Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Музыка" по теме: "Музыкальные жанры"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Кабанцева Лидия Николаевна

Познакомить детей с танцем полька.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polka.docx367.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песня, танец, марш

П. Чайковский. Полька.

С. Майкапар. Полька

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.

Ход занятия:

C:\Users\galina-muz\Desktop\Радынова\Полька Чайковский, Майкапар\Чайковский.png

Пётр  Ильич Чайковский

1840 - 1893

Русский композитор, дирижёр, педагог

C:\Users\galina-muz\Desktop\Радынова\Полька Чайковский, Майкапар\perrot2.jpg

П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.

П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)

C:\Users\galina-muz\Desktop\Радынова\Полька Чайковский, Майкапар\Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938).jpg

Самуил Моисеевич Майкапар

1867 - 1938

Русский композитор, пианист, педагог

C:\Users\galina-muz\Desktop\Радынова\Полька Чайковский, Майкапар\949318103.jpg

А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Тоже весёлая, задорная.

П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).

Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)

Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)

Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.

Ход занятия:

Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце - легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)

Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр - большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше - снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце - тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).

Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).

Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С. Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих занятиях можно сравнить и другие польки с уже знакомыми, например, польку-галоп «Трик-трак» И. Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «В синем море»

Расширять представления детей о пейзажной живописи (марине). Дать представление о многообразии изображений морских пейзажей (на примере анализа произведений разных художников). Обратить внимание на ...

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Цветы – это чудо природы»

Тема: "Цветы – это чудо природы" интегрированное занятие  - знакомить детей с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика);  - учить р...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...