Конспект тематической НОД «Мы помним» для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Невзорова Елена Викторовна

Конспект тематической непосредственно образовательной деятельности, посвящённой Великой Отечественной войне    "Мы помним" с использованием мультимедийной слайдовой презентации для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zapisi.docx31.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Г.КОТОВСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект тематической непосредственно образовательной деятельности, посвящённой Великой Отечественной войне                

«Мы помним»

с использованием мультимедийной слайдовой презентации для детей 6-7 лет.

                                                         Подготовили:

                                               Воспитатели:  Бирюкова Ольга Алексеевна,

                                                                      Мунтян Елена Анатольевна,

                      музыкальный  руководитель

                                                                       Невзорова Елена Викторовна

г. Котовск

 2014 год

Цель:

  • расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны через художественно-эстетическое восприятие.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у  детей знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, её защитниках и подвигах;
  • учить определять смысловое понятие выражения «праздник со слезами на глазах».

Развивающие:

  • развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
  • развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • повышать интерес к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;
  • воспитывать у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к пожилым людям;

Музыкальные записи:

  1. А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война».
  2. Е. Петербургский, Я. Галицкий «Синенький скромный платочек».
  3. Д. Шостакович «Седьмая симфония».
  4. Д. Тухманов, В. Харитонов «День Победы».

Оборудование:

  • Шкатулка с предметами (награды, письмо-треугольник, кусочек хлеба),

звезда для игры, репродукция картин о войне и плакатов времён Великой Отечественной войны.

  • Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Предварительная работа:

Чтение произведений о ВОВ, заучивание стихотворений, слушание военных песен, рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины, разучивание песен, экскурсия к памятнику, беседы о Родине, рассматривание иллюстраций памятников защитникам Отечества.

Ход НОД:

      Музыкальный зал украшен рисунками детей на тему «День Победы», репродукциями плакатов военного времени, цветами. Под музыку Д. Тухманова «День Победы» дети входят в зал, здороваются с гостями и выстраиваются полукругом у стола, на котором лежит шкатулка.

      Воспитатель говорит, что она сегодня принесла шкатулку, которая бережно хранится в их семье очень много лет. Она предлагает детям заглянуть в неё и узнать, какие исторические тайны она хранит в себе. Воспитатель достаёт из шкатулки письмо-треугольник, награды  и кусочек  хлеба.

Слайд №1.

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени, и каких событиях может нам поведать эта шкатулка и предметы, находящиеся в ней

(выслушивает мнение детей). Сегодня мы с вами перенесёмся в те грозные военные годы и попробуем выяснить значение этих предметов и их значение для людей военного времени. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, посвящённую Великой Отечественной войне и победе советского народа над фашистскими захватчиками.

Слайд №2.

Воспитатель: Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 68 лет наша страна не видела ужасов войны. 68и лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов.

Слайд №3. (Звучит песня А. Александрова, В. Лебедева-Кумача

                      «Священная война»).

                    Летней ночью, на рассвете,

                     Когда мирно спали дети,

                     Гитлер дал войскам приказ

                     И послал солдат немецких

                     Против русских, против нас!    

Слайд №4.

Воспитатель: В это время, в 1941 году, появляется знаменитый плакат Ираклия Мосеевича  Тоидзе «Родина-мать зовёт!», который убедительно призывает всех граждан в войну.

«Вставай, народ!» -

Услышав клич земли,

 На фронт солдаты Родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой,

За каждый город, и за нас  с тобой!

Воспитатель: Песня «Вставай, страна!», написана композитором А. В. Александрова, призывным набатом прогремела на всю страну. Она возникла в первые дни войны, в конце июня 1941 года, и вскоре была исполнена в Москве перед воинами, уходящими на фронт. Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для Победы. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио. Давайте послушаем её вместе с вами.

Слайды № 5-10 (на фоне песни).

Ведущий: С рёвом рвались снаряды, строчили пулемёты, рвались  в бой танки, сокрушая всё вокруг. Земля горела в огне. Фашисты бомбили города, жгли сёла, убивали людей. Четыре года воевал с врагами наш народ.

Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу.

ТАНЕЦ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК».

