Главные вкладки

    гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.
    статья по музыке (младшая группа) по теме

    В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon гражданское воспитание40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

    Гражданское воспитание это очень широкое понятие оно включает в себя следующее:  воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

     В современном обществе остро стоит проблема гражданского воспитания детей. Это связано с тем ребенок постоянно находится в среде чуждых ему традиций. Так же влияют на ребенка зарубежные мультфильмы, сказки. Благодаря этому ребенок впитывает в себя чужые для него традиции, идеалы, взгляды.

    Что же должен знать и усваивать ребенок в процессе гражданского воспитания?

    Во-первых, как представляется, ребенок должен быть окружен с самого раннего возраста  потешками, прибаутками русского народа. Ведь они помогают ребенку полюбить себя, учат правилам самообслуживания. Знакомят с природой края, где он живет, с его птицами и животными. Самым доступным видом деятельности для ребенка является пение. Даже когда еще ребенок не может говорить, он слушает, как мама поет ему колыбельные. При исполнении потешек, пестушек взрослым в памяти ребенка откладываются интонации, и в последующем он сам начинает петь. Он учится любить животным, птиц, маму, папу. Понимает что о нем заботятся и что он тоже может также заботится о других. В более старшем возрасте можно не только петь, но и слушать народные музыкальные произведения. Они ненавязчиво и очень часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Всегда народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Наиболее яркие образцы мы выбираем из богатого и разнообразного фольклора. Все народные песни, а также народные мелодии, которые мы используем в слушании для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Постоянно присутствующие в жизни детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

    Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.

    Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

    Далее второе, связанное с практической работой по гражданскому воспитанию дошкольников средствами музыки. Музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной культуры в учебно-образовательном процессе, включаеть несколько направлений.

     1)Создание перспективный план работа,  включение словесного, музыкального и хореографического видов народного творчества. Эти виды входят во все формы организации музыкального воспитания.

    2)Проведение с детьми бесед о народном творчестве, праздниках и обрядах. Помимо занятий в свободное время. Воспитатель проводит чтение детям рассказы русских писателей, где говорится о народной музыке, использование в беседах иллюстрации художников к русским народным сказкам, творения народных мастеров, знакомит детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения.

    В процессе музыкальных занятий ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность. Это приводит к  повышению уровня  знаний детей, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым для педагога является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире в основном складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, ставит в противовес ему примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

    3) Включение фольклора в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

     Все разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся понятными и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

    Организации и проведению годовых праздников в дошкольных учреждениях следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом направлен на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, ему необходимо дать возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осенне-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.

    Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Для весеннего праздника закликания весны они вместе с детьми делают маленьких жаворонков, куликов, грачиков. Таким образом решается задача и нравственного воспитания, так как в этой деятельности находит воплощение чувство любви каждого ребенка к природе, собственное представление о красоте, с ней будет связано и духовное возвышение личности будущего гражданина.

    На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе гражданского воспитания дошкольников огромную роль играет музыкальное воспитание с помощью народных песен, игр, традиций, фольклора. Данная форма доступна и понятна детям. Следовательно, музыкальное воспитание является неотъемлемой частью гражданского воспитания. Оно помогает решить следующие задачи:

    • Начинает закладывать в ребенке нравственные идеалы общества,
    •  Учит любить свою Родину
    • Учит сопереживать
    • Прививает чувство коллектива, дружбы
    • Знакомит с трудовой жизнью человека

    Гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры является частью развития всей духовной культуры ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

    В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

    Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

    В процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпени...

    Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

    Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

    Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

    Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова

    В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...