первичной «индоктринации» (термин М.М.

Огинской, М.В. Розина, 1991) участников, для создания общих для

всех участников  представлений о психологической пользе и

эффективности  разнообразных танцевально-экспрессивных  техник, для придания значимости последующим занятиям.

     Технико-методическое оснащение занятия:

     1. Сценарий занятия

     3. Диагностические процедуры для отслеживания результатов и эффективности занятия.

     4. Аудиоаппаратура.

     5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, воздушные шары, барабаны, дудки.

     6. Музыкальные записи различных стилей и направлений.

2. Цели, задачи занятия.

Цели занятия:

                 1. Формирование знаний об экологии (окружающей природе). 

2. Стимуляция творческих способностей.

2. Расширение сферы осознания.

3. Развитие детей как субъектов невербального общения.

4. Снятие нервно- психического напряжения.

5. Создание доброжелательной атмосферы.

6. Развитие рефлексии.

Задачи занятия:

1. Реализация поставленных целей в танцевально-экспрессивном тренинге.

2. Экспериментирование с разными движениями.

           3. Переработка участниками  негативных чувств и отношений.

4. Осознание детьми своего танцевально-экспрессивного

            репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений.

 5.Повышение спонтанности в выражении различных чувств и отношений.

6. Стимулирование активности и инициативы в установлении и поддержании отношений.

7. Возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы.

Дополнительными  целями  занятия являются:

1. Признание участниками за собой и другими права на непохожесть, уникальное существование.

2. Развитие чувствительности к разнообразным проявлениям

личности   другого   человека.  

 3.   Развитие способности  к  эмпатии   и  безоценочному принятию другого человека.

4. Актуализация и изменение отношений в группе, развитие членов группы как субъектов отношений, оптимизация социально-психологического климата.

4. Предполагаемые результаты занятия.

В результате будет расширена у детей область знания о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Благодаря танцевально- экспрессивному  занятию, тело обретает свободу (свобода тела позволяет освободиться душе от гнета стереотипов), человек становится более восприимчивым к происходящему в жизни (освобождается свободное внимание, так как происходит разрядка чувств и появляется способность здраво мыслить).

Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и получение эмоционального удовольствия от занятий. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения.

Танцевально-экспрессивное занятие направлено на осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу. У детей улучшится отношение к себе, что напрямую связано с позитивным восприятием своего будущего.

Все это будет способствовать гармонизации психических состояний.

5. Методы диагностики результатов.

Цель любой оценки занятия – проверить качество обучения и определить, насколько оно было эффективным. Чтобы оценить воздействие занятия во всей полноте, необходимо учитывать четыре категории:

1.Оценка реакции участников (обеспечивает анализ отношений участников занятия к пройденной ими программе).

2. Оценка обучения (позволяет удостовериться, что некоторые факты, навыки и принципы были усвоены участниками и что они выработали способность в какой-то степени пользоваться ими).

3. Оценка поведения (дает возможность удостовериться в том, что все выученное на занятии не только усвоено участниками, но и проявляется в изменении их поведения).

4. Оценка результатов.

Грамотно составленная схема опроса, проводимого после завершения занятия, может стать показателем следующих моментов:

достигнуты ли цели занятия;

а) каков практический эффект приобретенных навыков и знаний;

б) степень подкрепления и поддержки со стороны окружающих;

в) могут ли  не прошедшие обучение люди также получить какую-либо пользу от посещения занятия.

Качество опроса зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы.

После занятия дети отвечают на вопросы.

