Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
консультация по музыке на тему

Кочерникова Татьяна Федоровна

 В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития ритма у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Программа обучения детей дошкольного возраста должна полностью соответствовать возрастным особенностям и физическим данным ребенка.. Однако существенным отличием ее является коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса. Дети  испытывают различные затруднения в освоении программы. Они не умеют последовательно выполнять требования, поставленные педагогом. Им необходимо больше времени для осознания поставленной перед ними задачи и больше времени для её выполнения.

Рассеянное внимание  в связи с возрастными особенностями  мешает им сосредоточиться на определенных заданиях и выполнить их с точностью.  Занятия ритмики помогают детям воспитать в себе определенные качества: внимание, умение ориентироваться в пространстве, переключать внимание с одного задания на другое.

Для воспитания у детей внимания, уверенности в выполнении заданий, уверенности в свои силы необходимо придерживаться определенной системы занятий, чтобы дети привыкали к определенному ритму занятия. Однако не надо забывать и о внесении новых заданий, но они должны органически вплетаться в систему, позволяя осваивать новые элементы движений.

Необходимо вносить на музыкальных занятиях различные игровые элементы, но они должны соответствовать требованиям поставленным педагогом.

Определенная система позволяет также выработать  работоспособность, внося  новые темы, оставляя единую кайму.  Новый материал необходимо наслаивать на изученные движения и он должен являться органическим продолжением, что бы для детей это было не особенно затруднительно.

Главное чтобы ребенок не зациклился на своем неумении: «Я не могу», «У меня не получится», а мог сказать «Пока не получается, но я справлюсь!»

Если у ребенка слабый ритм, это еще не значит, что его нет вообще. У 80%  детей его можно выработать соответствующими упражнениями и заданиями исправляющими этот недостаток и дать уверенность в свои силы.

Например:

Дети не могут шагать под музыку, хлопать в ритм музыки, выполнять определенные упражнения под музыку, а в итоге суметь выполнять танцевальные композиции. В связи с этим есть различные приемы в достижении этой цели.

У детей различная реакция на звук, показ, музыку и т.д. Занятия ритмики  групповые, поэтому необходимо применять все виды воздействия на внимание, координацию, физическое развитие.

1) Особенно на первом этапе необходимо громко выговаривать счет музыки на сильную долю такта при ходьбе, включать хлопки с различными ритмическими рисунками. Всегда на первом этапе разучивании надо включать озвучивание ритма движений голосом вместе с детьми. Это дает  возможность включать слуховую память и  объединить её с мышечной памятью.

2) занятие   все время сопровождается показом педагога. Задействуется зрительная память, но надо помнить, что часть заданий дети должны выполнять самостоятельно. Они должны самостоятельно привыкать запоминать определенные движения, это вырабатывает память.

3) Есть прием развития  ритма через вибрацию, который применяется при работе с детьми глухих и слабослышащих. Для детей дошкольного возраста  это прием тоже может дать результат. При выполнении простых движений можно сопровождая счет голосом и ударом чем либо  об пол.

В некоторых случаях необходимо совмещать все виды воздействия на память (слуховую, зрительную, вибрацию, мышечную), чтобы достичь желаемого результата.

При выработки ритма необходимо, чтобы дети могли освоить понятие «музыкальная пауза», уметь просчитать ее, услышать начало и конец музыкальной фразы, уметь начать движения с началом музыкальной фразы и закончить его с концом музыкальной фразы. Поэтому при разучивании движений в танцевальной композиции необходимо ставить движения точно в размер музыкальной фразе.

 4) В некоторых случаях можно совместить движения со словами, которыми обозначаются движения. Так как слова тоже имеют ритм, они вписываются в ритм движения, это может помочь детям в правильном выполнении движений.

Например, делая ударение на гласные буквы, совпадающие с ритмом музыки.

Когда движения усваиваются в ритме и порядок движений выучен как стихотворение, слова можно убрать.

