Главные вкладки

    Детский фольклор как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста
    статья по музыке (младшая группа) по теме

    Павлова Елена Николаевна

    Для педагогов и родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья для музыкальных руководителей «Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

    подготовила

    музыкальный руководитель

                                                                                Павлова Елена Николаевна                                                                      

    Санкт-Петербург

    2014г.

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

    Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

     Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

    Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» [2].

    Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

    Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

    Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

    Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

    В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания: «Ай,  баюшки-баиньки, прискакали заиньки…», «Баюшки-баю! Сохрани тебя, И помилуй тебя Ангел твой – Сохранитель твой».

    Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

    Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

    Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока Кашку варила… или, Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?

    В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь? Наши уточки с утра: Кря,кря, кря. Наши гуси у пруда:Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко... На дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые [1].

    Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей. Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. «В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее» [3].

    С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми раннего возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.

    Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.

    Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.

    Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства.

    Таким образом, музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора – апофеоз всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях, конгломерат нравственных идей, ценностей, заключенных в выбранных для представления аудитории фольклорных жанров, танцев, игр и т.д.

    Список использованной литературы

    1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Ось-89, 2002.

    2. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор, кн. 1. -  М.: ТЦ Сфера, 2004.

    3. Давыдова М.А.Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. - М., Айрис-пресс: Рольф, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

    Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

    Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

    муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»   Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...

    Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

    Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа....

    Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

    В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...