Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Махина Елена Алексеевна

В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Махина Е.А.

Развитие способности передавать музыкально-игровой образ

 у детей 5-6 лет в условиях образовательных ситуаций.

МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа, структурное подразделение «Детский сад «Улыбка»

           Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности.

Психологические механизмы развития способностей изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др.  

         Б.М. Теплов рассматривает способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности…». [1, стр. 42]

         На современном этапе развития общества, с учётом компетентностного подхода в образовании, можно прийти к выводу, что способности - это компетенции, то есть непосредственный результат образования, выражающийся в овладении дошкольниками определенным набором  способов деятельности для решения актуальных задач в любой жизненной ситуации.  

         Одним из центральных понятий данной  работы является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.    

         Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество,  как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В.Асафьев, Л.А. Венгер, H.A.Ветлугина, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман,  Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон  и другие.

        Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, раскрывающие  свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей. К ним можно   отнести: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

        Развитие  способностей по передаче музыкально-игрового образа у детей 5- 6 лет,   осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать музыку  с движением, проявляющиеся  во время занятий  ритмикой (один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, её характер передаётся в движении) [2, стр. 105].

         Необходимо как можно раньше развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов [1, стр. 86].

         Музыкальная игра - наиболее активная  творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях [1, стр.96].

         Детям старшего дошкольного возраста доступно исполнение характерных танцев, участие в музыкальных играх, которые подразумевают воспроизведение «свободных» плясовых движений от лица персонажа в свойственной ему манере (танец Петрушек, Снежинок и т.д.). Старшие дошкольники могут в музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, в свободных плясках творчески использовать знакомые элементы.

         Дети  начинают импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у них наблюдается целостное восприятие музыки, её характера, выразительных средств  [2, стр.133].

      Для развития способности передавать музыкально- игровой образ необходимо  в условиях образовательной ситуации  обращать внимание    на  то, чтобы  дети эмоционально отзывались  на музыку.

        Их активность в передаче музыкально-игрового образа во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям, то есть накоплению опыта исполнительства.    Освоение программного содержания требует одновременной работы над музыкально-ритмическими движениями и навыками выразительного исполнения.

        Одним из условий для развития способности передавать музыкально-игровой образ  является организация развивающей  предметной среды. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества,  как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев. 

         Учитывая теоретические основы,  была проведена диагностика, по результатам     которой  выявлено, что 46 % детей старшей  группы:

- в движениях выражают общий характер музыки, темп;

-начало и конец движения музыкального произведения совпадают не всегда;

-не достаточно вслушиваются в музыку; мимика бледная, движения маловыразительные, однотипные.

         Полученные данные соответствуют среднему (27%)  и низкому (19%) уровню развития музыкально- игрового творчества.

          В связи, с чем нами была разработана серия образовательных ситуаций и созданы следующие педагогические условия:

1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкально-игровому творчеству;

2) подбор музыкального репертуара  (произведения мировой музыкальной классики, отобранные  по принципу образности, доступности, контрастности, с учётом рекомендаций О.П. Радыновой);

3) обеспечение психологического комфорта детей  в процессе выполнения движений под музыку (чувство защищенности, чтобы у детей не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение);

4)создание игровых ситуаций;

5) индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт интересов и особенностей;

6)подготовка атрибутов для танцевально-игровой деятельности, обогащение исполнительского опыта;

        Образовательные ситуации были выстроены на основе логически взаимосвязанных этапов, направленных на развитие и углубление творческих способностей старших дошкольников   в условиях музыкально-игровой деятельности.

         На первом этапе проводились образовательные ситуации, в процессе которых происходило накопление опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений, в игровой форме расширялись понятия о средствах выразительности музыки (темп, ритм, динамика, характер, составные части произведения); предлагались для разучивания элементы движений, соответствующих образу произведения, то есть происходило накопление исполнительского опыта. В процессе игр- уподоблений дети учились распознавать интонационные краски и оттенки, выражать их в движении. На этом этапе, помимо игровых методов был использован приём активного слушания, помогающий детям более глубоко чувствовать характер музыкального фрагмента.

