Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
консультация по музыке на тему

МБУ детский г. Тольятти Гая 8

Пение является одним из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Перед  музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников  ладовое чувство и звуковысотный  слух, отвечающих за чистоту интонации и  являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.

Существуют разные системы по развитию музыкального слуха,  самые распространенные среди них -  абсолютная и относительная (релятивная). Формирование  звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста  целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З.Кодаи), где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным  образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:

- знакомство со «ступенью - Гномиком»,

- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,

- развитие умения допевать до тоники,

- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.

Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.

Первый этап моей работы  представляет собой  постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений  и их пропевание в  разных тональностях (в условиях певческого диапазона).

На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.

На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.

Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием  ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.

В старшей и подготовительной группах  добавляются новые упражнения,   построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.

В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь  гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т.д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.

Работа по данной системе дает положительный результат  в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.

Подготовила музыкальный руководитель

МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,

МООД Гая, 8

Романычева Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanycheva.rar2.89 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для музыкальных руководителей

«Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»

Подготовила музыкальный руководитель

МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,

МООД Гая, 8

Романычева Ольга Викторовна

Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед  музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников  ладовое чувство и звуковысотный  слух, отвечающих за чистоту интонации и  являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.

Существуют разные системы по развитию музыкального слуха,  самые распространенные среди них -  абсолютная и относительная (релятивная). Формирование  звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста  целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З.Кодаи), где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным  образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:

- знакомство со «ступенью - Гномиком»,

- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,

- развитие умения допевать до тоники,

- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.

Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.

Первый этап моей работы  представляет собой  постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений  и их пропевание в  разных тональностях (в условиях певческого диапазона).

На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.

На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.

Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием  ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.

В старшей и подготовительной группах  добавляются новые упражнения,   построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.

В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь  гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т.д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.

Работа по данной системе дает положительный результат  в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.

Приложение 2

Упражнение на I ступень лада

Жил веселый добрый гном.

Он хотел построить дом.

Но без помощи друзей

Не построить дом скорей.

Упражнение на II ступень лада

Если дома нет у гнома,

Гном второй придет скорей.

Будут вместе строить домик,

Будет вместе веселей!

Допевание до тоники – пропевание сначала II, затем I ступеней с ручными знаками.

Упражнение на III ступень лада

Третий гномик, раз, два, три,

Он читает, посмотри,

Любит цифры и сейчас

Посчитает – три, два, раз.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от III к I с ручными знаками.

Упражнение на IV ступень лада

Вот четвертый милый гном,

Тоже делом занят он –

Вниз ступеньки сосчитает

И четвертую прибавит.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от IV к I с ручными знаками.

Упражнение на V ступень лада

Раз, два, три, четыре, пять,

С гномом встретились опять.

Первый гномик шлет – «Привет!»

Пятый гном кивнет в ответ.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от V к I с ручными знаками.

Упражнение на VI ступень лада

Познакомьтесь - гном шестой,

Гномик очень занятой,

По ступенькам вниз шагает –

До шести он сосчитает.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от VI к I с ручными знаками, а так же восходящее движение по трем ступеням от VI к I (верхней тонике).

Упражнение на VII ступень лада

Здравствуй, гномик, ты – седьмой,

Познакомимся с тобой.

- «К гному первому иду,

Дом построить помогу!»

Допевание до тоники – пропевание ступеней от VII к I (верхней тонике).

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разработка и внедрение в практику вокально-хоровой работы с детьми методов и приемов развития звуковысотного слуха. Знакомство с нотной грамотой."

Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П...

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Музыкальное лото"

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха...

Упражнения для развития звуковысотного слуха для детей средней группы

Данный матеиал будет полезен для родителей и музыкальных руководителей. Детям будет интересно заниматься, смотря на веселые, добрые картинки...

Музыкально-дидактическая игра М. Ю. Картушиной на развитие звуковысотного слуха «Кошка и котенок» .

Игра предназачена для детей от 2-ух до 3-х лет. Спобствует развитию звуковысотного слуха....

Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования

Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26561139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"148","widt...

Консультация для музыкального руководителя "Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми с нарушением зрения"

Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию ...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музы...