Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Махина Елена Алексеевна

В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Махина Е.А.

Развитие способности передавать музыкально-игровой образ

 у детей 5-6 лет в условиях образовательных ситуаций.

МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа, структурное подразделение «Детский сад «Улыбка»

           Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности.

Психологические механизмы развития способностей изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др.  

         Б.М. Теплов рассматривает способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности…». [1, стр. 42]

         На современном этапе развития общества, с учётом компетентностного подхода в образовании, можно прийти к выводу, что способности - это компетенции, то есть непосредственный результат образования, выражающийся в овладении дошкольниками определенным набором  способов деятельности для решения актуальных задач в любой жизненной ситуации.  

         Одним из центральных понятий данной  работы является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.    

         Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество,  как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В.Асафьев, Л.А. Венгер, H.A.Ветлугина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман,  Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон  и другие.

        Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, раскрывающие  свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей. К ним можно   отнести: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

        Развитие  способностей по передаче музыкально-игрового образа у детей 5- 6 лет,   осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать музыку  с движением, проявляющиеся  во время занятий  ритмикой (один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, её характер передаётся в движении) [2, стр. 105].

         Необходимо как можно раньше развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов [1, стр. 86].

         Музыкальная игра - наиболее активная  творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях [1, стр.96].

         Детям старшего дошкольного возраста доступно исполнение характерных танцев, участие в музыкальных играх, которые подразумевают воспроизведение «свободных» плясовых движений от лица персонажа в свойственной ему манере (танец Петрушек, Снежинок и т.д.). Старшие дошкольники могут в музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, в свободных плясках творчески использовать знакомые элементы.

         Дети  начинают импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у них наблюдается целостное восприятие музыки, её характера, выразительных средств  [2, стр.133].

      Для развития способности передавать музыкально- игровой образ необходимо  в условиях образовательной ситуации  обращать внимание    на  то, чтобы  дети эмоционально отзывались  на музыку.

        Их активность в передаче музыкально-игрового образа во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям, то есть накоплению опыта исполнительства.    Освоение программного содержания требует одновременной работы над музыкально-ритмическими движениями и навыками выразительного исполнения.

        Одним из условий для развития способности передавать музыкально-игровой образ  является организация развивающей  предметной среды. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества,  как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев. 

         Учитывая теоретические основы,  была проведена диагностика, по результатам     которой  выявлено, что 46 % детей старшей  группы:

- в движениях выражают общий характер музыки, темп;

-начало и конец движения музыкального произведения совпадают не всегда;

-не достаточно вслушиваются в музыку; мимика бледная, движения маловыразительные, однотипные.

         Полученные данные соответствуют среднему (27%)  и низкому (19%) уровню развития музыкально- игрового творчества.

          В связи, с чем нами была разработана серия образовательных ситуаций и созданы следующие педагогические условия:

1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкально-игровому творчеству;

2) подбор музыкального репертуара  (произведения мировой музыкальной классики, отобранные  по принципу образности, доступности, контрастности, с учётом рекомендаций О.П. Радыновой);

3) обеспечение психологического комфорта детей  в процессе выполнения движений под музыку (чувство защищенности, чтобы у детей не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение);

4)создание игровых ситуаций;

5) индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт интересов и особенностей;

6)подготовка атрибутов для танцевально-игровой деятельности, обогащение исполнительского опыта;

        Образовательные ситуации были выстроены на основе логически взаимосвязанных этапов, направленных на развитие и углубление творческих способностей старших дошкольников   в условиях музыкально-игровой деятельности.

         На первом этапе проводились образовательные ситуации, в процессе которых происходило накопление опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений, в игровой форме расширялись понятия о средствах выразительности музыки (темп, ритм, динамика, характер, составные части произведения); предлагались для разучивания элементы движений, соответствующих образу произведения, то есть происходило накопление исполнительского опыта. В процессе игр- уподоблений дети учились распознавать интонационные краски и оттенки, выражать их в движении. На этом этапе, помимо игровых методов был использован приём активного слушания, помогающий детям более глубоко чувствовать характер музыкального фрагмента.

         На втором этапе формировались способности к ассоциации во время восприятия музыки, проходившее не только в образовательных ситуациях, но и в свободной деятельности детей при активной поддержке и помощи воспитателя. Одним из эффективных приёмов на данном этапе является сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, в процессе которых происходит развитие музыкального мышления и понимание взаимосвязей средств музыкальной  выразительности и движения, которые заложены композитором в музыкальном произведении.

         На третьем этапе проводились образовательные ситуации, целью которых было стимулирование детей к взаимодействию героев в процессе создания музыкально-игрового образа. Для этого использовались произведения, состоящие из 2-х и более частей, атрибуты и элементы костюмов. Ассоциативность мышления и активный  характер восприятия музыки получили развитие в заданиях направленных на придумывание характерных танцев: «Танец осенних листочков», «Разноцветная семейка», «Маленькие балеринки», «Танец солдатиков». Для стимулирования выразительности движений был придуман приём «Съёмка фильма о ребятах», посвящённого юбилею детского сада.

        В ходе музыкальных игр и танцев-импровизаций, дети не только придумывали сюжет, но и пробовали инсценировать музыкальные произведения в жанре мини-балета.

        В завершении была проведена  диагностика, которая выявила следующие результаты:

-высокий уровень продемонстрировали 54%;

-средний уровень 37%;

-низкий  уровень 9%;

        Практические результаты исследования развития способности передавать музыкально-игровой образ у детей 5-6 лет в условиях образовательной ситуации позволили определить и уточнить комплекс организационно- педагогических условий, среди которых необходимо выделить следующие:

- накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений  с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений;

- разработка системы музыкальных игр, обеспечивающих интеграцию музыки и движения;

- построение образовательных ситуаций по модели творческой игры, стимулирующей импровизационную музыкально- игровую деятельность старших дошкольников;

- включение сюжетно- тематических игровых комплексов, углубляющей способности к творческой деятельности по созданию музыкально-игрового образа, стимулирующих воображение, способность к ассоциированию, а так же реализацию творческих замыслов в их сюжетной разработке.

         Из вышесказанного можно сделать вывод: творческие проявления детей по созданию музыкально- игрового образа   являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления в движении.

Библиографический список

  1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
  2. Радынова О.П и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания  выс.  И средн. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия».- 1998. 240 с.
  3. Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] / И. Г. Кольцовская // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся педучилищ. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1976.
  5. Кукоша. Сборник сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей детских садов. Санкт- Петербург, 2009.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз, 1956.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре

В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков....

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культу­ры гендерных взаимоотноше­ний детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длител...

Презентация к проекту „Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры”

В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста не умеют и не проявляют активности к играм,  требующим умение владеть социально-коммуникативными навыками, ...

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...

Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...