Слайд № 11.

Воспитатель: Шли тяжёлые бои совсем недалеко от Москвы, и вот короткая передышка перед боем. В редкие часы отдыха солдаты писали письма своим родным.

Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками»: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольники» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

(Выходит мальчик. В руках у него фронтовое письмо, свёрнутое треугольником. Он разворачивает и «читает» письмо.)

Мальчик:

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой. Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

(Выходят девочка и мальчик.)

Девочка:

Дорогие мои родные!

Ночь.  Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мальчик:

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду.

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Каким должен быть воин?»                                 Передавая звезду по цепочке друг другу, дети называют качества воина - защитника (смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам- солдатам. Без чего солдат не сможет воевать? (солдату нужны пушки, сабли, ружьё, пистолеты) Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!

Слайд № 12.

Воспитатель:  В августе 1941 года город Ленинград, так назывался  Санкт-Петербург, оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того, как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.  Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.  По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных, измученных людей. Правда, не всех удавалось спасти даже на Большой земле. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. И можете себе представить, в это время в голодном и холодном Ленинграде, художники, поэты, композиторы рисовали и сочиняли.

Слайд № 13.

Музыкальный руководитель: Д. Д. Шостакович – великий русский композитор, находился в Ленинграде, с первых дней войны он добивался отправки его на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение. Когда же фашисты начали бомбить его родной город, и в Ленинграде началась блокада, он начал сочинять свою Седьмую симфонию. Работа шла очень быстро. Он не мог оторваться от бумаги, музыка звучала у него в ушах.

27 декабря 1941 года Симфония была закончена. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

И пришёл день 9августа 1942 года, 355 день ленинградской блокады. На стенах ленинградских домов появились афиши: «Шостакович. «Седьмая симфония»». И вот дирижёр взмахнул палочкой…

Звучит отрывок из «Седьмой симфонии».

Музыкальный руководитель: Первые звуки чисты и отрадны – вот так жили до войны. Сколько тишины и простора было вокруг нас! Эту музыку мира хочется слушать без конца! Но внезапно раздаётся вдалеке барабанная дробь, она всё ближе и ближе. Война, короткая, монотонная, тревожная музыкальная фраза звучит в оркестре всё назойливее, она постепенно овладевает оркестром, и становится страшно. Это враг наступает на Ленинград.

Звучит тема «Нашествие».

Отрывок из воспоминаний девочки, находившейся в эвакуации с детским домом. Читает кто-то из родителей.

«Меня вдруг остановила перед репродуктором незнакомая и удивительная по своему звучанию симфоническая музыка. Что это? Прислушалась и сразу узнала Шостаковича. Рядом стоял мальчик. Он жил у нас не давно. Худого, изнуренного голодом его привезли из окруженного блокадой Ленинграда. Музыка звучала то грозно, то мрачно. И вдруг раздался высокий холодный звук флейты. Мелодию сопровождала настойчивая и враждебная дробь военного барабана.
- Фашисты - прошептал мальчик, не отрывая взгляда от репродуктора. – Слышите? Это они идут…Я ненавижу их!
Словно защищаясь от неумолимого шествия, он машинально спрятался за мою спину».

И когда уже нечем дышать, появляется величественная тема сопротивления «Родина в огне».

Звучит отрывок из «Седьмой Симфонии».

Музыкальный руководитель: «Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, - говорит сам композитор, - может быть в ней слезы матери.

Или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается».

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей.
Мы победим, клянусь тебе, Россия.
От имени российских матерей.

Эти слова ленинградской поэтессы Ольги Бергольц слились с музыкой Шостаковича, утверждая, что силы разума, добра непременно победят в этой жесточайшей войне.

Фашисты обещали занять Ленинград быстро – 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от голода и холода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение композитора Д. Шостаковича – «Седьмая симфония».

Концертный зал был переполнен, трансляция была и по радио. Композитор, музыканты, и всё население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.

Исполнение фрагмента «Седьмой симфонии» Д. Д. Шостаковича.

Слайд № 14.

Воспитатель:  Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Суточная норма хлеба в декабре 1941 года рабочим составляло 250 граммом, всем остальным – 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Посмотрите на этот кусочек, попробуйте представить, что в течение дня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода.