         На втором этапе формировались способности к ассоциации во время восприятия музыки, проходившее не только в образовательных ситуациях, но и в свободной деятельности детей при активной поддержке и помощи воспитателя. Одним из эффективных приёмов на данном этапе является сопоставление и сравнение музыкальных и художественных произведений, индивидуальные беседы, проблемные ситуации, в процессе которых происходит развитие музыкального мышления и понимание взаимосвязей средств музыкальной  выразительности и движения, которые заложены композитором в музыкальном произведении.

         На третьем этапе проводились образовательные ситуации, целью которых было стимулирование детей к взаимодействию героев в процессе создания музыкально-игрового образа. Для этого использовались произведения, состоящие из 2-х и более частей, атрибуты и элементы костюмов. Ассоциативность мышления и активный  характер восприятия музыки получили развитие в заданиях направленных на придумывание характерных танцев: «Танец осенних листочков», «Разноцветная семейка», «Маленькие балеринки», «Танец солдатиков». Для стимулирования выразительности движений был придуман приём «Съёмка фильма о ребятах», посвящённого юбилею детского сада.

        В ходе музыкальных игр и танцев-импровизаций, дети не только придумывали сюжет, но и пробовали инсценировать музыкальные произведения в жанре мини-балета.

        В завершении была проведена  диагностика, которая выявила следующие результаты:

-высокий уровень продемонстрировали 54%;

-средний уровень 37%;

-низкий  уровень 9%;

        Практические результаты исследования развития способности передавать музыкально-игровой образ у детей 5-6 лет в условиях образовательной ситуации позволили определить и уточнить комплекс организационно- педагогических условий, среди которых необходимо выделить следующие:

- накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений  с целью углубления эмоционально-образного осмысления музыки и нахождения адекватных игровых действий в форме движений;

- разработка системы музыкальных игр, обеспечивающих интеграцию музыки и движения;

- построение образовательных ситуаций по модели творческой игры, стимулирующей импровизационную музыкально- игровую деятельность старших дошкольников;

- включение сюжетно- тематических игровых комплексов, углубляющей способности к творческой деятельности по созданию музыкально-игрового образа, стимулирующих воображение, способность к ассоциированию, а так же реализацию творческих замыслов в их сюжетной разработке.

         Из вышесказанного можно сделать вывод: творческие проявления детей по созданию музыкально- игрового образа   являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления в движении.

Библиографический список

  1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
  2. Радынова О.П и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания  выс.  И средн. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия».- 1998. 240 с.
  3. Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] / И. Г. Кольцовская // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся педучилищ. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 1976.
  5. Кукоша. Сборник сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей детских садов. Санкт- Петербург, 2009.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальные игры и пляски в детском саду, Учпедгиз, 1956.


Предварительный просмотр:

Махина Е.А.

Развитие музыкально-ритмических  способностей

детей 5-6 лет в сюжетной игре.

В современных социокультурных условиях  идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения в системе  дошкольного образования, результатом которого является   закрепление   на государственном уровне  положений  о создании благоприятных условий  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в специфических  видах деятельности, в форме игры.

Формирование гармоничной личности, в которой  сочетаются умственное и физическое, нравственное и эстетическое  начало, возможно,  при использовании огромной созидательной силы музыки.

Художественно-эстетическое направление, в процессе реализации    которого

решаются  задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста, включает в себя разные виды музыкальной деятельности,   ориентированные на развитие музыкальности, определяемой  как комплекс способностей, формирующихся   на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

По мнению многих исследователей (К. Сишор, И. Крис, Б. М. Теплов, Э. Сеги, Э. Виллемс, Р. В. Лундин и др.), музыкальная деятельность оказывается практически невозможной без развитого чувства музыкального ритма, который является одной из основных музыкальных способностей.

