Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Плюхина Галина Михайловна

Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музыкальные зверята"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №52» Асбестовского городского округа

Технологическая карта

 организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми  по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

Автор:

Плюхина Галина Михайловна

музыкальный руководитель,

высшая  квалификационная категория,

8-908-637-47-74

Асбестовский городской округ

    2022-2023 учебный год        

Содержание работы:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3

2. Технологическая карта………………………………………………………….….8

3. Список литературы………………………………………………………………...17

4.  Приложения

  • Музыкальный  сундучок………………………………………………..18
  • Потешка «Музыкальные зверята»……………………………………...19
  • Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные зверята»…………..20

 Пояснительная записка к технологической карте

организации непосредственно-образовательной деятельности

 музыкального руководителя с детьми  по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

1.1 Актуальность

        Современная доктрина образования говорит о том, что Система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской федерации, исторических и национально-культурных традиций. Музыкальное воспитание играет в этом важную роль, без него невозможно полноценное развитие ребенка. В задачи музыкального воспитания входит формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыки.

        Важным условием решения поставленных задач является формирование музыкального слуха, его звуковысотного компонента. Звуковысотный слух — способность воспринимать и различать изменения звуков по высоте, в том числе относительно друг друга. Высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств. У детей старшего дошкольного возраста часто возникают сложности с осознанием понятия «направление движения музыки» и умением слышать и определять направление этого движения. Данная методическая разработка предлагает вариант решения данной проблемы и может использоваться музыкальными руководителями как полностью, так и частично.

1.2  Новизна творческой работы

        Реализация ФГОС требует поиска новых форм организации образовательной музыкальной деятельности дошкольников. На сегодняшний день не существует единой универсальной формы НОД и её типа, структуры. Практика  показывает, что наибольший результат в достижении основных целей музыкального воспитания достигается в условиях  системы  музыкальных занятий   различных типов.

        Решение конкретных образовательных задач музыкальной деятельности в  рамках НОД тематического типа позволяет детям более глубоко погрузиться в тему. Педагог же может уделить внимание как детям, нуждающимся в индивидуальной поддержке, так и тем, кто проявляет повышенный интерес к совместной деятельности.

        Новизна творческой работы заключается в применении авторского подхода к формированию понятия «направление движения мелодии», включающего сочетание авторской потешки, адаптированной для организации музыкально-дидактической игры, и приемов и методов, сочетание которых на практике доказало свою эффективность:

– использование игры на металлофоне для формирования понятия «направление движения мелодии» позволяет усваивать материал детям, у которых визуальный канал восприятия является ведущим, а также у всех воспитанников позволяет активизировать интерес к теме занятия;

– применение приема «Музыкальный сундучок» используется для привлечения внимания и повышения интереса к музыкальным занятиям в целом;

– сочетание принципов развивающего обучения и установки на творческую активность детей позволяет сделать музыкальное воспитание и обучение в процессе совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности максимально эффективными.

1.3  Цель, задачи, планируемый результат

        Представленная технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми  по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»  построена в соответствии с ФГОС  и составлена на основе знания возрастных психологических особенностей ребёнка, музыкально-дидактических принципов музыкально-сенсорного развития дошкольников и принципов развивающего обучения.

Цель: создание условий для развития относительного звуковысотного слуха (в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии).

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать музыкально-теоретические представления воспитанников о высоте музыкальных звуков, приемах определения направления движения мелодии.
  • Формировать понятие «направление движения мелодии».
  • Продолжать учить играть на металлофоне, диатонических колокольчиках.
  • Активизировать и расширять словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать умение слышать и определять направление движения мелодии.
  • Формировать умение анализировать музыкальные произведения и самостоятельно высказываться о направлении движения мелодии.
  • Развивать внимание, речедвигательную сферу детей; четкую координацию музыкально-ритмических движений с музыкой и слуховыми представлениями.
  • Развивать творческую активность. 

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма.
  • Формировать интерес к музыкальной деятельности.
  • Воспитывать умение действовать по инструкции, проявлять терпение, уважение к сверстникам.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, умение спокойно отстаивать свое мнение.

