Цикл занятий "Осень"
план-конспект занятия по музыке по теме

Цикл занятий "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_osen.docx51.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл  занятий  ( 4 занятия)

Тема: «Осень»

Занятие № 1 «Осень в гости к  нам пришла»

Занятие № 2 «Погуляем  в  осеннем  парке»

Занятие № 3 «Осень  урожайная»

Занятие № 4 «Поздняя осень»

Программное  содержание:

Воспитательная  задача: Воспитывать  в  детях  коммуникативные  

качества общения, учить  вниманию,  выдержке,  чувству  коллективизма.

Уметь  определять  правильное  и  неправильное  исполнение свое и товарища.

Учебные и коррекционные  задачи:

Восприятие музыки:

  • Умение  воспринимать  музыку и высказываться о музыке разного  характера, объединенного  одним  названием (светлая, спокойная, нежная  грустная,  тревожная)
  • Умение  соотносить содержание  музыки с эмоционально – образным содержанием  картины,  стихотворения.
  • Учить  слышать трехчастную форму, выделять  музыкальные  фразы,  вступления.

Пение:

  • Закреплять  навыки пения без напряжения;
  • Учить  детей чистому  интонированию.
  • Начинать  пение  после  вступления, попадая  точно  на  1-й звук
  • Работать  над  артикуляцией согласных  звуков и пропеванием гласных;
  • Учить  петь, передавая настроение  песни, используя  средства  муз.выразительности (весело, грустно, ласково,  нежно)

Движение:

Учить  детей:

  • точно  начинать и заканчивать  движение вместе с  музыкой;
  • менять  движения со  сменой  частей в музыке  в соответствии  с  ее характером;
  • передавать в движении  простой ритмический  рисунок;
  • плавному  шагу в хороводе;
  • ориентировке  в пространстве (построение ведение хоровода).

Элементарное  музицирование (детские муз.инструменты):

  • Познакомить  детей с русскими народными инструментами (колотушка, рубель, трещотка, со способами их звукоизвлечения.
  • Закреплять  навык  игры  на металлофоне, ксилофоне по  одному и  в ансамбле.
  • Учить  передавать ритмическую  пульсацию и простой  ритмический рисунок.

Детское музыкальное творчество:

  • Песенное – предложить  сочинять  песенку  на  заданный текст
  • Танцевальное  - создать  условия для танцевального творчества  ( танец с листьями) на  основе  приобретенных  навыков  танцевальных движений  и в соответствии с характером музыки
  • Игровое - создать  условия для творческого  проявления в передаче  игрового образа. Учить  самостоятельно выбирать способы действия: походка, жесты, мимика, движения. Учить выдержке и вниманию.
  • Импровизационное  музицирование -  дать  возможность самостоятельно  выбирать инструмент в соответствии с музыкальным  образом.

Репертуар:

  • П.И. Чайковский «Октябрь» («Времена года»)
  • А.Вивальди «Осень» («Времена года»)
  • Г.Вихарева «В золоте березонька»
  • А.Филиппенко «Урожай собирай»
  • И.Смирнова «Улетает скворушка»
  • Г.Вихарева «Золотая  песенка»
  • М.Красев «Падают, падают листья»
  • «Сударушка» - р.н.мел. в обр.Ю.Слонова
  • «Марш» Робера
  • «Дождик» потешка
  • «Мы – листочки»
  • тексты для творчества:                                «Дождик, лей  на  крылечко,

 «Улетают птицы вдаль,                                    Дадим  огуречка,                                                                                                          

Расставаться с ними жаль.»                              Дождик, лей  пуще,

                                                                                    Дадим  щей  гуще.»

  • инсценировка песни «Веселый  огород»
  • стихи об осени А.С. Пушкина, А.Жемчужникова, А.Толстого

Атрибутика: листья из флизелина  на  тыльную  сторону  кисти  руки ( для танца), картины «Ранняя осень» «Поздняя осень» , детские музыкальные  инструменты, шапочки овощей.

Занятие № 1

Тема: «Осень золотая в гости к нам  пришла»

Занятие  начинается приветственной песенкой «Что такое «здравствуй»?»

