Интегрированное занятие "Осенняя мелодия"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Какоткина Галина Борисовна

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием классической музыки, поэзии, живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_melodiya.docx17.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Осенняя мелодия».

Интегрированное занятие

Цели. Обратить внимание детей на то, какие изменения происходят в природе осенью. Вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства и музыкальным произведениям, отражающим многообразие природы, её красоту. Учить детей составлять описательные рассказы по картине; сравнивать  произведения искусства: музыкальные, изобразительные, поэтические, объединённые общим настроением и содержанием. Развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение. Воспитывать умение отражать в рисунках впечатления от эмоционально – образного содержания музыки.

   

Оборудование.   аудиозаписи, репродукции  картин русских художников,

лист бумаги, мольберты,  кисти, краски.

Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал и свободно располагаются напротив централной стены, на которой изображен осенний пейзаж, выставка репродукций картин русских живописцев..

М. р. 

Осень за окошком ходит не спеша,
Листья на дорожки падают шурша
Тонкие осинки в лужицы глядят,
На ветвях рябинки бусами висят.

Сегодня мы поговорим об осени, и о том, как о ней  рассказывает музыка. Послушайте произведение

Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского из

 цикла «Времена года».

М. р. Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение. (Ответ детей.) Правильно. Как передаёт нам Чайковский осеннее настроение?

(Ответ детей.)

Верно. Музыка задумчивая, печальная, медленная, плавная, задушевная. Нам слышатся шелест облетающей листвы, порывы ветра, песня осеннего дождя.

М. р. Скажите, в исполнении какого инструмента мы слушали это произведение ранее?                          (В исполнении фортепиано.)

А  в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (В исполнении оркестра)

Верно. Чайковский написал свою музыку на стихи  А .К. Толстого:

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Послушайте «Осеннюю песнь» ещё раз и подберите подходящее к прослушанной музыке произведение художника.

Детям предлагаются репродукции картин «Рябинка» И. Грабаря,

«Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «Осень. Солнечный день» И. Левитана, «Просека» И. Шишкина, «Осень» Ф. Васильева.

Дети выбирают картину, обосновывая свой выбор.

М. р. Вы правильно рассказали о ранней осени, подобрали соответствующие картины «Осень. Солнечный день» И. Левитана и «Рябинка» И. Грабаря, где осень золотая, нарядная, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями, разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные...

Ребята, вспомните стихотворения, созвучные  настроению переданному «Осенней песнью» Чайковского и этими картинами.

Дети по желанию читают стихи.

М. р. Осень — самое выразительное время года: какое разноцветье красок! Но осень отличается и самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень»; и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Послушайте пьесу Л. В. Бетховена «Весело-грустно», она очень точно изображает эти изменения и подумайте сколько раз меняется погода?

Исполняет пьесу .Ответы детей.

Правильно, в пьесе три части. Какая 1 часть по характеру?

Ответы детей.

Верно, 1 часть весёлая, светлая и радостная. А вторая часть?

Ответы детей.

2 часть  грустная, хмурая, взволнованная. Что вы можете сказать о 3 части.

Совершенно верно. 1 и 3 части одинаковые.

А сейчас, представьте, что вы на прогулке в осеннем лесу…

Здравствуй, лес, осенний лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой

Ночью темной, грозовой?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Попробуйте движениями   передать ваше настроение

  Дети  исполняют этюд «Весело - грустно» муз. Л.В.Бетховена.

М. р. 

Осень красит золотом рощи и леса,

Слышатся прощальные птичьи голоса,

Алые и желтые ветер листья рвет,

Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.

Исполняется песня «Осень золотая»       муз. Иванникова.

   М. р. Но ведь не только золотую осень воспевали поэты, но и ту, которую в народе называют поздней — с мелким надоедливым дождем, курлыканьем улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.

Дети рассматривают

репродукции, выбирают подходящие к образу поздней осени:

«Осень в Абрамцеве» В. Поленова, «Осень» В.Васильева.

М. р.  Обратите внимание, как точно художник изобразил позднюю осень. Природа потеряла свои яркие краски и как бы затихла, замерла. Ждет - не дождётся, когда снежное покрывало надежно укроет землю от зимней стужи. Давайте под впечатлением всего увиденного и услышанного сами создадим  картину. Пройдите к мольбертам, и нарисуйте ту осень, которая вам больше нравится.

Дети рисуют.

Музыкальный фон - «Осенняя песнь» П. Чайковского.

По окончанию дети рассматривают и обсуждают рисунки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: « Мелодии путешествий».

На занятии дети знакомятся с П.И.Чайковским, его произведениями из "Детского альбома"...

"Мелодия"

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольника....

Развлечение "Как расколдовали принцессу Мелодию"

Это сказочный сюжет, ка кощей бессмертный похитил принцессу Мелодию. Ребятам нужно было выполнить задание, чтобы ее спасти....

Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)

Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....

Консультация для родителей "Мелодии для самых маленьких"

Нужно ли учить ребенка музыке? Сегодня специалисты рекомендуют начинать приобщать малыша к музыке задолго до того, как он сможет дотянуться до клавиш рояля...

Конспект доминантного музыкального занятия «В поисках мелодии»

Для своего занятия я использовала проекты Е Матвиенко, музыкального руководителя д/с, ст. Павловская, Краснодарского края.  matvi-elena@yandex.ru Цель.Развитие творческих способностей детей ...

Музыкальная викторина "Угадай русские мелодии"

 Знакомые с детства мелодии русских народных песен. Попробуйте назвать те, что прозвучат в викторине....