Планируемый результат:

  • Воспитанники усвоили понятие «направление движения мелодии».
  • Дети самостоятельно определяют направление движения мелодии.
  • Дети активно вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс.
  • Формируется интерес к совместной творческой музыкальной деятельности.

1.4  Возраст участников

Воспитанники группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.

1.5  Условия проведения

        Предполагается использовать предложенную технологическую  карту организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми «Музыкальные зверята» в рамках работы по  развитию звуковысотного слуха воспитанников в части  соотношения звуков по высоте при движении мелодии.

        Место проведения – музыкальный зал.

        Время  проведения – первая половина дня, длительность соответствует требованиям САН ПиН к длительности занятия в группе общеразвивающей направленности от 6 лет и старше.

        На занятии большое внимание уделяется развитию детской инициативы, творческой активности. Предлагаются проблемные ситуации, которые дети должны решить, используя имеющийся опыт и знания.

Используя данные принципы, удаётся решить все  задачи, опираясь прежде всего  на творческую активность детей в сотрудничестве с педагогом.

Основные методы обучения:

        Словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядно-слуховые: просмотр презентационных материалов, слушание музыкальных записей; практические: самостоятельное исполнение песен  и игра на детских музыкальных инструментах; метод проблемной ситуации; метод повышения осознанности восприятия, эмоциональной отзывчивости на музыку: метод контрастности.

 Применение педагогических технологий: технология развивающего обучения

Средства:

Оборудование: детские музыкальные инструменты: диатонические колокольчики, металлофоны; синтезатор; музыкальный сундучок.

Аудиозаписи:  «Гамма-джаз» Е.Медведовский,  «Шур-шур» И.М. Осокина.

Атрибуты: маски животных : сова, медведь, заяц, белка, птичка-синичка.

1.6  Предварительная работа:

Предварительная работа к занятию проходит как в процессе музыкальной деятельности детей, так и на других занятиях.

 

содержание предварительной работы

Познавательное развитие

Знакомство с понятиями: высокий, низкий,  вверх, вниз,

плавно, постепенно, скачками, отрывисто

чтение сказки Пришвина «Лесные этажи»

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

Разучивание попевок

Обучение игре на детских музыкальных инструментах: металлофоне, диатонических колокольчиках.

1.7  План проведения НОД

  • Вводный этап –   привлечение внимания, создание устойчивого интереса к теме занятия.
  • Основная  часть – усвоение новой информации, упражнение в определении направления движения мелодии, применение полученных знаний.
  • Заключительный этап  –  самоанализ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми

 по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

Разработчик:

Плюхина Г.М.

Тема: развития относительного звуковысотного слуха (в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии)

Возрастная группа: группа_общеразвивающей направленности от 6 лет и старше

Форма НОД: музыкальная деятельность_(тематический тип НОД)

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; С.Бублей, Детский оркестр, пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учереждений .

Средства:

оборудование:

Детские музыкальные инструменты: диатонические колокольчики, металлофоны.

Синтезатор.

Музыкальный сундучок.

аудиозаписи:

 «Гамма-джаз» Е.Медведовский,  «Шур-шур» И.М. Осокина.

атрибуты:

Маски животных : сова, медведь, заяц, белка, птичка-синичка.

Цель: Создание условий для развития относительного звуковысотного слуха (в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии).

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные:

  • Формировать понятие «направление движения мелодии».
  • Обогащать музыкально-теоретические представления воспитанников о высоте музыкальных звуков, приемах определения направления движения мелодии.

Развивающие:

  • Развивать умение слышать и определять направление движения мелодии.
  • Формировать умение анализировать музыкальные произведения и самостоятельно высказываться о направлении движения мелодии.

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма.
  • Формировать интерес к музыкальной деятельности.

Образовательные:

  • Продолжать учить играть на металлофоне, диатонических колокольчиках.
  • Активизировать и расширять словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать внимание, речедвигательную сферу детей; четкую координацию музыкально-ритмических движений с музыкой и слуховыми представлениями.
  • Развивать творческую активность. 