Для раскрытия термина музыкальный ритм, мы воспользуемся  понятием   Е. В. Назайкинского данного  в книге «О психологии музыкального восприятия»:  музыкальный ритм представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)».

Музыкально-ритмические способности развиваются  в музыкально-ритмической деятельности, предусматривающей ознакомление со средствами музыкальной выразительности и передаче их в  движении.

Развитие музыкально-ритмической способности включает  в себя обучение  различным  средствам познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие, происходящее, в том числе   в процессе формирования  музыкально-ритмических навыков.    

О.П. Радынова определяет   музыкально-ритмические  навыки, как  навыки передачи в движении характера музыки и наиболее ярких средств музыкальной выразительности ( ритм, темп, метр, динамика, форма, тембр).

Одним из основных видов музыкально-ритмической деятельности, в которой эффективно формируются навыки,  являются музыкальные игры. А.Г. Гогоберидзе определяет музыкальные игры как способ общения с музыкальным искусством, помогающим  проявить активную природу ребёнка в двигательных реакциях, которые становятся средством  её восприятия и понимания характерных особенностей.

Для раскрытия темы мы будем  использовать следующее понятие: музыкальные игры – это средство музыкального воспитания, направленное на углубление восприятия и понимания музыкального произведения,  способствующее формированию музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Мы считаем музыкальные игры эффективным средством формирования музыкально-ритмических навыков в связи  с тем, что компоненты (музыкальное произведение и игровые действия)  находятся во взаимосвязи:  высокая эмоциональность музыки в сочетании с игрой, как ведущей деятельностью близка и понятна детям 5-6 лет. В данном возрасте складываются все предпосылки для успешного развития музыкально-ритмической способности.

Начиная с пятилетнего возраста, дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Ярко выражена эмоциональность и непосредственность, что необходимо для формирования навыка выразительности движения.

Хорошо развита память, особенно двигательная и эмоциональная, ребёнок адекватно реагирует на показ со словесным комментарием, он начинает осознавать и контролировать свои действия.

У 5-6 летних детей созревают лобные доли мозга, способствующие управлению движениями, действиями, поведением, параллельно идёт процесс совершенствования возбуждения и торможения.

Под влиянием музыкально-ритмической деятельности,  происходит становление творческого воображения, развивается познавательный интерес, формируется осознанное правильное отношение к окружающей действительности

Проанализировав следующие источники: Зимина А.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»,  Зимина А.Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду»,  Лифиц И.В.  «Ритмика», Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», был сделан следующий вывод.

Сюжетные игры обладают возможностью для эффективного формирования музыкально-ритмических навыков по передаче средств музыкальной выразительности.  Её отличительной чертой  является то, что музыка характеризует сюжет игры, преподнесённый в доступной для детей форме, её программу или игровые действия, обеспечивающие более глубокое понимание средств музыкальной выразительности и обучение их передачи в движении.

Учитывая теоретические основы проблемы исследования, была проведена диагностика «Музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста» по А.Н. Зиминой [8, стр.158], так как  данный диагностический  материал позволяет выявить сформированность музыкально — ритмических навыков.

Полученные результаты представлены  в таблице.

Таблица 1

Уровень сформированности

МРН

Музыкально-ритмические навыки

Музыкально-ритмические способности

Способность эмоционально откликаться на музыку

Творческие способности

темп

ритм

Метро-

ритм

Характер

Форма

Регистр

Низкий (соответствует нулевому);

7%

11%

16%

16%

12%

18%

Средний (соответствует первому);

64%

79%

81%

77%

71%

69%

Высокий (соответствует второму);

29%

10%

3%

7%

17%

13%

Анализ результатов показал, что в основном дети находятся на среднем уровне формирования музыкально-ритмических навыков. Сложности возникли в процессе передачи тембра (18%) и характера (16%). Не возникло затруднений в передаче темпа (29%) и формы (17%).

Исходя из полученных данных, было принято решение использовать сюжетную игру в качестве средства повышения уровня сформированности музыкально-ритмических навыков.

