"Проект как форма работы по ознакомлению детей с народным творчеством"
проект по музыке (подготовительная группа) на тему

Разработан для подготовительной группы, с целью воспитания высоких духовных ценностей и культурных традиций  у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_deshevitsinoy.russkie_uzory.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект как форма работы по ознакомлению детей с народным творчеством.

«Пусть ребенок чувствует красоту

 и восторгается ею, пусть в его сердце и

 в памяти навсегда сохранятся образы,

 в которых воплощается Родина»

 (В. А. Сухомлинский)

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

 Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через  игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки,  произведения декоративно-прикладного искусства, музыку. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного - оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического и патриотического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Цель проекта:

Воспитание высоких  духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Задачи:

  • знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
  • учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
  • воспитывать интерес к народной песне, пляскам, хороводам, прибауткам, играм;
  • приобщать детей к истории и культуре русского народа на примере  разных жанров народного искусства.

Участники проекта: 

дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта:

2месяца (февраль -  март)

Гипотеза: включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности на основе интеграции образовательных областей должно привести к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа,  воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировать его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Этапы работы над проектом

  • подготовительный
  • практический
  • заключительный

1этап.

 Разработка проекта:

  • Поиск, анализ, систематизация литературы по декоративно-прикладному искусству, музыкальному народному творчеству.
  • Организация работы по ознакомлению  участников проекта с актуальностью данной проблемы.
  • Создание предметно – развивающей среды по теме проекта, подбор и подготовка наглядного материала.
  • Подбор музыкального материала и материалов для изобразительной деятельности детей.
  • Разработка плана  мероприятий по реализации проекта, конспектов НОД.
  • Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам.

2этап.

 Практический:

План мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

Задачи

Художественно - эстетическая

Слушание музыкальных произведений: «Камаринская», «Барыня».

Распевки: «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду», «Лиса по лесу ходила».

Пение, хороводы: «Во кузнице», «Где был Иванушка?», «На горе-то калина», «А я по лугу».

Танцы: «Танец  скоморохов», «Калинка»,

Игра на музыкальных инструментах: «Частушки»

Знакомить с русскими народными плясовыми.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закреплять умение петь напевно с музыкальным сопровождением и без, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.

Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.

Учить играть на русских народных инструментах.

Художественно - эстетическая

Хохломская роспись:

  • - Узор «травка»

  • -«Травный орнамент»

  • -Узор «листочки»

  • - Узор «Ягодки»

  • - «Уточка-солонка»

Городецкая роспись:

  • -«Основные элементы росписи»

  • - «Розан и ромашка»

  • - «Листья и кустики»

  • - «Купавка и бутон»

  • - «Городецкая роза»

Гжель:

  • «Знакомство с гжельским орнаментом»

  • «Рыба»

  • «Барышня»

Учить рисовать простейшие элементы травного орнамента;

Постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент;

Учить детей рисовать листочки, используя для этого кроме красного и черного цвета, еще зеленый и желтый;

Учить детей рисовать узоры кистью и печаткой-тычком;

Роспись солонки кистью и печаткой-тычком, используя знакомые  приемы росписи.

Освоить простейшие элементы городецкой росписи: дуги, капельки, спиральки. Штрихи, точки и скобочки;

Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «розаном»;

Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «листочком»;

Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «купавкой»;

Познакомить с декоративным изображением розы в городецкой росписи.

Познакомить с развитием гжельского промысла; с характерными деталями гжельских орнаментов (линии, точки, капельки, усики, решетки, цветы).

Повторить элементы гжельской росписи, Роспись рыбы, используя знакомые приемы росписи.

Роспись барышни знакомыми элементами гжельской росписи.

Физическое развитие

Игры: «Плетень», «Ручеек», «Гори, гори ясно».

Способствовать развитию творческой активности детей.

Социально - коммуникативная

Заучивание стихов о народных промыслах, отгадывание загадок.

Организация работы с родителями

Информирование  в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию в работе. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов.

Совместное посещение выставки народных промыслов.

Размещение справочной информации по тематике занятий.

3 этап.

Заключительный. 

Мониторинг знаний детей  проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы  задавались индивидуально, в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Какие русские народные инструменты ты знаешь?
  • Из чего они сделаны?
  • Какие русские народные движения можешь передать в пляске?
  • Чем русская народная песня отличается от хоровода?
  • Какие виды росписи знаешь?
  • Какие цвета используются в хохломской, гжельской, городецкой росписи?
  • Какие изделия народных промыслов знаешь?
  • Какие русские народные игры знаешь?

Результаты диагностики выявили, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (26,4%), на среднем уровне были знания у 6 детей (31,6%),  низкий уровень был установлен у  8 детей (42%). Знания  были поверхностными, дети затруднялись в названии изделий народных промыслов, материалов, из которых они сделаны, путали виды росписи. Знания детей о народной музыке, народных инструментах были отрывочными и поверхностными. Выяснилось, что весьма ограничено количество народных игр, в которые ребята играют.

После внедрения проекта  высокий уровень знаний был диагностирован у 60% , средний – у 40% детей, низкого уровня выявлено не было.

Дети свободно ориентируются  в жанрах народного искусства, называют отличительные признаки и элементы городецкой, хохломской, гжельской росписи, знают элементы народных танцев, народные музыкальные инструменты, с удовольствием играют в народные игры и исполняют фольклорные песни.

Презентацией проекта стал весенний утренник «Весёлая ярмарка».  Ребята исполнили народные песни, хороводы, народные танцы, инсценировки. Дети представили свои работы: доски и платочки, расписанные по мотивам народного прикладного искусства, подарили подарки, изготовленные в народных техниках, родителям.  Материалы проекта были представлены  на педагогическом совете ДОУ.

  Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.  Включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов, привело к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа, что  способствовало воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению детей подготовительной группы творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С. Пушкина.

В данном документе представлен  план мероприятий по ознакомлению с творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина.Дети знакомятся с творчеством писателей с их произведениями.Знания закрепля...

Ознакомление детей с народным творчеством

Проект"Ознакомление детей с народными традициями средствами игровых технологий" Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовны...

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....

Проект по ознакомлению детей с народным творчеством.

этот проект можно использовать как в работе для всего доу , так и в рамках единого образовательного пространства доу и школы....

Методическая разработка для педагогов "Новые формы работы при ознакомлении детей с родным краем"

Знакомить детей с культурой, природным богатством нашего края, заинтересовать их в изучении истории своей Малой Родины эффективно через использование новых форм работы – инновационных технологий...