Образовательная программа по ритмике для детей старшего дошкольного возраста "Подрастай-ка"
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему

Кудряшова Галина Михайловна

 

  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Одним из основополагающих принципов является принцип взаимодействия ребёнка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живёт.

2. Следующий принцип можно назвать принципом эмоциональной увлечённости, заинтересованности тем, что и как подаётся ребёнку.

3.  Важными являются принципы систематичности, постепенности и последовательности.

4. Принцип «от простого к сложному» с учётом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

5. Учёт  возрастных особенностей, физических возможностей и психологических особенностей ребёнка.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:

1.Развитие чувственно-эмоциональной сферы через развитие слуха, чувства ритма, адекватность движений под музыку.

2. Физическое совершенство и коррекция строения тела.

3. Творческое развитие личности ребёнка.

4. Воспитание любви к танцу.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

 1. Развитие адекватного восприятия музыкального образа через движение.

2.Знание танцевальных движений, обучение элементарному музицированию, органически связанного с музыкой и речью.

3.Увлечь дошкольников концертной деятельностью. В разных её проявлениях: участие в праздниках, игры, концерты и др.

4.Развивать деятельность и мышление, тренировать нервно-психические процессы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по ритмике138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             

                                        

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ         ПРОГРАММА

(по ритмике)

«ПОДРАСТАЙ-КА»

  Программа рассчитана на детей

от 5 до 7 лет

срок реализации - 2 года

Составитель:

музыкальный руководитель

МБОУ ДОД Центра внешкольной

работы г. Конаково

Галина Михайловна Кудряшова

ВВЕДЕНИЕ

Ритмика практиковалась древними греками, как искусство синтетическое, соединяющее геометрию, риторику, философию,пластику, математику, музыку. Ритмика входила важнейшей составляющей в педагогическую систему воспитания прекрасного человека (калакогатию).

В древней Элладе ритмику считали значительной потому, что она давала уникальную способность соединять, постепенно воссоздавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами.

В созвучии с этим современная педагогическая система ритмики  разветвлена по направлениям, общим свойством которых является синтез движения — речи — музыки.

В российской педагогике под названием «ритмика» понимают, прежде всего, современные народные и бальные танцы, аэробику (спортивное движение под музыку и движение с предметом).

Несмотря на длительную историю развития ритмики, сохраняют свою актуальность вопросы, связанные с развитием и совершенствованием методики музыкально-ритмического развития. В ритмике начинают широко использоваться инновационные приёмы и методы обучения: координационно-подвижные игры, пальчиковые упражнения, элементарное музыцирование, пластико — ритмо — речевой театр, ритмо — речевые фонематические упражнения, импровизация.

Данная программа «Подрастай-ка» ориентирована на работу с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях и рассчитана на 2 года.

 Указанная ниже программа способствует формированию у детей, не только чувства ритма, но и воспитанию музыкального вкуса.

Согласно современным исследованиям мышечное чувство помогает объединению всех ощущений, например, звуковых и тактильных, тактильных и зрительных, звуковых и зрительных, а занятия ритмикой развивают слух и память, чувство ритма, активизируют процессы восприятия, тренируют физическое совершенство детского организма. Происходит укрепление мышц, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки.

Всю программу объединяет игровой метод, что придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность — 30 мин. Формируется группа с учётом пожеланий родителей.

Количество детей в группе от 12 до 16 человек. Очень результативной является группа детей, где количество девочек совпадаёт с количеством мальчиков.

Занятия проходят в музыкальном зале дошкольного учреждения. Обязательным является наличие инструмента (фортепиано) и аудиотехники.

Методика преподавания ритмики и необходимый учебный материал в течение ряда лет разрабатывались и проверялись на практике. В процессе работы над данным пособием мне оказала  помощь своими советами Людмила Ивановна Сосунова — хореограф образцового танцевального коллектива «Наш стиль» МБОУ ДОД ЦВР г. Конаково.

                                            ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Одним из основополагающих принципов является принцип взаимодействия ребёнка, его индивидуальных особенностей с той социальной средой, в которой он живёт.

2. Следующий принцип можно назвать принципом эмоциональной увлечённости, заинтересованности тем, что и как подаётся ребёнку.

3.  Важными являются принципы систематичности, постепенности и последовательности.

4. Принцип «от простого к сложному» с учётом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

5. Учёт  возрастных особенностей, физических возможностей и психологических особенностей ребёнка.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:

1.Развитие чувственно-эмоциональной сферы через развитие слуха, чувства ритма, адекватность движений под музыку.

2. Физическое совершенство и коррекция строения тела.

3. Творческое развитие личности ребёнка.

4. Воспитание любви к танцу.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

 1. Развитие адекватного восприятия музыкального образа через движение.