Воспитательные:

  • Воспитывать умение действовать по инструкции, проявлять терпение, уважение к сверстникам.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, умение спокойно отстаивать свое мнение.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия (деятельность) детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Организационный этап

Звучит музыка на вход  детей в зал: «Шур-шур» (Красавица Осень) И.М. Осокина

Улыбкой приветствует детей

Под музыку дети входят в музыкальный зал, выполняют разученные перестроения, рассаживаются на стульчики

Дети собраны, настроены на занятие

Привлечение внимания

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в нашем зале. Сегодня  я приготовила вам вот такие предметы (показывает детям металлофон и маски совы, медведя, зайца, белки, птички). Назовите их.

–  Как вы думаете, зачем они нам? Как мы можем их использовать?

Привлекает внимание

Задает  вопросы, побуждает к рассуждениям

Отвечают на вопросы

Дети внимательно слушают педагога, включаются в занятие

Актуализация имеющихся знаний

Я рада, что вы вспомнили попевку про сову.  Предлагаю надевать маски животных тем, кто первый вспомнил попевки про них. Выходи, (называет имя ребенка), исполни попевку «Совушка -сова».

– Ты сможешь сыграть эту попевку на металлофоне? А ребята споют.

– Предлагаю устроить оркестр и сыграть эту попевку на нескольких инструментах.

 Актуализирует знания

 

Дает индивидуальное задание

Отвечают на вопросы

Поют сольно

Исполняют попевку «Совушка-сова» на металлофоне индивидуально и в ансамбле

Проявляют интерес к теме Систематизируют

имеющиеся знания

Оттачивают навыки игры на металлофоне ансамблем

Постановка темы и цели занятия

Посмотрите на металлофон, ребята. Вы играли эту попевку, ударяя по одной пластине. Я играю ее на фортепиано, нажимая на одну клавишу. Про такие  мелодии говорят, что они стоят на месте.

Но если есть мелодии, которые стоят на месте, может быть, есть те, что движутся?

Давайте сегодня разберемся, куда же они направляются?

Формулирует тему и цели занятия

Наблюдают, усваивают информацию, делают выводы

Предлагают свои варианты

Рассуждают,

формулируют тему занятия

Получение новых знаний

Вы много раз видели металлофон и часто играли на нем. Его звуки похожи на переливы ручейка, или… (дети дополняют) Сегодня я покажу его с другой стороны – вот так (педагог переворачивает его и держит вертикально – внизу длинная пластина, вверху самая короткая). На что он стал похож?

Молодцы, я тоже думаю, что металлофон стал похож на лестницу, по ступеням которой можно подняться наверх, к вершине, или спуститься вниз. Теперь я исполню для вас еще одну попевку, а вы внимательно слушайте и смотрите, как  я играю.

– Вспомните, что это за попевка?

– Вы сразу ее узнали, давайте споем все вместе.

– Как двигался молоточек по пластинам?

Вы убедились, что молоточек двигался вверх, вниз, и снова вверх и вниз. Это было всем видно. Можно сказать, что мелодия этой попевки двигалась сначала вверх, а потом вниз.

Ели правильно положить металлофон, то как мы сможем  узнать, куда движется мелодия – вверх или вниз?

Правильно, на слух.  И помогут нам разобраться вот эти зверята (достает маски): медведь, заяц, белка и птичка-синичка.

Рассказывает, сопровождая речь показом.

Задает вопросы, поощряет к высказыванию, поощряет уважительное отношение между детьми

 

Играет на металлофоне попевку «Кошка села на такси»

Побуждает к рассуждению, дает новые знания

Ставит проблемный вопрос

Воспринимают новую информацию,

 рассуждают, дополняют

Слушают попевку «Кошка села на такси», наблюдают за направлением движения молоточка по пластинам.

