Проект "Мы любим классическую музыку"
проект (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

Артемова Капиталина Викторовна

Углублённая работа  по  приобщению детей к  музыкальной культуре, к музыкальному исскуству.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-my_lyubim_klas._muz.docx28.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               1    

                 Проект «Мы любим классическую музыку»

(для детей старшего дошкольного возраста – группы №9 и №4)

Музыкальный руководитель

ГБОУ детский сад № 332

Артёмова К.В.

    «Лучший способ говорить о музыке – молчать о ней» - эти слова когда-то произнёс великий композитор Р.Шуман. Язык человеческих эмоций, на котором разговаривает музыка, поддаётся переводу на вербальный с трудом. И поистине самым чутким, талантливым педагогам удаётся распахнуть сердца детей. Чтобы дети смогли «увидеть» музыку, рисовать её, чтобы  любили вбирать её в себя, впитывать, получая от этого наслаждение – вот цель нашей работы в этом проекте. Введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному даёт возможность ребёнку быть более восприимчивым к восприятию новизны, к овладению проблемой творчески, быть более гибким и независимым.  

         В нашем дошкольном учреждении в работе над проектом мы основывались на материале программы «От рождения до школы» - Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и программы «Музыкальные шедевры» - О.П. Радыновой. Реализация проекта «Мы любим классическую музыку» проходила в несколько этапов: занятия, досуги, концерты. На занятиях дети узнавали о том, как жили люди в прошлом, о ярких фрагментах биографий, об инструментах. Дети получали представления о костюмах и интерьерах с помощью просмотров иллюстраций, фрагментов DVD. Цикл занятий включил в себя ознакомление с «Детским альбомом» П.И Чайковского, с балетом «Щелкунчик», с балетом «Лебединое озеро». Прослушав и просмотрев отрывки из спектаклей, дети получили живое

                                                                                                                                               2

представление о классической музыке П.И.Чайковского. К пьесам «Детского альбома» дети сами придумывали сюжеты и отображали их в движении. Когда звучала «Игра в лошадки», мальчики азартно двигались с изменением направления движения, делились на команды. Под пьесу «Новая кукла» девочки зачарованно танцевали с куклами, передавая радость, лёгкость настроения, хвастаясь каждая своей  куклой. «Марш деревянных солдатиков» после бесед и прослушивания превращался в действие, в котором «военный дирижёр» руководил своими солдатами – музыкантами. «Польку» П.И.Чайковского  дети танцевали парами, выбирая лучшую пару, делясь на подгруппы (1-я подгруппа - танцует, остальные - играют на детских  музыкальных инструментах). Дети создавали музыкально-двигательные этюды, с удовольствием превращались в различных сказочных героев. Музыкальное движение наиболее естественный для детей вид музыкальной деятельности, в которой каждый ребёнок ярко проявляет свою творческую индивидуальность. В нём развивается не только музыкальность, но и общие творческие способности.

       Во время работы над проектом я стремилась к тому, чтобы ребёнок, услышав музыку, смог на основе анализа средств музыкальной выразительности понять её образный строй, прочувствовать его, получить эстетическое удовольствие, и, желательно, выразить впечатления в движении, рисунке или описать всё это образным словом.  Дети делились своими эмоциями, чувствами, впечатлениями, придумывали небольшие рассказы, приходя в группу, рисовали услышанную музыку. Чтобы лучше понять изменения в музыке я на занятиях предлагаю  детям, во время слушания музыки, рисовать её (это как один из моментов обучения), т.е. рисовать «цветную музыку». Детям это очень нравится.  

        В работе над  «Щелкунчиком» дети сначала познакомились с литературно-музыкальной частью, наиболее яркими фрагментами балета в аудио и  видеозаписях. К Новогоднему утреннику  был поставлен спектакль «Щелкунчик». Чарующая музыка балета П.И.Чайковского дала мощный импульс детскому танцевальному творчеству. Дети восторженно

                                                                                                                                          3                                                                                                                                                     импровизировали в «Арабском танце», в «Трепаке», в «Китайском», в «Вальсе снежных хлопьев». Совместно с родителями дети готовили костюмы, где проявили много выдумки.

         На досуги под названием «Музыкальные загадки» мы приглашали родителей, где вместе с ними дети безошибочно отгадывали все пьесы и отрывки из балетов, импровизировали под великолепную музыку П.И.Чайковского. Во второй половине дня к нам часто  заходят дети сотрудников, которые учатся в музыкальных школах, и школьники с огромным удовольствием устраивают нам небольшие концерты.

       В рамках реализации проекта в нашем детском саду проводились концерты воспитанниками ДМШ им. Шабалина. Педагоги - организаторы знакомили детей с музыкальными инструментами: скрипкой, фортепиано, аккордеоном, баяном, флейтой, гитарой, домрой. Учителя школы занимательно рассказывали детям о композиторах, о тех произведениях, которые школьники исполняли. Наши воспитанники с живым интересом слушали эти беседы, с большим участием слушали выступления исполнителей, активно отвечали на заданные вопросы, с удовольствием рассматривали инструменты, прикасались к ним.    

           Дети с большим удовольствием и интересом слушают классическую музыку, развивают своё творческое воображение. И в конце моих записей очень просится на бумагу высказывание великого мыслителя, писателя Ф. Достоевского: «И не хочу мыслить и жить иначе как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их там народится) будут когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

                                                                                                                                             

                                                                                                                                         4

 Знакомству детей с балетом – сказкой П.И. Чайковского «Лебединое озеро» я посвятила дополнительные занятия  во второй половине дня.

Занятие 1

Цель занятия.

Познакомить детей с музыкой балета П.И.Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

М. р. Дети, вы знаете имя великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского, знакомы со многими его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П.И.Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать её в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым, и любимы ими. Среди них – балет «Лебединое озеро». Кто из вас знает, что такое балет? Правильно, это театральный спектакль, но не обычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.  

     Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро». Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Звучит музыка. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал будет продолжаться и принц должен буде выбрать себе невесту.

     Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями. Все повернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу, и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её  и её подруг, превратив в птиц. Только по ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца – привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На

                                                                                                                                             5                                                                        

следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек. Так закончилась эта сказка.

       Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько отрывков (фрагментов из балета). Сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

После прослушивания 1-го фрагмента, дети говорят, что музыка сначала была нежная и грустная, а потом  тревожная.

М.р. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается нежно, трепетно, грустно, потом звучит всё напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия  очень красива и выразительна. Послушаем её ещё раз. (Звучит фрагмент.) Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и её подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце.                    

Исполняется «Танец лебедей».

М.р. Как звучит музыка? (Радостно, легко.) Какой это танец? (Вальс.)

Да, мы говорили с вами, что П.И.Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения  или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот  вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их.

       Послушайте ещё один фрагмент из балета – прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене. Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь.

                                                                                                                                             6

Счастливая  потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная, потому что  им нужно  расставаться.

(Дети слушают фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

 В следующий раз мы  снова послушаем эти и другие отрывки из балета.    

Занятие 2

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с музыкой П.И.Чайковского. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать  умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро».

Исполняется фрагмент  «Лебеди».

М.р. Какой фрагмент вы прослушали? («Лебеди». Музыка - нежная, грустная, красивая.) Прислушайтесь. Как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это такой инструмент (иллюстрация). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, как взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки – быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды – нежные, переливчатые. (Проиграть  аккомпанемент отдельно). Характер музыки в разных частях.

         Послушайте, как звучит мелодия в середине и конце этого фрагмента. Она, словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит, то с мольбой, то напряженно, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр – грозно, беспокойно.  

Звучит фрагмент весь целиком ещё раз.

Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер в разных частях.

Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».

                                                                                                                                            7

М. р. Расскажите о характере мелодии. (В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части – радостная.) Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части – очень нежно, печально. Прислушайтесь к звучанию музыкальных инструментов. Сначала звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки, вы знаете, высокий звук, а у виолончели – низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается всё выше, но в конце поникает с грустью.

Звучит фрагмент.

Теперь давайте послушаем танец лебедей.

Звучит «Танец лебедей»  

М.р. Какая музыка по характеру? (Это вальс.) Давайте выберем несколько девочек, которые попробуют танцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди.

Звучит «Танец лебедей»

М.р. Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели танцевать, глядя на взрослых.

Звучит «Танец маленьких лебедей»

Какая изящная, грациозная музыка.

Занятие 3

Цель занятия. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в 3-х фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки.

М. р. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, её играет гобой на фоне «шелестящих»

                                                                                                                                         8

скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно.  

          В сцене, когда принц объявил своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами – аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома. Давайте сравним, как звучит эта мелодия в 2-х названных сценах (1 и 4).

       Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной, просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями.

Звучит финал балета (5).

Так , преображая одну мелодию, композитор даёт нам возможность почувствовать печаль заколдованных девушек-лебедей (1-е появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одеттты (2-й фрагмент), торжество добра и любви (в конце балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

 

Занятие 4

Цель занятия. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.

М. р. Мы говорили с вами о том, что П.И.Чайковский очень любил жанр  вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали. Этот вальс танцуют девушки-лебеди на берегу озера после встречи с принцем.

Звучит фрагмент 2.

                                                                                                                                        9

Как звучит вальс? (Легко, нежно, светло.) Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту.

Фрагмент 6.

Как звучит это вальс? (Нежно, потом празднично.)  Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала.

Звучит фрагмент 7.

Как звучит вальс? (Более торжественно.) Да, он более праздничный. Вместе с тем в нём чувствуется больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? («Танец маленьких лебедей».)

Звучит «Танец маленьких лебедей».

 М. р. Как звучит танец? (Легко, отрывисто, изящно.)

Звучит фрагмент 3 «Одетта и Зигфрид».

Какая это музыка? Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц.  Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять - грустная. Какие инструменты звучат в этом отрывке? (Арфа, скрипка, виолончель.) Как звучат их голоса? Арфа звучит переливчато, скрипка – нежно и высоко, а виолончель – низко, грустно.) Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло.

Занятие 5

Цель занятия. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей

                                                                                                                                              10

различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

М. р. Послушайте несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» - нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый.

Звучит «Чардаш» 

Затем входят гости из Испании, и звучит огненная музыка, ритмичная – это испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет.

Звучит «Болеро»  

А сейчас вы услышите «Русский танец» - плавный, неторопливый, нежный в начале и тоже разгорающийся к концу.

Звучит «Русский танец»

Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П.И.Чайковского.

Звучит «Неаполитанский танец»

П.И.Чайковский включил «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома» в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба: звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу.

Звучит фрагмент.

И, наконец, последний танец – польская «Мазурка», яркая, праздничная. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца.

Звучит «Мазурка»

Да, средняя часть более нежная, лёгкая. Музыка в середине звучит грациозно, нежно, а затем опять гордо, ритмично.

Звучат фрагменты.

В следующий раз вы послушаете танцы ещё раз, и сами попробуете танцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...

Консультация для родителей "Как научить ребенка слушать и любить классическую музыку"

Косультация направлена на родителей воспитанников детей, начиная с самого раннего возраста. В материале предложены краткие советы о том, как приучить детей к кпрослушиванию классики....

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить классическую музыку?»

Ребёнок начинает слышать звуки еще в утробе матери. Будущая мама замечает, как её малыш вздрагивает от резкого звука или утихает, когда слышит приятную мелодию. Поэтому будущие мамы должны больше...