"Умение работать в команде - залог успеха" из опыта работы по подготовке старших дошкольников к интеллектуальным конкурсам
методическая разработка по психологии

Основная идея нашего опыта при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам заключается в комплексном подходе. Главная цель в работе с детьми - формирование умений совместной деятельности при решении интеллектуальных задач, способности к творческому мышлению и воображению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Умение работать в команде – залог успеха»

из опыта работы по подготовке старших дошкольников

к интеллектуальным конкурсам

Афанасьева Наталья Михайловна,

 педагог – психолог

                                                                      МБДОУ «ДС № 394 г. Челябинска»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

 Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной и одной из многочисленных профессиональных задач педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Важно не только выявить детей, умеющих неординарно и творчески мыслить,  но и поддержать, сопроводить, а так же создать условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Основная идея нашего опыта при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам заключается в комплексном подходе. Главная цель в работе со способными детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к интеллектуальным конкурсам – формирование умений совместной деятельности при решении интеллектуальных задач, способности к творческому мышлению и воображению.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
- выявить среди старших дошкольников детей с высоким уровнем интеллектуального развития, способных принять участие в конкурсе;
- повысить способности творческого мышления и воображения детей с использованием развивающих технологий, направленных на развитие интеллекта;
- сформировать навыки и умения совместной творческой и интеллектуальной деятельности.  

Для выявления детей с высоким уровнем интеллекта, используются стандартизированные методики диагностики интеллектуальных способностей детей.

Для развития творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков совместной деятельности наиболее эффективными стали следующие развивающие технологии:
- ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер): метод моделирования «Круги Эйлера»; ТРИЗ – РТВ;
- технология проектирования в ДОУ(Е. С. Евдокимова);
- технология экспериментирования (Н. М. Зубкова);
- игровые технологии развития воображения (Е.Е. Сапогова, О.М. Дьяченко и др.);
- игровые методики совместной деятельности (К. Фоппель, Е.О. Смирнова);
- развивающие компьютерные игры.

        Для развития интеллектуального потенциала в работе психолога стали важны разнообразные игровые задания и занимательный материал: головоломки, ребусы, игры-лабиринты, логические задачки и игры на воссоздание фигур, группа игр на моделирование плоскостных или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

        Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов: им интересна конечная цель, которая увлекает, они настойчиво ищут ход решения, ведущий к результату.

        Задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек.  В данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих.

                Наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Дети учатся рассуждать, анализировать, логически и абстрактно мыслить, применять ассоциативную фантазию, что в свою очередь поможет им решать многие жизненные ситуации.

        Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).  Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у детей развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности, формируются математические представления) и дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.

Совместная деятельность с дошкольниками организовывалась нами в три этапа:

1. Понять и выбрать вид и форму совместной деятельности детей и взрослого для выполнения несложных заданий, которые объединяют результатом деятельности всех детей, создавая ситуацию успеха. Затем усложнять задания и переводить совместную деятельность детей в самостоятельную групповую работу.
2. Обсудить с детьми конечную цель деятельности и согласовать способы  совместных действий: детям даётся образец,  как можно договариваться между собой, распределяя задания. Это важно для формирования у детей начальных навыков взаимодействия.

3. Разделить большие детские группы на малые так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них определенные представления об особенностях работы в коллективе и способы сотрудничества.

Педагогами у детей формировались навыки сотрудничества в разных видах совместной деятельности. Ежедневно с приходом в детской сад ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день. Тем самым ребёнок проявляет  эмпатию, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях.

С детьми проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению, на сплочение: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов», «Рисунок на спине», «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых. На умение работать в команде имеют огромное значение настольные игры (от 2 до 5 игроков). Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться игровым правилам.
        Важной составляющей каждой игры является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. Особенности проведения рефлексии: вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;
вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

В своей работе мы использовали игры, беседы, художественное слово, совместную деятельность, которые способствовали развитию: «эмоционального интеллекта»; созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности и внимания друг к другу; дружеской атмосферы взаимопомощи и открытого общения детей друг с другом и педагогом. Обучали детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций.

В процессе подготовки эффективными оказались такие методические приемы обучения сотрудничеству, как: демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение; переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника; создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера; выработка правил взаимодействия друг с другом.

        Секрет успеха подготовки детей к интеллектуальным конкурсам дошкольников заключается не только в грамотно подобранных игровых заданиях и  упражнениях, но и в слаженной, систематической работе над умением работать в команде. Для положительного результата в развитии интеллектуальных способностей детей, необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей и воспитателей дошкольного учреждения.

        Примерный перечень игр-заданий для интеллектуального блока.

Цель: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация) и форм мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Задание «Что лишнее»

Цель: развивать умение выделять в предложенных объектах признак, исключающий его от  остальных.

Пример задания: кабачок, морковь, яблоко, перец

Варианты ответов:

- Лишний маленький перец, т.к. остальные плоды большие.

- Лишнее яблоко, т.к. яблоко-фрукт, а остальные плоды – овощи.

- Лишний кабачок, т.к. он зеленый, а остальные плоды красные.

- Лишняя морковка, т.к. она растет в земле, а все остальные плоды - снаружи

Примечание: приветствуется вариативность ответов.