 

Поют хором попевку «Кошка села на такси»

Делают выводы из увиденного и услышанного

Размышляют, предлагают варианты

Рассуждают, строят предположения, высказываются, не перебивая друг друга, уважительно относятся к высказываниям других

Усваивают новые знания о направления движения мелодии

Проживание темы

Вы вспомнили потешку? Предлагаю исполнить её  по ролям, а остальные ребята будут повторять за вами все движения.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные зверята» (За время игры дети 2-3 раза передают маски другим воспитанникам группы, чтобы все побывали в роли «музыкальных зверят»).

1 вариант. Дети определяют высоту регистра звучащей мелодии; высоту трезвучия (темп игры ускоряется).

Усложняем задачу.

2 вариант. Педагог играет фрагмент Концерта Грига для фортепиано с оркестром.

– Как двигалась мелодия? Начало звучало в каком регистре? Правильно, музыка звучала высоко, тонко,  как голос синицы. А закончилась? Согласна, в конце музыка звучала низко. Покажите, как движется ваша рука – сначала показываем «синичек», а потом «медведей». Рука движется сверху вниз, это и есть направление движения мелодии.

3 вариант. Послушайте внимательно и определите, на какой высоте музыка начинается, и на какой заканчивается. Покажите рукой направление движения мелодии.

– Ребята, как двигалась мелодия  – вверх или вниз?  – Как вы узнали, куда движется мелодия? Правильно, услышали, а подсказывают нам «музыкальные зверята».

Надевает маски детям, первым правильно назвавшим потешку.

Проводит с детьми музыкально-дидактическую игру

Поощряет активность воспитанников  

 Знакомит с приемом определения направления движения мелодии с помощью движения руки,

 играет несколько музыкальных примеров

Участвуя в музыкально-дидактической игре, развивают звуковысотный слух,

 

соотношение звуков по высоте

Рукой показывают высоту звучания музыки

Практикуются в определении направления движения мелодии

Практикуются исполнять роль ведущего

Осваивают прием определения направления движения мелодии с помощью движения руки.

Осознают связь между движением руки и соотношением звуков по высоте

Сюрприз

Смотрите, ребята, у нас снова появился Сундучок Знаний. Как вы думаете, что сегодня лежит в нашем Музыкальном Сундучке Знаний?

– Что будем делать с этими колокольчиками? Исполним с ними любимый оркестр.

Стимулирует интерес

Поощряет высказываться

Проявляют интерес, предлагают свои варианты,

уважительно выслушивают других

Сформирован позитивный эмоциональный отклик, эмоциональный подъем

Анализ

Но прежде чем зазвучит наш оркестр, я хочу спросить вас: а как движется мелодия, которую исполняют наши колокольчики?

– Молодцы, вы правильно сказали, что мелодия  колокольчиков сначала движется вверх, а затем вниз. И вы правы: определить направление движения мелодии можно в любой музыке.

 

Стимулирует мышление, побуждает высказываться

Обобщает выводы детей

Отвечают на вопросы

 анализируют, ведут диалог с воспитателем, со сверстниками, спокойно отстаивают свое мнение

Делают вывод о том, что в знакомых произведениях тоже можно  определить направление движения мелодии, понимают, что мелодия всегда движется

Событие

Теперь вы готовы к исполнению пьесы Е.Медведовского "Гамма-джаз" (оркестр диатонических колокольчиков)

 

Вовлекает детей в совместное  музицирование, организует раздачу колокольчиков, включает фонограмму

Раздают диатонические колокольчики

Эмоционально исполняют пьесу «Гамма-джаз»

 

Получают удовольствие от совместной игры на музыкальных инструментах

Самоконтроль

1. Что сегодня   было новым?

2.  Чему вы удивились?

3. Довольны ли вы своей работой?