1. На занятии мне было:

- очень интересно

- интересно

- не интересно

- скучно

- трудно

- свой вариант ответа

2. Я чувствовал себя сегодня:

- свободно, раскованно

- слегка скованно

- неловко

- не знаю

- свой вариант ответа

3. Я почувствовал, как раскрываются мои творческие способности:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

-мало вероятно

- свой вариант ответа

4. Я научился чувствовать свое тело:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

-мало вероятно

- свой вариант ответа

5. Я могу выражать своим телом то, что я хочу сказать:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

-мало вероятно

- свой вариант ответа

6.  Я научился расслаблять мышцы:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

-мало вероятно

- свой вариант ответа

7. Я лучше научился понимать окружающих:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

- свой вариант ответа

8. Я стал лучше понимать окружающий меня мир:

-да

-нет

-не знаю

-может быть

- свой вариант ответа

   

6.Программа занятия.

Упражнение № 1.

1. Упражнение разминочное: «Дачные цветы».

2. Цель: 

А. Снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу.

Б. Экспериментирование участников с различными движениями.

В. Расширение знаний о цветковых растениях.

3. Время: 5 минут.

4. Материалы: воздушные шары с изображениями разных цветков.

5. Музыкальные записи: с элементами звуков природы - шум дождя, плеск воды и т. п. (например, «The Sounds of Nature» - «Mountain Paradise»).

6.Описание проведения:

В зал заходит преподаватель танцевально-экспрессивного занятия, здоровается и называет свое имя. Затем спрашивает, как зовут каждого участника группы и старается запомнить их имена. Для того чтобы в процессе занятия обращаться к человеку по имени. Это улучшает восприятие материала и эффективность работы. Ведущий знакомит участников с целями  и принципами работы группы. Рассказывает стихотворение «Всех люблю на свете Я»:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья-

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -

Это все мое, родное!

Это родина моя!

Всех люблю на свете я!

Люди выстраиваются в шахматном порядке. Делают глубокий вдох, руки при этом поднимаются через стороны наверх. Затем выдох, руки через стороны опускаются вниз. Ноги на ширине плеч, колени слега согнуты.  Руки сгибаются в локтях и локоть находится на уровне плеч, ладони смотрят вниз и при этом одна ладонь находится сверху другой. Дальше начинается движение головой из стороны в сторону.

Ведущий спрашивает у детей: «Какие Вы знаете цветковые растения? Где растут цветы? Какой они формы и цвета?»

После ответов детей ведущий рассказывает стихотворения о цветах и предлагает исполнить танцы цветов.

Царица сада – роза-госпожа,
Благоуханна, от росы свежа,
Потупив взор, приняв жеманный вид
Пунцовой щёчкой на ветру горит.

          ***
Скромная садовая ромашка
Так прекрасна – глаз не оторвать,
Шепчет мне на ушко (ах, милашка!)
- Не желаешь нынче погадать?

         ***
Василёк голубоглазый
Внешне прост, но видно сразу:
За себя он постоит –
Гибок, цепок, плодовит!

         ***
Мак – восточный господин,
Краснощёкий Насреддин
Загляделся на красавиц –
Веселящихся купальниц.

         ***
Барвинок готов стелиться
Сплошь ковром…да, жаль, землицы
Мал надел – не разгуляться,
- На дорожку, что ль забраться?

         ***
Бриллианты любит аспарагус, -
Вон, опять на солнышке горит!
 - Я богаче, ярче пёстрых радуг,
Ведь росой алмазною покрыт!

         ***
Анютины глазки – цветочки из сказки
О гномах, русалках речных,
Таращат на всех удивлённые глазки
В очках, непременно, цветных.

Описание проведения упражнения: Участники группы разбиваются на пары. Пары могут быть сформированы случайным образом либо целенаправленно. Задача одного из партнеров – двигаться

спонтанно и свободно изображая выбранный им цветок, задача другого – отражать его движения и после выполнения отгадать, какой цветок был загадан партнером по танцу. Через минуту партнеры меняются ролями. По окончании упражнения проводится обсуждение полученного опыта в парах.

Упражнение № 2.

1. Упражнение разминочное: «Явления природы».

2. Цель: 

А. стимулирование самоосознания, самопринятия;

Б. творческое самовыражение;

В. катарсическое высвобождение чувств;

Г. Расширение знаний о явлениях природы.