        Работа по формированию музыкально-ритмических навыков проводилась поэтапно.      Дадим краткую характеристику каждого этапа.

Целью первого этапа являлась организация целостного восприятия музыкального произведения с последующей беседой и применением различных приёмов, направленных на обучение детей определению  и осознанию средств музыкальной выразительности, таких как: характер, темп, ритм, тембр, метроритм, форма. На данном этапе были использованы следующие методические приёмы: иллюстрации для пояснения характера, особенностей взаимодействия  героев, раскрытых в сюжетной игре,    подводящих упражнений. Время реализации этапа: 4  встречи педагога с детьми во второй половине дня.

Целью второго этапа  являлось формирование музыкально-ритмических навыков по передаче средств музыкальной выразительности в движении. Работа, направленная на более тонкую дифференциацию средств музыкальной выразительности. Формируемые музыкально-ритмические навыки, соответствующие средствам музыкальной выразительности были объединены в блоки:

     - 1 блок: характер, регистр, форма;

     - 2 блок: ритм, метроритм, темп;  

       Период реализации данного этапа 4 встречи педагога с детьми во второй половине дня.

       На заключительном этапе (2 встречи педагога с детьми) работа была  направлена на качество и выразительность  исполнения сюжетных игр, с использованием различных приёмов (появление сказочного героя с просьбой о помощи, мини-концерт для любимых игрушек и др.).

      По окончании третьего этапа была проведена диагностика и зафиксированы следующие результаты, отражённые в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированности

МРН

Музыкально-ритмические навыки

Музыкально-ритмические способности

Способность эмоционально откликаться на музыку

Творческие способности

темп

ритм

Метро-

ритм

Характер

Форма

Регистр

Низкий (соответствует нулевому);

 --

6 %

 9%

2%

4%

 --

Средний (соответствует первому);

67%

67%

  76%

52%

60%

69%

Высокий (соответствует второму);

33 %

27%

15%

46%

 36%

 31%

На основании полученных результатов можно сделать вывод: деятельность, реализуемая в процессе сюжетной игры, предусматривает активное целостное восприятие музыки, непосредственную реакцию, которая выражается в характерных движениях.

В процессе реализации технологии был сделан акцент на восприятии-слушании  музыкального произведения с использованием различных приёмов, направленных на выделение отдельных средств музыкальной выразительности. На данном этапе дети продемонстрировали более глубокие  переживания, эмоциональную отзывчивость, узнавание и различение музыкального образа. Параллельно этому проводилась работа по осознанному применению умений: определить характер, темп, различие динамики, форму.  Благодаря чему на втором этапе дети быстрее и точнее определяли средства музыкальной выразительности, и двигались в соответствии с полученными ранее знаниями, заинтересованные сюжетом игры. Данные факторы  привели к оптимизации процесса формирования музыкально-ритмических навыков и развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре.

Первостепенным в процессе формирования музыкально-ритмических навыков и развития музыкально-ритмических способностей  можно считать возможность реализации принципов сознательности и активности. Ничто не должно быть механически заучено без понимания  смысла и значения средств музыкальной выразительности, без накопления опыта в музыкально-игровой деятельности и применения полученных знаний на практике, в соответствии с возрастными особенностями.

Список использованной литературы

  1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Генезис сенсорных способностей. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Педагогика», 1976. 14 л. 256 с.
  3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., «Музыка», 1972, 384 с.
  4. Музыкальное воспитание дошкольников /Под ред. О.П. Радыновой.- М.: Просвещение, 1994, 240 с.
  5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателя детского сада / Н.А. Ветлугина [и др.]. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
  6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с: ил
  8. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре

В статье раскрывается тема развития музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет в сюжетной игре, в контексте формирования музыкально-ритмических навыков....

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культу­ры гендерных взаимоотноше­ний детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длител...

Презентация к проекту „Развитие речи у детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры”

В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста не умеют и не проявляют активности к играм,  требующим умение владеть социально-коммуникативными навыками, ...

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...

Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...