Активизирует обсуждение

Выражают свое мнение по вопросам самооценки

Делятся впечатлениями

По наводящим вопросам педагога способны  проанализировать свою деятельность

Список литературы:

1.  Бублей С., Детский оркестр, пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учереждений "Музыка". https://bookskeeper.ru/knigi/muzyka-muzykalnye-instrumenty/19085-detskiy-orkestr.html/

2. Головина Б., Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей  /  Б. Головина —  «Издательские решения», 

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1666885757&tld=ru&lang=ru&name=15122021013523-2.pdf&text=звуковысотный%20слух%20направление%20мелодии%20в%20доу%20по%20фгос&ur

3. Программа по обучению игре на детских музыкальных инструментах "Наш оркестр", https://infourok.ru/programma-po-obucheniyu-igre-na-detskih-muzikalnih-instrumentah-nash-orkestr-3886790.html

4. «Шур-шур, осень, привет» И.М. Осокина, https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2021/09/pesnya-shur-shur-podgotovitelnaya-gruppa/

Приложение 1

Музыкальный сундучок

           Музыкальный сундучок – прием, направленный на привлечение внимания, способствующий повышению детского интереса к музыкальной деятельности. Представляет собой специально оформленную коробку. Вносится на занятия регулярно, всегда содержит сюрприз, поэтому само его появление вызывает у детей радостные чувства и любопытство. Они знают, что будет что-то интересное. И это ощущение переносится на то, что лежит в Музыкальном Сундучке.

         Музыкальный Сундучок можно использовать для внесения в зал дидактической игры, атрибутов к играм и танцам, детских музыкальных инструментов, и даже подарков или угощения. Если в него не входит необходимое количество предметов, кладу только несколько – самых ярких и красивых. А детям говорю: «А у нас еще есть …». А этот, самый яркий, из сундучка, использую для поощрения особенно активных, старательных, либо для создания ситуации успеха, поощрения.

Приложение 2

Потешка «Музыкальные зверята»

Мы – медведи косолапы,

декламируют низким голосом (I ступень)

сидя на стульчике, опускают кисти рук ниже колен и покачивают ими

А мы – зайцы белолапы,

декламируют  естественным голосом

(IV ступень)

поочередно стучат ладонями по коленям, имитируя заячью барабанную дробь

А мы – белочки-сестрички,

декламируют высоким голосом (VII ступень)

прищелкивают пальцами на уровне головы

Мы – синички -невелички

декламируют очень высоким голосом, пищат

(IX-XI ступень)

выпрямив руки вверх, машут кистями рук, имитируя движения крыльев

Пояснения: Медведи строят берлогу ниже уровня земли, в овраге, яме, норе. Зайцы бегают по земле. Белочки скачут по деревьям, живут в дуплах, щелкают орешки. Птицы летают в воздухе – выше остальных животных.

Приложение 3

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные зверята»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Правила игры:

Педагог играет мелодию (музыкальные фрагменты, характерные для данного животного) в разных регистрах. Используются контроктава, 1я октава, 3я октава и 5я октава. Дети жестом показывают движения зверят, обозначая высоту звучания.

Контроктава

медведь

1я октава

заяц

3я октава

белочка

5я октава

птичка

Варианты усложнения игры:

1 вариант – звучит одна мелодия, которая  переносится из регистра в регистр;

2 вариант – педагог играет трезвучия а разных регистрах (темп ускоряется);

3 вариант – используются мелодии, которые начинаются в одном регистре, а заканчиваются в другом, в том числе глиссандо в широком диапазоне (птичка-медведь; заяц-птичка; белочка-медведь);

4 вариант – диапазон  мелодии уменьшается, используются соседние регистры и один для самых продвинутых воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Музыкальное лото"

Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы ОО "Познавательное развитие" Тема "О животных"

Технологическая картаорганизации непосредственно  образовательной  деятельности с детьмимладшей группы ОО «Познавательное развитие»...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы ОО «Познавательное развитие» Тема: «О животных».

Тема: «О животных». Возрастная группа: младшая группа, дети  3-4 лет. Форма:  НОД. Форма организации: групповая. Продолжительность НОД: 15 - 20мин. Учебн...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

"Путешествие в Книгоград" Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 6-го года жизни

Занятие закрепляет знания о книгах, о создании и назначении книг. На занятии дети вспомнят стихи А.Пушкина,  Ф.Тютчева, А. Плещеева об осени; закрепят приметы осени....