3. Время: 5 минут.

4. Материалы: барабаны, бубны, погремушки .

5. Музыкальные записи: музыкальная запись, в которой одновременно прослеживались бы и быстрый и медленный ритмы (напр., дуэт «Milli Vanilli», композиция «МА Baker»).

6.Описание проведения:

Ведущий рассказывает стихи о явлениях природы.


Приходи к нам в гости, солнце,
Загляни в мое оконце, 
Поскорее нарисуй
Мне веснушки на носу.

Е. Борисова

В 
море плавала волна,
И шумела: Я вольна!
И свободна, и бурлива!
Плюх, и сделалась приливом.

С. Цапаева

Дав работу парусам,
Гонит ветер по волнам
Корабли вдаль на просторе -
В голубом безбрежном 
море!

В. Мальчевский

Ветер наклонил берёзы,
Тучи проливают слёзы.
Словно белый виноград
По дорожке скачет 
град.

Г. Шмонов

Я недавно  видел чудо –
Прямо с моря –в небеса
Разбежалась и оттуда –
Светит 
радуга-краса!

Л. Луткова

Участники садятся в круг. Звучит музыка. Один из

дедй выходит в центр круга и начинает спонтанно танцевать,

изображая в индивидуальном танце на выбор (радугу, град, море, ветер, солнце). Он может использовать погремушки, бубны, барабаны и  вступать во взаимодействие с кем-либо из членов группы, если возникнет такое желание. Участники, наблюдающие за индивидуальным танцем члена группы, также могут присоединиться к нему. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый желающий не исполнит свой индивидуальный танец. В процессе выполнения упражнения дети отгадывают изображаемые явления природы.

Упражнение № 3.

1. Упражнение разминочное: «Домашние животные».

2. Цель: 

А. развитие способности «вчувствования» в другого человека;

Б. осознание существования определенных барьеров общения;

В. нахождение участниками «своего» ритма (экспрессивно-ритмического

        стиля движений);

Г. Расширение знаний о взаимоотношениях между живыми организмами.

3. Время: 5 минут.

4. Материалы: на выбор.

5. Музыкальные записи: музыкальная запись, в которой одновременно прослеживались бы и быстрый и медленный ритмы (напр., дуэт «Milli Vanilli», композиция «МА Baker»).

6.Описание проведения:

Ведущий рассказывает стихи о домашних животных и показывает картинки.

О. Димакова

Я на облако похож,
На лугу меня найдешь,
Мой кафтанчик из кудряшек,
А зовут меня барашек

Л. Шмидт

Позади остался двор,
Я несусь во весь опор!
Но не страшно мне на гладкой

На спине моей лошадки.

Шесть чумазых поросят
В луже рядышком лежат
И на солнце греют спинки,
С ними рядом мамы - свинки.

Шерсть свисает по бокам,
Скачет всё, то здесь, то там,
Ты гляди во все глаза,
В огород сбежит коза.

Участники становятся в несколько шеренг. Звучит

музыка. Один из членов группы становится напротив всей группы и танцует,

выражая в танце характерные движения, какого- либо из представленных животных. Остальные участники повторяют за ним и после завершения музыки отгадывают, кого изображал ребенок. Кто отгадывает, тот становится ведущим. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый желающий не исполнит свой индивидуальный танец.

Упражнение № 4.

1. Упражнение «Птицы ».

2. Цель:  

А. Творческое самовыражение;

Б. Катарсическое высвобождение чувств;

В.Формирование толерантного отношения к окружающему миру.

3. Время: 5минут.

4. Материалы: на выбор.

5. Музыкальные записи: Solace- The Medusa Crown.

6.Описание проведения:

Ведущий рассказывает стихотворение о птицах.

Хлеб и крошки,

На окошке-

Прилетайте, птички, к нам!