2.Знание танцевальных движений, обучение элементарному музицированию, органически связанного с музыкой и речью.

3.Увлечь дошкольников концертной деятельностью. В разных её проявлениях: участие в праздниках, игры, концерты и др.

4.Развивать деятельность и мышление, тренировать нервно-психические процессы.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ:

1.Поддержка интереса к музыке и музыкально-ритмической деятельности.

2.Беседы с детьми о впечатлениях, полученных на праздниках и занятиях по ритмике.

3.Совместные походы с детьми в театр, на концерты.

4.Сбор домашней фонотеки, прослушивание произведений с последующим обсуждением.

5.Участие в мероприятиях учреждения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

          Структура и организация занятий по ритмике, в основном, соответствует структуре музыкальных занятий, но более усложнена по содержанию. В процессе обучения целесообразно использовать народные инструменты: ложки, коробочки, бубен, позволяющие быстро усвоить такие понятия, как пульс, акцент, слабые и сильные доли, начало и окончание фраз.

В программе необходимо учитывать, что любой элемент ритмических соотношений в музыке, объяснённый, но не закреплённый в инструментальном музыцировании, не будет в достаточной степени понят и осознан детьми.

Основными используемыми методами являются:

  • Наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом).
  • Наглядно-зрительный.
  • Двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов).
  • Словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснение в ходе выполнения движений, напоминание об их приёмах и т.д.).
  • Упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

В образовательном процессе применяется разучивание репертуара с учётом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится на таких методических приёмах:

  • Обращение педагога сразу ко всей группе.
  • Активизация деятельности каждого ребёнка в отдельности.

Индивидуальная работа может проводиться в следующих направлениях:

  • Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков (наблюдение).
  • Использование приёмов, обращённых к каждому ребёнку (индивидуальное указание ребёнку, использование кратких по времени (2-3 мин.) индивидуальных занятий).

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Особенно важен правильный, грамотный выразительный показ взрослого, который в большей мере определяет качество детского исполнения. Переживания эстетического характера обогащают опыт ребёнка, в том числе, способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него.

    Всё вышеуказанное позволяет развивать чувственно-эмоциональную сферу дошкольника.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ: 

Необходимо помнить о целесообразности включения в структуру занятий различных видов музыкальной деятельности: речь с движением, этюды, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры, танцы. Для более эффективного усвоения ребёнком чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, также нужно уделять особое внимание метрической пульсации, средствам музыкальной выразительности, танцевально-ритмической гимнастике.

Для того чтобы действия детей под музыку были свободными, лёгкими, чёткими. Чтобы, без особого труда, дети могли использовать их в своих творческих композициях, необходимо многократное выполнение одного и того же движения. Возможны упражнения, разучиваемые под счёт или в индивидуальном ритме.

Метрическая пульсация — позволяет свободно, красиво и координационно-правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям.

Танцевально-ритмическая гимнастика — образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость.

Речь с движением — с помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи. Ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Этюды — использование этюдов, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу.

Инсценирование песен — могут быть сюжетными и несюжетными в зависимости от того, разыгрывают ли дети тот или иной сюжет, или выполняют те или иные игровые задания.

Танцы — направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся.

Музыкально-подвижные игры — являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования, всё то, что требуется для достижения поставленной цели.

Игры-путешествия (или сюжетные занятия) — включают все виды подвижной деятельности, используются средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить детей, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.


МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

«ПОДРАСТАЙ-КА»

(для детей старшего дошкольного возраста)


ПЕРВЫЙ ГОД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

«Я — МУЗЫКА — ТАНЕЦ»

ЗАДАЧИ:

  1. Содействовать развитию адекватного восприятия музыки и умения согласовывать движение с музыкой.

  1. Развивать мелкую моторику.

  1. Совершенствовать развитие танцевальных движений.

  1. Способствовать внутреннему раскрепощению, умению владеть своим телом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                   

Тематический план

Количество часов

1

Танцевальная лексика

4

2

Русский народный танец

8

3

Песни из мультфильмов

8

4

Творческая деятельность

4

5

Игры — путешествия

4

6

Открытые занятия

2

Всего:

30

Темы занятий

Количество часов

1

Танцевальная лексика:

— метр, метрическая пульсация, акцент;

— элементы русского народного танца.

2

2

2

Русский народный танец:

— ровным кругом друг за другом;

— исходное положение — основа любого танца;

— танцевальные движения русского народного танца;

— выразительность движений.

2

2

2

2

3

Песни из мультфильмов:

— песня — наш лучший друг;

— работа над осанкой и корпусом;

— двигаемся в соответствии с темпом;

— ориентировка в пространстве.