Но даже когда дети их не произносят они все равно остаются в их памяти и помогают в дальнейшем изучении нового материала.

Можно придумывать разные стихотворения, разные сочетания слов и даже возгласов.

Например:

  1. «Ох- ох. Ха – ха – ха!»   - два медленных хлопка и три быстрых

  1. Полька  «Каблук-носок»

1) Каблук-носок, каблук-носок;

   Галоп, галоп, шаг приставить.

2) повторить с другой ноги:

    Каблук-носок, каблук-носок;

   Галоп, галоп, шаг приставить.

3) Хлопают в ладоши и говорят.

    Хлоп- хлоп- хлоп. (пауза)

    Хлоп-хлоп-хлоп. (пауза)

4)Топ (раз) - топ(два) – топ (три) - топ(четыре).

Повторить №3 и №4

  1. Разучивание приставного шага «шАг пристАвить» - выполнять данное упражнение с пропеванием  звука «А» и на первый звук задерживать вытянутый носок ноги, а на второй закрыть ногу в позицию с  акцентом.

 Выделять определенные гласные звуки, попадающие на сильную долю такта.

 Можно внести различные эмитирующие элементы, характеризующие разные образы. Это образ медведя который шагает медленно и переваливаясь с ноги на ногу или воробья, который может прыгать и взмахивать «крыльями» или делать другие движения эмитируя полет птицы.

Также можно дать задание показать цирковых животных. Это позволяет не только показать имитацию повадок животного, но и придумать для него разные невообразимые трюки.

Однако надо всегда помнить, что не все  дети обладают богатой фантазией и необходимо направлять их представление о разных животных.

Многие стараются повторять выдумки других детей и занятии  может стать однообразным. Поэтому необходимо подбирать задания разнообразнее и применять на первом этапе знакомые детям мультфильмы.

Но также надо не забывать и поставленной цели - воспитать чувство и ощущение  ритма  внутри себя. Когда это будет достигнуто, конечно, у каждого ребенка это индивидуально, можно давать и более сложные задачи.

 В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Но надо не забывать и приучать детей к коллективному выполнению заданий и ответственности не только за себя, но и за тех,  кто радом.

 Такие занятия дают детям возможность фантазировать и показать свою фантазию под музыку, стараясь выразить не только придуманный образ, но и самого себя в нем, хотя дети этого и не осознают. Это поможет им в дальнейшем раскрепощено  выражать себя в танцевальных композициях. .

 Надо воспитывать в детях и коллективизм, так как танец это коллективное творчество и результат зависит от каждого и от всех вместе. Эти качества помогут детям в дальнейшей жизни.

Некоторых детей можно научить «читать с ног», т.е. успевать, внимательно следя за исполнением  других детей выполнять упражнения в музыкальном ритме. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития ритма у детей. Это также помогает развитию внимания и сосредоточенности на определенном задании.

Ритмика – групповое занятие и основная работа все – таки групповая, поэтому применяя все виды работы дети интуитивно выбирают тот вариант который для него приемлем, а следовательно цель поставленная педагогом  достигается.

 

Упражнения с предметами тоже позволяют детям развить свои ритмические способности.

Это упражнения с мячом:

* удары об пол, подбрасывание его в воздух, перекаты по полу друг другу, с руки на руку.

Другие упражнения в сочетании с прыжками и притопами и т. д.

Упражнения подбираются в зависимости от подготовленности , возраста  и поставленной цели.

Упражнения с лентой:

*перевод ленты перед собой с права на лево и слева на право;

* круговые движения вправо и влево;

      * спирали и другие элементы.

Применяя различные приемы выработки ритма в более старшем возрасте основная группа детей делает неплохие успехи .  Дети очень любят выступать. Это дает им веру в свои силы.  Они могут, преодолев себя,  добиться хороших результатов. Вера в свои силы помогает  преодолевать  трудности в других сферах деятельности. Дети становятся эмоциональны, преодолевается скованность в движениях и в общении со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...