Задание «Найди общее»

Цель: развивать умение обобщать признаки и действия объектов.

Инструкция: найдите и подробно опишите сходные черты двух различных предметов (объектов)

Пример задания: половник и отвертка – металлические предметы. С помощью и половника,  и отвертки мы достаем что-то (жидкость из кастрюли, шуруп из стены). У половника и отвертки есть ручка.

Варианты заданий: шкаф и холодильник, мука и песок, грабли и расческа и т.д.

Задание «Круги Эйлера» (с объектами)

Цель: развивать представление о множестве, операциях со множествами (сравнение, классификация); формировать способность анализировать, сопоставлять, обобщать и группировать свои знания для более широкого применения.

Оборудование: 2 кольца (круга) разной величины. Наборы карточек: Кукла, мячик, корабль, машина и самолет. Примечание: кукла, мячик и машина голубого цвета.

Инструкция: в один круг положите карточки с игрушками, а в другой – карточки, на которых изображен транспорт. Теперь попробуйте разложить карточки так, чтобы в одном круге был транспорт, а в другом – все голубые предметы. Как вы думаете, как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?

Решение: в одном из кругов находятся карточки с голубыми предметами, в другом – карточки с транспортом. В пересечении лежит голубая машина.

круги эйлера 1

Задание «Круги Эйлера (с геометрическими фигурами)

Цель: развивать умение классифицировать фигуры по общему признаку; находить фигуры по объединенным признакам.

Оборудование: блоки Дьенеша (большой желтый квадрат, большой желтый треугольник, маленький желтый круг, большой красный круг, маленький синий круг)

Инструкция: разложи эти фигуры в 2 круга (все желтое, все круглое). Куда поместим желтый круг?

Решение: в одном из кругов находятся большой желтый квадрат и большой желтый треугольник, в другом - большой красный круг и маленький синий круг. В пересечении лежит маленький желтый круг.

http://shkola7gnomov.ru/upload/image/22.jpg

Задание «Измени фигуру»

Цель: развивать умение выделять признаки геометрических фигур (размер, цвет, форма), различать фигуры по признакам, развивать мыслительные операции анализ, сравнение.

Пример задания: посмотри на фигуру…нарисуй такую же…измени размер и форму (цвет, размер, форму). Нарисуй фигуры изменяя два признака» и т.д.

Примерный перечень игр-заданий для творческого блока

Цель: развитие творческого мышления (вариативности), воображения (оригинальность, гибкость), речи (умение придумывать сравнения, загадки, истории)

Задание «Изобретатели»

Цель: развивать умение пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных.

Оборудование: 10 предметных картинок.

Инструкция: давайте поиграем в изобретателей, будем изобретать новые предметы. Возьмем два предмета: машина и измерительная рулетка.

Объяснения:

- Какими свойствами обладает рулетка? (выдвигается на нужную длину и может измерить длину любых предметов; у неё есть корпус, в который она может свернуться; она может гнуться)

- Пусть рулетка подарит свои признаки машине, и мы сможем использовать их для изобретения новой необычной машины. Что может получиться?

- Машина, которая может выдвигаться на нужную длину в зависимости от количества пассажиров.

- Машина сможет свернуться и будет занимать мало места и ей не понадобиться гараж.

- Машина сможет сама будет отмерять нужное количество километров и делать остановку

- Машина может изгибаться на узких поворотах

- А может и машина подарить свои признаки рулетке. Представляете, что же тогда получиться?

Варианты заданий: шкаф и принтер, чемодан и воздушный шарик, кресло и книга и т.д.

C:\Users\Психолог\Desktop\почемучки ГОРОД\игра2.jpgC:\Users\Психолог\Desktop\почемучки ГОРОД\игра.jpg 

Задание «Невероятные фантазии»

Цель: развивать творческое воображение и фантазию.

Пример задания: детям предлагается пофантазировать на следующие темы:

- Что произойдет, если зима будет круглый год?

- Что произойдет, если рыбы станут летать?

- Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

- Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Задание «Почему так произошло»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями; развивать фантазию и воображение.

Пример задания: педагог называет два события, на первый взгляд, не связанных между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Например: 1. Белка сидела на дереве и упустила шишку

                  2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Вариант ответа: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению.

Варианты заданий:

  1. Собака погналась за курицей.
  2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.

3. Папа раскрыл книгу.

4. Комната наполнилась дымом.

5. Дворник взял метлу.

6. Мама вдела нитку в иголку.

Задание «Метафора»

Цель: Выявить умение переносить свойства одного предмета или действия на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Алгоритм составления метафор:

C:\Users\Психолог\Desktop\почемучки 2021\почемучки 2022\творческий блок\ПОЧЕМУЧКИ 2 ЭТАП МЕТАФОРЫ.jpg

Попробуем вместе составить метафору:

- что вы видите на картинке? (сосульки)

- какие они? (ледяные, прозрачные, холодные. треугольные)

- что они делают? (капают, растут)

- что так же делает? Что такое же? (морковка, капель, дождик)

- где сосульки находятся, когда? (под крышей, весной).

Какая загадочная фраза у нас получилась? «ледяные капающие  морковки под крышей весной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Сообщение из опыта работы. Презентация на тему: "Использование макетов в развитии речи старших дошкольников"

В ФГОС ДОО выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно...

Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...