2

2

2

2

4

Творческая деятельность:

— рисуем музыку;

— сочиняем танцевальные композиции.

2

2

5

Игры — путешествия:

— путешествие на поезде;

— приходи сказка;

—на Ярмарке;

 —мы на луг ходили.

1

1

1

1

6

Открытые занятия

2

ВСЕГО:

30


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные навыки и

умения

Схема развития

музыкально-ритмических навыков у детей

1

Общий характер музыки.

Ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами (высокий, средний, низкий).

2

Динамические оттенки.

Двигаться в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише).

3

Темповые изменения.

В соответствии с музыкой переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу.

4

Метро-ритм.

Отмечать движением метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и несложный ритмический рисунок (хлопками).

Основные навыки

и умения

Схема развития навыков

выразительного движения у детей

1

Основные виды движений.

Ходить — легко, ритмично; бегать — быстро, высоко поднимая ноги; скакать с ноги на ногу.

2

Упражнения.

Выполнять движения различного характера с предметами и без них, пружинить на ногах.

3

Перестроения.

Самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать расстояние между парами, увеличивать и уменьшать круг, из построения в парах разойтись в разные стороны.

4

Сюжетно-образные движения.

Передавать игровые образы различного характера, действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.

5

Элементы танца.

Выставлять ноги вперёд на прыжке приставкой шаг с приседанием, плавные движения рук, двигаться в парах, отходить спиной. Творчески использовать знакомые элементы.

ВТОРОЙ ГОД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

«Я – ТВОРЕЦ»

ЗАДАЧИ:

1. Формировать у детей умение чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении.

2.Стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность.

3.Поддерживать стремление детей к творчеству, используя положительную оценку их деятельности.

4.Способствовать средствам естественного творческого самовыражения в пространстве.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план.

Количество часов

1

Танцевальная лексика

4

2

Бальный танец

8

3

Современные ритмы

8

4

Творческая деятельность

4

5

Игры — путешествия

4

6

Открытые занятия

2

ВСЕГО:

30

Темы занятий

Количество часов

1

Танцевальная лексика:

— декорация, бутафория, реквизит;

— мы знаем танцы XIX и XX вв..

2

2

2

Бальный танец:

— я путешествую во времени и пространстве;

— работа над корпусом и руками;

— движение, поза, жест;

— изящество, грациозность танцевальных движений.

2

2

2

2

3

Современные ритмы:

— прыгаем, танцуем, поём — весело живём;

— ускоряй и замедляй;

— знакомьтесь — это Я;

— раскрепощённость.

2

2

2

2

4

Творческая деятельность:

— творческое сотрудничество;

— Я и моё настроение.

2

2

5

Игры — путешествия:

— цветик-семицветик;

— на балу;

— искатели клада;

— путешествие по странам мира.

1

1

1

1

6

Открытые занятия

2

ВСЕГО:

30

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные навыки и

умения

Схема развития

музыкально-ритмических навыков у детей.

1

Общий характер музыки.

Двигаться выразительно и непринуждённо в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, регистрами (выше, ниже).

2

Динамические оттенки.

Двигаться в соответствии с динамикой (усиление, ослабление звучания).

3

Темповые изменения.

Ускорять и замедлять движение в соответствии с музыкой.

4

Метро - ритм.

Отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок.

Основные навыки

и умения

Схема развития навыков

выразительного движения у детей

1

Основные виды движений.

Ходить торжественно, мягко и плавно, стремительно и широко; выполнять подскоки, меняя характер движения (легко, сильно).

2

Упражнения.

Выполнять движения с предметами и без них (плавно, энергично).

3

Перестроения.

Ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой, «змейкой».

4

Сюжетно-образные движения.

Выразительно передавать различные игровые образы, инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх.

5

Элементы танца.

Переменный шаг, шаг с притопом, шаг польки. Хлопки в различном ритме. Знать термины. Комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные варианты народных плясок и современных танцев.

         Ритмический слух, основа музыкальности и развивается он прежде всего в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру  музыки. В основе музыкально - ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении.

         Ребёнок отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения: музыкальные образы, изменение темпа, динамики  и т.д.).

Для эффективного развития у детей ритмического слуха я предлагаю:

Во-первых, использовать индивидуальный подход к каждому ребенку т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные.

Во-вторых, необходимо опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста, в движении под музыку.

В-третьих, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

В-четвертых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

Образовательная программа "Растим патриотов"(для детей старшего дошкольного возраста)

Образовательная программа "Растим патриотов".Этой программой, которую я писала для детей своей группы поможет вам вырастить маленьких патриотов нашей страны....

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Песочные фантазии» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песко...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...