(Звук «Симфонии» увеличить, а потом резко отключить музыку, пауза.)

Легче жителям Ленинграда стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор, шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Слайд № 15.

Воспитатель:  Отдавая должное нашим воинам, которые во время победы над фашизмом не жалели и самой жизни, низко поклонимся и тем, кто ковал в глубоком тылу оружие, которое теперь называют оружием  Победы.

Активное участие в приближении дня Победы принимали и жители Котовска. Одни – в сражениях Великой Отечественной, другие – на трудовом фронте. «Всё для фронта» - звучал лозунг военных лет!

Разные сорта пороха вырабатывали в годы войны труженики военного завода № 204. Позже называли заводом «Пластмасс»,  теперь – Тамбовский пороховой завод.  В основном работали выпускники производственно-технического училища, девочки и мальчики в возрасте 14 лет. Ушедших мужчин на фронт заменили женщины и юноши, которые проявляли трудовые подвиги, давая рекордную выработку в смену. Работали, не считаясь со временем, по 12-14 часов в сутки, не уходя с производства. Работали нередко под бомбёжкой фашистских самолётов, прорывавшихся на Тамбовщину через линию фронта. И случалось, гибли во время налётов на рабочих местах.

Одно из самых драматических событий в истории тылового Котовска – налёт фашистской авиации в ночь с 8 на 9 июля 1942 года. В этот день заводские корпуса были подвержены воздушному удару. От сброшенных фугасных авиабомб на территории завода возник пожар огромной силы. В эту страшную ночь погибли 30 человек, в большинстве своём женщины – работницы 5-го производства. Ещё четверо скончались через несколько дней в госпитале от полученных ожогов. Эта варварская бомбардировка унесла 34 человеческих жизни. Все они захоронены в братской могиле на территории старого городского кладбища.

Слайд № 16.

Ребёнок:

Победой кончилась война, те годы позади.

Горят медали, ордена у многих на груди.

Кто носит орден боевой за подвиги в бою,

А кто – за подвиг трудовой в своём родном краю.

Ребёнок:

Врагов мы смело побеждали,

До самого Берлина гнали.

Был взят Берлин, и на Рейхстаг

Был гордо водружён наш флаг.

Слайд № 17.

Воспитатель:

И вот долгожданный день наступил. Мы победили!

 День 9 Мая стал всенародным Днём Победы!  

Слайды № 18-19.

Ребёнок:

Победа! Победа! Победа!

Проносится весть по стране!

 Конец испытаньям и бедам,

Конец этой страшной войне!

Воспитатель:

Сегодня праздник входит в каждый дом.

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем всех с великим днём,

С Днём нашей славы,

Дети: С Днём Победы!

Воспитатель: 9 мая 1945 года в первый мирный день войны все люди вышли на улицы! Люди пели, веселились, плясали, поздравляли друг друга. Это был всеобщий праздник! Ну, а какой же праздник без пляски!

ТАНЕЦ «КАЗАЧОК».

Слайд № 20.

Воспитатель: Герой Советского Союза – высшее отличие доблести и чести,

Среди 262 тамбовчан, удостоенных этой высокой награды. Среди них и наш земляк – Посконкин Александр Романович. В годы Великой Отечественной войны он защищал от фашистских захватчиков славный город Ленинград. За героизм, умение владеть оружием, физическую выносливость, смекалку, вскоре к звезде Героя  прибавились и другие боевые ордена и медали. Недаром Александр Романович стал прототипом главного героя в поэме «Василий Тёркин». Поэт А. Твардовского описал его так:

                   Разговор идёт меж нами,

                    И спросил я с первых строк:

                   -Вы откуда родом сами –

                    Не из наших ли краёв?

Аж привстал герой:

                    -Ну что вы, что вы, - вскинул головой,-

                     Я как раз из-под Тамбова, -

                      И потрогал орден свой.

А другой знаменитый поэт В. Лебедев-Кумач в газете «Правда» посвятил такие стихи:

                     Враги свинцовый град им сыпали вдогонку…

                     Спасая раненых, рискуя головой,

                     Наглядно показал врагам Герой Посконкин,

                      Что значит наш моряк, наш рукопашный бой!