Ход  занятия: 

Ребята, когда вы  были на прогулке,  вы  все, наверное, заметили, как преобразились деревья. Они  поменяли свой  наряд. А все потому, что  пришла  к  нам  осень  - красавица. Раскрасила  разными  красками  листья  на  деревьях  и кустах, умыла дождями землю. Красиво  стало  кругом!  

Поэт А.С. Пушкин  очень  любил  время  года – осень. Послушайте,  какие  дивные  стихи  написал  он  об  осени.

 Унылая  пора, очей очарованье,

Приятна  мне  твоя  прощальная  краса.

Люблю  я  пышное  природы  увяданье,

В багрец  и  в золото одетые  леса…

Как вы  понимаете слова «…в багрец и в золото одетые  леса..»? ( ответы  детей) Верно, это  основные  краски  осени – красный, желтый, оранжевый и т.д.

А  посмотрите  на  картину  художника И.Левитана «Золотая  осень». Стоит  лес,  не  шелохнувшись,  как   будто  боится  уронить свой  красивый    наряд.

Не  только  поэты  и  художники  воспевали  красоту  природы. Композиторы создавали  и  создают изумительно красивую  музыку осеннего  пейзажа.

 А  сейчас  послушайте  песню «Падают  листья» композитора М.Красева (исполнение) Какая  она? ( ласковая, грустная) Правильно, музыка спокойная, немного грустная, мягкая, нежная, задумчивая.  

И  слова  очень  красивые:

Падают,  падают  листья -  в нашем  саду  листопад.

Желтые, красные  листья по  ветру вьются,  летят.

Мы с  вами  будем  сегодня  разучивать  танец  с  листьями. Послушайте,  какая  красивая  музыка  танца.  Это  вальс ( рабочий  момент  разучивания  танца под муз. Вальса Делиба). Молодцы,  я  думаю, что  у  нас  получится  очень  красивый  танец.

Сегодня я  познакомлю   вас с  песней, она    называется «Золотая песенка»

( исполнение муз.рук.)

-Понравилась вам песня? А как  вы  думаете, отчего  так  песня  называется  (ответы детей). Я сейчас  вам  еще раз  ее исполню, а вы обратите внимание на  то, как  различны  по  характеру и темпу куплет и припев.(если дети не смогли ответить) Куплет  звучит плавно,  напевно, немного грустно, скорее нежно. А в припеве  весело  поется, что песенка  наша не простая, а золотая.  Сейчас  я  буду  петь  вам  куплет  песни, вы послушайте еще раз, а припев  мы  будем  петь все  вместе  весело и радостно.(исполнение. - дети  подпевают.)

- Молодцы! Я  сейчас  назову  слова  шуточной песенки

    Дождик, лей на крылечко,

      Дадим огуречка.

      Дождик, лей пуще,

      Дадим щей гуще!

А  вы подумайте и самостоятельно решите,  на  каком  музыкальном  инструменте  будем  сочинять    песенку  дождика (ответы детей- при неправильном  ответе, сравнить звучание деревяннозвучных и металлозвучных инструментов, подвести  ребенка к правильному  выбору. Бубны, маракасы, барабаны в данном случае  не давать для выбора). Дети  сочиняют песенку дождика – ритмический  рисунок на треугольниках, металлофонах, колокольчиках   палочкой.( работа над выполнением  приемов игры на ДМИ).

Молодцы! Очень  хорошие песенки  у  вас  получились!

Мы  сегодня слушали отрывок из  стихотворения А.С. Пушкина об осени,   рассмотрели  картину И.Левитана, познакомились с «Золотой песенкой»  и танцевали  последний  танец    опавших  с  деревьев листьев. Танец  получился, я вам скажу,  очень  красивый. И песенки дождика сочиняли вы  здорово.

Домашнее  задание: 

  • Во время  прогулки  набрать   осенних  листьев.
  • Нарисовать  разноцветные  осенние  листья.

Занятие № 2

Тема: «Погуляем  в  осеннем  лесу»

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю  вас  сегодня  прогуляться  в  осеннем  лесу. Но  перед  тем, как  отправиться в путь,  мы поприветствуем  друг  друга, называя свои  имена. Проводится ритмическое упражнение со «звучащими жестами» (хлопки, шлепки, топотушки) – ребенок выполняет ритмический рисунок при помощи «звучащих жестов», называя  своё  имя.

( «Здравствуйте, ребята! Как  вас  всех  зовут? - Саша – Сашенька и т.д.)

- Молодцы! А теперь отправляемся в путь, настроение у нас  бодрое и под  музыку  мы  пойдем  тоже  бодрого характера. (звучит «Марш» Е.Тиличеевой) Кто  из  вас  узнал эту  музыку? (ответы) Конечно  же  это  марш. Вот под  музыку марша  мы  и пойдем  с  вами  в  осенний  лес. (добиваться ритмичной ходьбы, заканчивая движение точно под музыку)

Вот  и  пришли  мы  в лес. (звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня») 

А как вы  думаете,  что  помогает нам представить красоту осеннего  леса? (ответы) Вы  правы, именно, музыка. Мы  сейчас  слушали  музыку П.И. Чайковского «Осень».  Композитор написал  музыку  на  все  времена  года – и весну, и лето, и зиму, а эта произведение называется  «Осенняя  песня» -  музыка передает грустное  настроение осени. На прошлом занятии мы  познакомились с песней «Падают листья». Я вам  напомню о ней. (исполнение) Как вы  думаете, похожа ли по настроению музыка П.И. Чайковского с музыкой песни «Падают листья» М.Красева?  (предполагаемые  ответы -   музыка Чайковского  более грустная, даже печальная, тоскливая.  Наступает поздняя  осень. )

- А вот  как об  этом прекрасном  времени  года  говорит поэт А. Толстой, послушайте :

Осень. Обсыпается весь наш  бедный  сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Как и  музыка П.И. Чайковского, стихотворение  грустное.

Вы мне сегодня  принесли  засушенные листья,  собранные  во  время  прогулки. Молодцы!  Вспомним  танец, который мы разучивали  на прошлом  занятии. ( Танец с листьями)

Да, действительно, лес стоит безмолвный,  с  деревьев  облетают  листья, только  рябины  красуются гроздями ягод да  дубы еще сохраняют свой наряд, они  позже  всех теряют  свои  листья.

Давайте  поиграем  в  лесу  с  эхо. Я буду петь песню, а вы  мне отвечать «Ау!» вначале громко, затем тихо. (Проводится распевка «Эхо» Е.Тиличеевой.)

-Эй вы, дубы!  Ау!  Ау!

А  где  грибы?  Ау! Ау!

А  лес  в  ответ. Ау!  Ау!

Грибов  тут  нет! Ау!  Ау!

А  теперь  мы  поменяемся  ролями:  вы  будете  спрашивать, а я буду  вам  отвечать. Ну что ж, получилось совсем  неплохо.

Скажите  мне, все ли  мы назвали  приметы  осени? Очень  верно  вы  подметили -  птицы  на  юг  улетают. Вы  помните в песне «падают листья слова 2-го куплета ( ответы)

Птицы  на  юг улетают,

Гуси, грачи,  журавли…

Вот  уж  последняя стая

Крыльями машет вдали.

А  послушайте  песню о том, как прощается  скворушка с родными  краями. Не  хочется  ему  покидать  родную  сторонушку.

 (исполнение песни «Улетает скворушка» И. Смирновой на слова Т.Прописновой)  

- Скажите мне, какая  это музыка? ( ответы -ласковая, нежная, грустная). Послушайте  еще  раз и обратите  внимание на проигрыш песни. В нем  звучит песенка  дождя. Вспомните, как  мы с  вами на прошлом занятии  сочиняли песенку дождика – каждый  свою. А сегодня мы  будем  все  вместе разучивать одинаковую песенку дождика. Послушайте  еще  раз. Музыка  звучит  очень  нежно и ласково. И играть молоточками   мы  будем  очень осторожно. И  тогда  песенка  наша  получится  очень красивая. (игра  на  металлофоне).

В  лесу  осенью становится  очень тихо,  птицы  на  юг  улетают,  звери  заняты подготовкой  к  зиме. А  давайте  мы  поиграем в знакомую  нам игру «Охотник и  звери»

Что ж,  пора нам возвращаться  из  леса,  много  мы  узнали об  осени, познакомились с печальной, грустной  «Осенней  песней»  П.И. Чайковского. Прекрасное, но грустное  время  осени, а  нам  не очень хочется  грустить,  давайте  вспомним нашу  песенку. Хоть мелодия  1-го и 2-го куплетов звучит плавно,  напевно, немного  грустно, зато  припев очень  веселый. Мы  эту  песенку  споем, чтобы  нам веселее  было  возвращаться  из  осеннего  леса.   (дети  исполняют знакомую  песню «Золотая  песенка» .

  Я  попрошу  вас  нарисовать  дома в  своих  рисунках  все то, что  вы  видели  сегодня  на  прогулке  в  осеннем  в лесу.

Описание  игры «Охотник и звери»

(Дети надевают  шапочки зверей, «охотник» с фотоаппаратом. Звери пляшут под любую плясовую мелодию, подражая  повадкам выбранных персонажей. По окончании  музыки звучат  слова охотника:

Шел охотник на охоту,      

 Увидал в кустах кого-то.            

Он затвором щелк да щелк….                  

И на снимке вышел волк.

С последними  словами волк должен  замереть  в  кадре, все остальные  звери пытаются его  рассмешить. Если  волк не выдерживает  испытание,  становится охотником,  а  шапку волка отдает ребенку, исполнявшему  роль  охотника. Игра продолжается. Охотник по  окончании слов  называет  любого  персонажа  игры.. По  окончанию  игры  делается  «общая  фотография»).

Занятие № 3

Тема: «Осень  урожайная»

Приветственная  песенка «Что  такое «Здравствуй»?»

Я очень  довольна  вашими  рисунками. Молодцы! ( небольшой разговор)

Я дам  вам послушать  два  музыкальных  произведения,  а вы  попробуйте ответить на  вопросы: Какая  это  музыка и  чем  различны  эти  муз.пьесы.

( песня М.Красева «Падают листья», «Осенняя песня» П.И. Чайковского)

(сравнительный  анализ: «Осенняя песня»  - грустная, печальная, жалобная, а песня «Падают листья»  - ласковая,  нежная, мягкая, задумчивая)

Много  мы  уже  говорили  об  осени, давайте  вспомним: осень золотая, дождливая, поздняя холодная  осень. Правильно, а еще  осень  всегда  богата  урожаем. Назовите,  какой  урожай  люди  собирают  осенью, звери  заготавливают  на  зиму. (ответы). Я  напомню  уже знакомую  вам  песенку. Послушайте и скажите, о чем  эта  песня, и какая она  по  характеру. Я  вижу,  что вы все  ее  узнали. Конечно,  это веселая,  задорная песня и называется она «Урожай собирай», музыку этой песни написал замечательный  детский  композитор Аркадий Дмитриевич Филиппенко. Попробуем ее спеть дружно, весело. ( исполнение песни  с  инсценированием). Песенка  получилась у нас действительно веселая. Молодцы!

А  сейчас я   предлагаю  вам  поиграть.! Вы  все  выбираете  любые  шапочки  овощей. Будем  танцевать. Становитесь в хоровод.

Проводится хороводная  музыкальная  игра  «Огородной – хороводной» Б.Можжевелова.  – измененный  вариант.

(Муз.рук. исполняет текст песни, дети выполняют движения. На проигрыш в круг выходит ребенок, в  шапочке названного персонажа  и выполняет  движения под музыку, выполненного в определенном  жанре, заданном  муз. руководителем. (песня, танец. марш), все  остальные  дети  хлопают  в  ладоши.

- Урожай  весь  собран  с  поля, теперь  нестрашен  и осенний  дождик,  пусть льет, поливает землю. И  мы  с  вами  будем сочинять  песенку дождя,  инструменты выбирайте  сами. ( творческое музицирование). Мне  очень  понравились  ваши песенки, они  все такие  разные   получились.  Послушайте, что  за  музыка  звучит? Исполнение  вступления  к  песне «Улетает скворушка» (ответы детей).