Клюйте, птички, понемножку,

И летите к облакам!

Участники прослушивают музыку, выделяя в ней медленный и

быстрый ритмы. Затем участники танцуют, двигаясь спонтанно, изображая птиц, но следуя лишь медленному  ритму.  Затем   под   ту   же   мелодию   участники   свободно самовыражаются, изображая птиц, следуя быстрому ритму, отмечая для себя, какой ритм для них естественнее, ближе.

       

Упражнение №5 .

1. Упражнение «Снежинки ».

2. Цель:  

А. Актуализация  архетипических переживаний  защищенности,

сопричастности (танец в кругу - древнейшая форма танца);

Б. повышение групповой сплоченности.

3. Время: 5минут.

4. Материалы: на выбор.

5. Музыкальные записи: детские песни о зиме.

6.Описание проведения:

Ведущий рассказывает стихотворение о снежинках.

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку-

Пушистую льдинку-

Поймал, наконец- то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка.

На теплой ладони,

Осталась слезинка.

Звучит музыка. Дети начинают танцевать, изображая снежинок. Затем участники начинают брать друг  друга за руки и становятся в  круг, превращаясь в снежный ком. Они  спонтанно двигаются,  следуя ритму

музыки и  своему  собственному ритму, привнося в общий танец свои

индивидуальные движения. 

После исполнения детьми всех пяти упражнений. Обсуждаем с детьми результаты занятия.

Схемы обсуждения:

- что понравилось на занятии?

- что не понравилось?

- что больше понравилось быть ведущим или ведомым?

- что нового узнали о окружающем мире (экологии)?

- что нового узнали друг о друге?

7.Комментарии к занятию

В  процессе танца у детей чувства выражались с помощью  движений. В силу тесной связи движения и эмоций, экспериментирование с

различными типами движений приводит к осознанию некоторых своих привычных, шаблонных эмоциональных состояний и отношений. Детям становятся  доступны не только собственные ограничения, но и перспективы развития. Мы можем тут же пробовать   необычные,  неиспользуемые   паттерны   движений, осознавая возникающие чувства и связывая их со своим опытом.

Танцевально- экспрессивное занятие научает детей быть более коммуникабельными, терпимыми и толерантными по отношению другу к другу и окружающей среде. В подтверждении этого можно ссылаться на работу  Кроника А., Кроник Е. (1985), в которой они выделяют несколько вариантов совместного решения задачи испытуемыми при наличии различных индивидуальных языков: переход на язык другого партнера; сохранение каждым участником эксперимента своего языка и при этом полное взаимопонимание и, как результат, успешное решение задачи; создание другого, нового языка.

8. Список литературы

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.

2. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998.

3. Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2003 – 192 с.

4.  Шкурко Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 - 478с.

   6. Стихотворения. Интернет источник. Сайт для мам и малышей. numama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) "Играем вместе"

Коммуникативные игры развивают у детей навыки общения, взаимопомощи, умение работать в паре, повышают самооценку....

Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в город Чистоты и Порядка".

С целью формирования у детей основ здорового образа жизни и привития основных гигиенических навыков для детей старшего дошкольного возраста был проведен тренинг "Путешествие в город Чистоты...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Страна понимания».

Тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей....

Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Это мое имя»

Конспект игрового тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Это мое имя»           Задачи:1. Идентификация ребенка со своим именем, ...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему "По следам Буратино" в рамках Клуба "Будущий Первоклассник"

Тренинг  на тему: «По следам Буратино» для детей и родителей направленный на развитие коммуникативных навыков, речи, мышления, внимания и мелкой моторики....

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Профилактика тревожных состояний»

Задачи:Созданиеположительного эмоционального настроя.Развитие коммуникативных навыков.Снятие телесных зажимов.Сближение участников группы.Формирование  положительного отношения к сверстнику....

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста "МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, МЫ ВСЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ".

Цель тренинга: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми....