« Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей»
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Сысоева Ольга Александровна

I. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Возможные пути  интеграции различных образовательных областей.

Перечень программ, технологий, методических пособий.

II. План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

I. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:

- формирование у детей понятия красоты, гармонии средствами музыкального искусства.

Задачи, ведущие к реализации цели:

- формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

- освоение эстетической деятельности: формирование первичных умений и навыков исполнительской музыкально – художественной деятельности.

- формировать общую культуру воспитанников, развивать их нравственные, интеллектуальные, эстетические качества.

Задачи:

В разделе слушания:

- ознакомление с жанрами музыки, художественной литературы;

- формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой, развитие памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений

 - развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее;

- продолжение знакомства с композиторами.

 В разделе пения:

- поощрение самостоятельности, творческого исполнения песен разного характера;

- развитие навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него;

- развитие навыка импровизации мелодии на заданный текст, умения сочинять мелодии различного характера;

- формирование певческих навыков, умение петь легким звуком в диапазоне;

- развитие песенного  музыкального вкуса.

В разделе музыкально – ритмических движений:

- формирования навыков исполнения танцевальных движений;

- умение передавать через движение характер музыки;

- знакомство с хороводом, пляской;

- развитие навыков инсценирование песен, умения изображать сказочных животных;

- совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие характер песни.

В разделе игра на детских музыкальных инструментах:

- развитие умения исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;

- развитие творчества, самостоятельности.


Принципы:

Наглядность

Музыкальный зал можно украшать печатными репродукциями картин художников, скульптурами малых форм, атрибутов, музыкальных игрушек,  благодаря чему ребенок будет знакомиться и с произведениями искусств, и узнавать о различных жанрах. Вместе с тем, направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображение событий, богатство характерных деталей, цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства.

Информативность

Весь воспитательно – образовательный процесс ДОО  строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальной развитие детей. Знакомство с композиторами, разучивание новых песен, музыкально – ритмических движений, элементарные навыки игры на музыкальных инструментах.

Интеграция

Интеграция разных видов искусств и музыкальной деятельности в эстетическом развитии детей обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах музыкальной деятельности с использование специфических средств выразительности.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка

Дети должны чувствовать себя спокойно, уверенно, свободно и уютно. Ребенок может взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научится исполнять простейшие музыкальные произведения на основе освоения музыкальных настроений, общих для всех эстетических явлений.

Поэтапность

  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Знакомство с разными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);
  • Формирование высказывать свое отношение к музыкальным произведениям (характер, настроение   и т.п.)
  • Учить использовать средства музыкальной выразительности самостоятельно и воспитывать потребность в собственной музыкальной деятельности.

Основные направления образовательной работы

Формы организации образовательной деятельности

Средства, методы, приемы

в работе с детьми

в процессе организации различных видов деятельности

в ходе режимных моментов

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

- занятия, праздники, развлечения;

- беседы по вопросам детей об искусстве;

- музыка в повседневной жизни;

- другие занятия;

- театрализованная деятельность;

- импровизация образов животных и птиц;

- рассматривание портретов композиторов и художников;

- народные игры;

- музыкально – дидактические игры

- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания;

- на других занятиях;(ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- перед дневным сном;

- при пробуждении

Исполнение музыкального произведения. Беседа о содержании произведения, эмоциональной отзывчивости.

Упражнения в практических действиях (игра на музыкальных инструментах).

Побуждение детей к творческим проявлениям, создание поисковых ситуаций.

становление эстетического отношения к окружающему миру

- занятия, праздники и развлечения;

- музыка в повседневной жизни;

- слушание музыкальных сказок;

- на музыкальных занятиях;

- в сюжетно – ролевых играх;

- во время прогулки;

- на других занятиях;

- на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

Просмотр видео файлов с музыкальными произведениями.

Словесно - игровые задания. Экскурсии, наблюдения.

формирование элементарных представлений о видах искусства

Театрализованная деятельность;

- игры – драматизации;

- театрализованные игры;

- различные виды театра;

- творческие проекты;

- концерты – загадки;

- сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;

- компьютерные музыкальные игры

- на праздниках и развлечениях;

- на других занятиях;

Выставка иллюстраций сказок. Моделирование музыкальных сюжетов.

Беседы.

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Музыка в повседневной жизни;

- рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- игры – этюды по мотивам  произведений искусства

- на музыкальных занятиях;

Рассказывание, чтение, обсуждение,

разучивание, инсценирование произведений

реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей

- игры с элементами аккомпанемента;

- творческие задания, музыкальные этюды, игры – импровизации;

- инсценирование песен;

- во время прогулки;

- в повседневной жизни;

Игры, этюды, инсценирование, поощрение.

Вовлечение семей в образовательную деятельность

- праздники и развлечения;

- театрализованная деятельность;

- музыкальные конкурсы, концерты, викторины;

- музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей

- на праздниках и развлечениях;

- на родительских собраниях;

- на днях открытых дверей;

-экскурсии;

-выставки совместных работ детей и родителей.

Семейные проекты, Консультации для родителей.

Возможные пути  интеграции различных образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки (беседы по жанрам, характеру, настроению произведений). Формирование представлений о музыкальной культуре и искусстве (слушание произведений, выставка репродукций на тему «Мир искусства»)

«Познавательное развитие»

Расширение кругозора в области музыки ( знания о композиторах, классических произведениях, и т.п.)

«Художественно – эстетическое развитие»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусств (изобразительная деятельность услышанного, и т.п.)

«Речевое развитие»

Развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

«Физическое развитие»

Музыкально – ритмическая деятельность. Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов деятельности.

Перечень программ, технологий, методических пособий 

- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой;

-Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова.

II. План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников

Тема недели: «Осенняя фантазия»

Тема итогового занятия «Прогулка в осенний лес»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическая», «Познавательная», «Речевая», «Социально – коммуникативная», «Физическая»

Задачи:

«Художественно – эстетическая» - воспитывать любовь к классической музыке.

 «Познавательная» - развития воображения и творческой активности, формирования первичных представлений об объектах окружающего мира в процессе восприятия музыкальных произведений

«Речевая» - развитие звуковой и интонационной культуры речи

«Социально – коммуникативная» - прививать любовь к родному краю, слышать звуки природы

 «Физическая» - развитие координации движений, гибкости, крупной и мелкой моторики рук, выразительно передавать различные игровые образы.

Музыкальный репертуар:

  1. «Осень» муз Г. Вихаревой
  2. «Лесная песенка» муз. Еремеевой
  3. Хоровод   «Ах, какая осень» муз. З. Роот .
  4. Композиция с листьями «Осенний листопад» муз. А.Джойса.
  5. Пьесы: «Зайчик» К. Черни, «Ёжик, «Белка» Г. Портного.
  6. Диски: «Осень»  Вивальди, Звуки  природы,  «Осенняя песнь» П.И. Чайковского.

Материалы и оборудование:

  1. Металлофоны, треугольники, колокольчики.
  2. Листья.
  3. Портреты   композиторов.
  4. Шапочки:  ежика, зайца, белки.
  5. Диски.

Предварительная работа

  1. Наблюдение за осенними явлениями в природе;
  2. Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж;
  3. Прослушивание музыкальных произведений на тему осень;
  4. Чтение, заучивание стихов, песен, пословиц  об осени;
  5. Беседы о содержании, разъяснение незнакомых слов;

Детская деятельность

Формы и методы организации совместно деятельности

Двигательная

Игровые упражнения: «Извилистая дорожка», «По кочкам», «Через мосточек» эстафета «Кто первый?»

Игровая

Игровые ситуации, дидактическая игра: «Кто живет в лесу?»

Познавательно – исследовательская

Наблюдение за осенней природой.

Коммуникативная

Беседа: «Как звери готовятся к зиме?» речевые ситуации, отгадывание загадок.

Музыкальная

Слушание: «Осенняя песнь» муз. Чайковского исполнение песни «Лесная песенка» муз. Еремеевой игра на детских музыкальных инструментах, хоровод «Ах, какая осень» муз. Роот

Изобразительная

Аппликация: «Коврик для ежика»

Восприятие

Рассказывание, чтение осенних стихов

Логика образовательной деятельности

Рассматривание оформления зала «Осенний лес»;

1.Мотивация. Сюрпризный момент – залетает осенний листочек с запиской. Приглашение на прогулку в осенний лес.

Детям предлагается отправится на прогулку в осенний лес, но чтобы туда попасть нужно преодолеть различные препятствия:

- пройти по извилистой дорожке;

- перепрыгнуть через болотце;

- подлезть под упавшее дерево;

- пройти по узкому мостику через овраг.

Исполнение песни «Лесная песенка» муз. Еремеевой

2. Беседа об осенней природе. Прослушивание звуков природы на СD-диске. Детям предлагается услышать, проиграть на музыкальных инструментах: капли дождя – треугольник, звук ручейка – металлофон, цветок Колокольчик – колокольчик.

Хоровод «Ах какая осень» муз. З. Роот

3. Музыкально - дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Прослушивание пьес: «Зайчик» К. Черни, «Ёжик, «Белка» Г. Портного.

Детям предлагается вспомнить, как звери готовятся к зиме, с импровизацией образов зверей.

4. Чтение детьми стихов об осени.

 Педагог загадывает загадку про шишку, предлагает помочь белочкам собрать шишки на зиму.        Эстафета «Кто первый»

5. Совместная работа по аппликации «Коврик для Ёжика из осенних листочков»

6. Рефлексия. Похвала. Краткий анализ недели «Осенняя фантазия».

Предложить детям продолжить наблюдения за осенним лесом на тему «Птицы в преддверии зимы», изготовить кормушки для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Автором представлена методическая разработка для педагогов «Интегрированный подход к  музыкальному воспитанию дошкольников» на тему: « Разработка содержания основной общеобраз...

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»

Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...

«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей по теме «Животные весной»

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с учетом принципа интеграции образовательных областей по теме «Животные весной»...

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....