Из опыта работы. О песенной импровизации дошкольников.
статья по музыке по теме

Новикова Екатерина Дмитриевна

    Песенное творчество детей дошкольного возраста помогает осуществить  задачи музыкального воспитания, способствует развитию звуковысотного, ритмического, ладового восприятия, повышенной активности, инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_muzyka.docx14.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

О песенной импровизации дошкольников.

ЖИРЯКОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 14»

город Муром, Владимирской области. 

    Песенное творчество детей дошкольного возраста помогает осуществить  задачи музыкального воспитания, способствует развитию звуковысотного, ритмического, ладового восприятия, повышенной активности, инициативы.

    Я заметила, что дети успешно импровизируют, если они достаточно развиты музыкально, чисто и выразительно поют, умеют петь без музыкального сопровождения. Поэтому я с младшей группы начинаю формировать песенное творчество. Сначала это обучение звукоподражанию. Я  спрашиваю: «Как звучит труба?» Показываю яркую дудочку. Ребенок отвечает: «Ту-ру-ру» (на  одном звуке ми или фа первой октавы).

«А как можно иначе сыграть на трубе?» Иногда в ответах детей отмечается  движение мелодии вверх или вниз.

    Часто предлагают поиграть на воображаемом барабане, имитируя удары палочками, и напевать: трам-та-та-там. Подбадривают, хвалю  детей.

   Девочкам, играющим в игровом уголке, предлагаю покачать куклу и спеть ей колыбельную песню. Напоминаю, что петь надо ласково, нежно, протяжно, иначе кукла не уснет. Начинаю петь сама на слоге «ля», потом слушаю девочек.

    В средней группе на вопрос как зовут куклу, предлагаю  пропеть имена. Например, Ка-тю-ша, Ма-ри-на, Ок-са-на. Слежу за тем, чтобы мелодическая интонация в их ответах не повторялась.

    В конце средней группы предлагаю песенки, в которых звучит вопрос. На него надо ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Например, «Зайчик, зайчик, где ты бывал?», «Что ты хочешь кошечка?»

   В старшей группе я работаю над развитием ладового восприятия. Обучая детей заканчивать мелодию на устойчивом звуке, использую маленькие песенки из сборника Т. Бырченко «С песенкой по лесенке». Использую дидактические игры на определение минорного и мажорного лада.

   Для большей активности детей использую прием «пение по цепочке», то есть первую фразу пою сама, а затем дети пели по одному, каждый свой вариант.

    Детям подготовительной группы даю более сложное задание. Начинаю петь знакомую детям песню и предлагаю закончить ее  в той же тональности, что начали. Иногда предлагаю это же задание в форме музыкальной загадки. Один ребенок начинает петь знакомую песню, а я сама заканчиваю ее в той же или другой тональности. Спрашиваю детей, верно ли я спела. Этот прием развивает у детей музыкальный слух.

   Интересно проходила работа по импровизации в определенном жанре (вальс, полька, марш). Рассказывала детям о музыке характерной для этих жанров: вальс – плавный  танец, под него хорошо кружиться; полька – веселый, задорный танец, под него хорошо двигаться подскоками; марш – бодрая музыка, под него хорошо маршировать.

    Предлагала ребятам сочинить свою мелодию для вальса, марша, польки на слог «ля». Не сразу и не у всех это получилось. Некоторые дети хорошо передавали ритм, но мелодия была бедна и однообразна. Другие  - увлекались развитием мелодии и теряли ритм. Систематическая работа дала свои результаты. Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что мальчики с большим удовольствием сочиняли марши и польки. Их увлекал четкий ритм, быстрый темп. Девочкам же нравилось сочинять спокойные, плавные вальсы.

   Индивидуальная работа с детьми на музыкальных занятиях по развитию песенного творчества, слушание музыки, привели к тому, что к концу года детские импровизации стали совершеннее и интереснее, вызывали радость у детей.

   Творческие задания являются предпосылками для успешного обучения в школе, так как требуют  от детей умственных усилий, внимания, активности, развивают  память, речь, интеллект, способствуют обогащению музыкальными впечатлениями, учат быстро находить правильные решения, побуждают к творческой созидательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников

Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Из опыта работы по обучению двуязычных дошкольников 5-6 лет восприятию художественной литературы

Представлено занятие из  опыта работы по обучению  двуязычных дошкольников восприятию художественной литературы. Для занятий этого цикла подбираются сюжетные произведения, с хорошо выраженно...

Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"

Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

"Умение работать в команде - залог успеха" из опыта работы по подготовке старших дошкольников к интеллектуальным конкурсам

Основная идея нашего опыта при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам заключается в комплексном подходе. Главная цель в работе с детьми - формирование умений совместной деятельности при решении...