Фронтовые годы сказались на здоровье. Александр Романович умер в 1972году. Но герои не умирают. Именем Посконкина названа одна из улиц Котовска. Может быть кто-то из вас или ваших близких живёт на ней?

(Ответы детей.)

Слайды № 21, 22.

Воспитатель: Вот такие ордена получали наши советские воины за сражения

                          и подвиги.

Слайды № 23, 24.

Ребёнок:       

Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись,

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись

Кто б ни был ты –   рыбак, шахтёр, учёный иль пастух, - навек запомни

Здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог,

Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг!  

Ребёнок:  

И мы приходим с яркими цветами,
Туда, где наш солдат лежит.

И Вечный огонь, как память,
Всегда озаряет гранит.

ПЕСНЯ «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ».      

Слайды №25, 26.

Воспитатель: Мы хотим пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно  и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Великой Отечественной войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти!     

Слайды №27, 28.

 Воспитатель: Кто победил фашистских захватчиков, кто восстанавливал города и сёла, кто писал песни, стихи, которые помогали в дни войны? ЛЮДИ! Конечно же русские люди. Наш народ победил. И он чтит ветеранов!

                                     

Слайды №29, 30.

Ребёнок:

Я знаю от папы, я знаю от деда,

9 мая пришла к нам Победа.

Тот день весь в России народ ожидал,

Тот день самым радостным праздником стал.

Ребенок:

Тогда еще нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете,

Великий май, победный май!

Ребенок:

Пусть гремит салют Победы.

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших дедов!

Дню Победы много  лет!

Ребенок:

В этот день весенний

Солнце ярче светит,

В этот день счастливый

 Радуются дети!

Ребенок:

«Нет!» - заявляем мы войне,

Всем злым и черным силам.

Должна трава зеленой быть,

 А небо синим-синим!

Ребенок:

Нам нужен разноцветный мир,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на Земле

Все пули и снаряды.

Воспитатель:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно уснут города,

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

Пусть спокойно проходят года…

Все вместе: Пусть не будет войны никогда!

 ПЕСНЯ «СЕГОДНЯ САЛЮТ».          

Список источников:

lupviktor.narod.ru › -  Невыдуманные рассказы о ВОВ                                                              soldat.ru - Военно-исторические материалы                                                                             history-mir.ru – История ВОВ, битва за Москву                                               images.yandex.ru › - картинки о великой отечественной войне

pixelbrush.ru › -  Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

pravkniga.ru› - Стихи о Великой Отечественной войне

solnet.ee› - Детские стихи о ВОВ

odintsovo.info› - Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне

9maya.ru› -  Песни военных лет в mp3. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия по физкультуре для детей подготовительной группы «Мышцы нашего тела».

Цели:познакомить детей с работой мышц – сокращение и расслабление;воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.Оборудование: картинки (изображения человека, мышц...

КОНСПЕКТ тематического физкультурного занятия «АЛЬПИНИСТЫ» для детей 6-7 лет

Развивать физические качества детей (ловкость, выносливость, силу, равновесие, координационные способности), в развивающих играх и упражнениях с предметами....

Конспект тематического вечера для родителей и детей на тему: « В каждом доме свои традиции»

Цель: Оценить значение «семейных традиций» в воспитании и развитии ребенка. Привлечь родителей в работу детского сада.Задачи:Развивать партнерские отношения с семьёй.Расширить представлени...

Конспект тематической беседы о космосе для детей 5-6 лет

Цель: Расширить знания детей о космосе и космонавтах.Задачи: способствовать ознакомлению с историей космоса , расширению кругозора детей и развитию их воображения. Воспитывать чувства патрио...

Конспект тематического развлечения «Встречаем Масленицу» для детей с ОВЗ

Конспект тематического развлечения разработан с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ....

Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...

Конспект тематической беседы "О блокаде Ленинграда детям"

В данном занятии, воспитатель знакомит детей с темой ВОВ. Рассказывает о блокаде города Ленинграда, о маленьких жителях этого города, о их героизме....