 Правильно, это песня «Улетает  скворушка»,   вспомните,  что  напоминает музыка  проигрыша песни. ( капает  дождик). Как  вы думаете,  почему эта  музыка ласковая,  немного  печальная,  грустная? (Скворушка  прощается  с родным краем, грустно ему  расставаться  со  своим домом) Я обращаю  ваше внимание  на то, какое  настроение  выражено в словах последнего  куплета. (светлое, полно  надежды на  возвращение  скворушки домой). Я  постараюсь вам  спеть  в  том же  настроении, а вы  послушайте. (исполнение педагога)

  - На  проигрыш  песенки  мы  будем  играть  на  металлофонах.  ( работа в  ансамбле  металлофонов с цветными  пластинками: приемы  игры и выполнение ритмического и мелодического  рисунка)

Ребята, кто  из  вас ходил  в парке по  сухим  осенним  листьям? Вижу  все. Тогда скажите  мне,  кто  помнит  звук  шелестящих листьев под ногами. Послушайте, звуки  и назовите,  какие  более  всего похожи  на  шелест  листьев. ( запись «Звуки окружающего  мира» - звук топора о дерево, звук  дождя,  звук хода часов и шелест  листьев). Перед  вами  предметы, которые  издают  различные звуки. (смятая бумага, сухие  листья, самодельные инструменты из скорлупок орехов, коробочки с сыпучим  материалом, самодельные металлозвучные инструменты. ( творческая  импровизация)

- Молодцы! Пора  нам  исполнить  наш  красивый  танец  осенних листочков.  Только  листья  у нас  сегодня  необычные и  наденем     мы  на пальчик, как  колечко на  тыльную  сторону  кисти  руки. (  работа  над танцем)

- Очень красивый  танец получился сегодня. Молодцы!

Я  предлагаю  закончить занятие  «Золотой  песенкой», постарайтесь передать  настроение куплета и припева.  

Исполнение песни.

Домашнее  задание:

  • сделать  с  помощью  взрослых  любой самодельный музыкальный шумовой инструмент,   на котором  можно  было  бы  сочинить  песенку  дождя,  либо инструмент, на котором можно передать шелест сухих листьев.

Занятие № 4 «Осенняя печаль»

Песенка «Здравствуй!».  Ритмическое  упражнение  своих  имен при  помощи  звучащих  жестов.

Если  дети  принесли  самодельные инструменты,  рассмотреть, похвалить и сыграть на них в  шумовом оркестре., если  нет – дать  задание  на следующее занятие.

- Послушайте музыку и скажите, знакома ли  вам  музыка, какая  она  по  настроению.  (звучит отрывок из «Осенней песни» П.И. Чайковского - ответы  детей). А как вы думаете, какое  стихотворение  больше  подходит  по  настроению  к  этой  музыке.  ( отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, А.Жемчужникова) Правильно, слова

Небо холодное – в тучах;

Хмуры лужайки  и  чащи;

Слышен  в  березах,  плакучих

Ветер,  уныло  гудящий…

Больше  подходят  по  настроению музыке П.И. Чайковского.  

- Листья  почти  все  опали  с деревья,  деревья  голые  стоят,  дождь  все  чаще  и  чаще. Осень  вступила  в  позднюю стадию,  скоро,  очень  скоро  наступит  зима.                  

А мы с  вами  еще  вспоминаем  красавицу  осень золотую. Когда  разноцветные  листья  кружились  по  ветру. Приглашаю  вас  на  танец  с  листьями. Плавный, изящный, очень  красивый. (танец с листьями  ). О  золотой  осени  нам  напомнит  и  «Золотая  песенка» (работа  над  артикуляцией звуков, четкое  произношение  окончаний).

И  скворушка  наш  тоже  улетел,  осталась  только наша песенка. ( оркестр – работа над исполнением  партии).

И овощи  тоже  собраны  с  полей,  заготовлены  на  зиму  впрок. А мы  споем с вами весело  и  дружно песенку  об  урожае.  «Урожай собирай» (исполнение песни с  инсценированием).

- А  поиграть  хотите?  Тогда  выбирайте и  надевайте  шапочки  овощей, устроим  веселый  огород. (Проводится игра «Веселый  огород» .)

- Сегодня  на  занятии  мы,  видя  за  окном неяркие краски  поздней осени,  вспоминали  о чудном  времени ранней  осени,  осени  разноцветной, осени  золотой, осени  урожайной.

Попробуйте  дома передать в  рисунках  приметы   ранней и поздней  осени.

Домашнее задание:

  • рисовать  дома осень, слушать  музыку П.Чайковского, А.Делиба.

Результат  всех  занятий- осенний  праздник  или  досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по подготовке детей к школьному обучению

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное проф...

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"

Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Цель  данных занятий  постепенное  усвоение  детьми  общественных  норм, формирование  суждений  и социально-адаптированного  поведения....

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"

В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...